Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 17 мая 2007 г. N Ф09-3602/07-С1
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Режу Свердловской области (далее - инспекция) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 27.11.2006 по делу N А60-30710/06 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2007 по указанному делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Общество с ограниченной ответственностью "Режевской строительный торговый дом" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к инспекции и Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Реже Свердловской области (далее - управление) возвратить излишне уплаченные страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в сумме 45107 руб.
Решением суда от 27.11.2006 заявленные требования удовлетворены частично, на инспекцию возложена обязанность возвратить обществу излишне уплаченные страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в сумме 45107 руб. В удовлетворении требований, заявленных к управлению, отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2007 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение (толкование) судом названных ею норм материального права.
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 25.04.2006 общество обратилось в инспекцию с письмом о зачете переплаты по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 45107 руб. Впоследствии, 06.05.2006, общество обратилось в инспекцию с заявлением о возврате на свой расчетный счет данной переплаты.
В письме от 25.05.2006 N 04-10 инспекция в проведении указанного зачета (возврата) излишне уплаченных страховых взносов отказала со ссылкой на письмо Федеральной налоговой службы от 15.03.2006 N 19-4-06/000036, в котором указано, что налоговым органам не предоставлено право на проведение зачета (возврата) излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Страховые взносы не являются налоговыми платежами, следовательно, не могут быть возвращены в порядке, установленном ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
С аналогичным заявлением общество обращалось и в управление, которое также отказало в письмах от 30.05.2006 и 19.06.2006 в проведении зачета излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, сославшись на отсутствие соответствующих полномочий.
Считая отказы инспекции и управления в возврате излишне уплаченных сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование неправомерными, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Возлагая на инспекцию обязанность вернуть обществу страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в сумме 45107 руб., суды исходили из того, что в силу ст. 78 Кодекса возврату подлежат и платежи во внебюджетные фонды.
Отказывая в удовлетворении требований, заявленных к управлению, суды исходили из того, что у управления отсутствуют полномочия на возврат (зачет) обществу излишне уплаченных страховых взносов.
Выводы судов являются правильными, соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон) правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено данным Законом.
В соответствии с п. 1 ст. 25 Закона контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговым органом в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов.
В п. 1 ст. 13 Закона установлено право страховщика - Пенсионного фонда Российской Федерации и его территориальных органов - осуществлять возврат страховых взносов на обязательное пенсионное страхование лишь в случае, если невозможно установить, за каких застрахованных лиц указанные платежи уплачены. Иных полномочий по возврату (зачету) страховых взносов законодатель для органов Пенсионного фонда Российской Федерации не установил.
Поскольку данный Закон не определяет порядок зачета либо возврата сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, то к данным правоотношениям подлежат применению положения гл. 12 Кодекса.
В силу п. 7, 9 ст. 78 Кодекса сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату налоговым органом по письменному заявлению налогоплательщика. Возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате.
В п. 13 ст. 78 Кодекса установлено, что правила о зачете или возврате излишне уплаченной суммы налога, предусмотренные данной статьей, применяются также при зачете или возврате излишне уплаченных сумм налога и сбора, поступающих в государственные внебюджетные фонды.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что у общества имеется переплата по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 45107 руб.
Факт излишней уплаты обществом страховых взносов в указанной сумме инспекцией не оспаривается.
Таким образом, предъявленные к инспекции требования общества по возврату излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование согласно ст. 78 Кодекса правомерны.
Доводы инспекции, изложенные в кассационной жалобе, уже были предметом рассмотрения судов обеих инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, оснований для переоценки выводов у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Нарушений норм материального либо процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
В соответствии с подп. 12 п. 1 ст. 333.21 Кодекса, п. 2 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 N 117 с инспекции подлежит взысканию государственная пошлина, уплачиваемая при подаче кассационной жалобы.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
суд постановил:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 27.11.2006 по делу N А60-30710/06 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2007 по указанному делу оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Режу Свердловской области - без удовлетворения.
Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Режу Свердловской области госпошлину по кассационной жалобе в доход федерального бюджета в сумме 1000 руб.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу п. 7, 9 ст. 78 Кодекса сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату налоговым органом по письменному заявлению налогоплательщика. Возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате.
В п. 13 ст. 78 Кодекса установлено, что правила о зачете или возврате излишне уплаченной суммы налога, предусмотренные данной статьей, применяются также при зачете или возврате излишне уплаченных сумм налога и сбора, поступающих в государственные внебюджетные фонды.
...
Факт излишней уплаты обществом страховых взносов в указанной сумме инспекцией не оспаривается.
Таким образом, предъявленные к инспекции требования общества по возврату излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование согласно ст. 78 Кодекса правомерны."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 17 мая 2007 г. N Ф09-3602/07-С1
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника