Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 14 мая 2007 г. N Ф09-3401/07-С1
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании жалобу Каменск-Уральского комплексного отдела Межрегионального территориального управления Ростехнадзора по Уральскому федеральному округу (далее - отдел) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 23.01.2007 по делу N А60-35984/06.
В судебном заседании приняли участие представители:
Межрегионального территориального управления Ростехнадзора по Уральскому федеральному округу (далее - управление) - Коршунов В.В. (доверенность от 30.10.2006 N 68), Пологовой Ю.В. (доверенность от 25.12.2006 N 2512);
общества с ограниченной ответственностью "Ирбитский стекольный завод" (далее - общество) - Глубоковских Н.В. (доверенность от 29.12.2006 N 05/45).
Общество обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления отдела от 27.11.2006 о привлечении заявителя к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс), в виде взыскания штрафа в сумме 20000 руб.
Решением суда от 23.01.2007 заявление общества удовлетворено.
В порядке апелляционного производства решение суда не обжаловалось.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, отдел просит указанное решение суда отменить по основаниям, изложенным в кассационной жалобе.
Законность обжалуемого судебного акта проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, должностными лицами отдела проведена проверка эксплуатируемых обществом мазутохранилища и склада горюче-смазочных материалов (далее - ГСМ), расположенных по адресу: Свердловская обл., г. Ирбит, ул. Пролетарская, 79.
В ходе названной проверки отделом установлен ряд нарушений обществом требований промышленной безопасности, а именно: необеспечение проведения подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности согласно Правилам промышленной безопасности нефтебаз и складов нефтепродуктов (ПБ 09-560-03), утвержденным постановлением Госгортехнадзора Российской Федерации от 20.05.2003 N 33 (далее - Правила); необеспечение проведения экспертизы промышленной безопасности, не проводится диагностика, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах в установленные сроки; незаключение договора на обслуживание с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями.
Результаты проверки оформлены протоколом об административном правонарушении от 16.11.2006, на основании которого отделом вынесено постановление о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 9.1 Кодекса, в виде взыскания штрафа в сумме 20000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из недоказанности инспекцией факта совершения обществом вменяемого ему правонарушения.
Выводы суда являются правильными и соответствуют обстоятельствам дела.
Частью 1 ст. 9.1 Кодекса предусмотрена ответственность за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензии на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.
К требованиям промышленной безопасности согласно ст. 3 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Закон) относятся условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в названном Законе, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а также в нормативных технических документах, которые принимаются в установленном порядке и соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность.
На основании ст. 9 Закона организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности, обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки и по предъявляемому в установленном порядке предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориального органа; работники опасного производственного объекта обязаны проходить подготовку и аттестацию в области промышленной безопасности. В соответствии со ст. 10 Закона в целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии организациям, эксплуатирующим опасный производственный объект, разрешается создавать собственные профессиональные аварийно-спасательные службы или профессиональные аварийно-спасательные формирования, а также нештатные аварийно-спасательные формирования из числа работников.
В силу ст. 2 Закона опасными производственными объектами являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества, в частности взрывчатые вещества. Опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в установленном порядке.
Из материалов дела видно, что в качестве опасных производственных объектов, эксплуатируемых обществом, зарегистрированы основная производственная площадка (N А63-01611-001) и транспортный цех (N А63-01611-002), о чем выдано свидетельство о регистрации от 11.03.2002 N А63-01611.
Однако в протоколе об административных правонарушениях отсутствует указание, к какому именно из перечисленных объектов относятся склад ГСМ и мазутохранилище.
Суд первой инстанции правомерно указал, что при проведении проверки Правила, нарушение которых вменяется обществу, не подлежали применению, поскольку их действие согласно п. 1.3 Правил распространяется на действующие, реконструируемые, проектируемые, строящиеся и законсервированные нефтебазы и склады нефтепродуктов, к указанной категории организаций заявитель не относится.
Кроме того, судом установлено и материалами дела подтверждено, что обществом не допущены нарушения, перечисленные в протоколе об административном правонарушении.
В соответствии с ч. 4 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В силу ст. 28.2 Кодекса о совершении административного правонарушения составляется протокол, в котором должно, в частности, содержаться описание места совершения, событие административного правонарушения, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
Суд обоснованно указал на отсутствие в протоколе от 16.11.2006 фактических данных, подтверждающих вывод отдела о нарушении требований промышленной безопасности. Правильным является вывод суда о том, что такие обстоятельства свидетельствуют о процессуальных нарушениях, допущенных при составлении протокола, которые не позволяют сделать вывод о доказанности совершения обществом вменяемого ему правонарушения.
Поскольку допущенные при производстве по делу нарушения процессуальных требований не позволяют всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело (п. 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10), суд правомерно признал незаконным и отменил спорное постановление о привлечении общества к административной ответственности.
Доводы отдела, изложенные в жалобе, подлежат отклонению как направленные на переоценку установленных судом фактических обстоятельств дела, что недопустимо в силу требований, установленных ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 23.01.2007 по делу N А60-35984/06 оставить без изменения, кассационную жалобу Каменск-Уральского комплексного отдела Межрегионального территориального управления Ростехнадзора по Уральскому федеральному округу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу ст. 2 Закона опасными производственными объектами являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества, в частности взрывчатые вещества. Опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в установленном порядке.
...
Суд первой инстанции правомерно указал, что при проведении проверки Правила, нарушение которых вменяется обществу, не подлежали применению, поскольку их действие согласно п. 1.3 Правил распространяется на действующие, реконструируемые, проектируемые, строящиеся и законсервированные нефтебазы и склады нефтепродуктов, к указанной категории организаций заявитель не относится.
...
В силу ст. 28.2 Кодекса о совершении административного правонарушения составляется протокол, в котором должно, в частности, содержаться описание места совершения, событие административного правонарушения, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
...
Поскольку допущенные при производстве по делу нарушения процессуальных требований не позволяют всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело (п. 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10), суд правомерно признал незаконным и отменил спорное постановление о привлечении общества к административной ответственности."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 14 мая 2007 г. N Ф09-3401/07-С1
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника