Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 25 июня 2007 г. N Ф09-3986/07-С6
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Торговая сеть "Незабудка" (далее - общество "Торговая сеть "Незабудка") на решение Арбитражного суда Челябинской области от 28.11.2006 (резолютивная часть от 21.11.2006) по делу N А76-16320/2006 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2007 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
В судебном заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "Универсам "Коробейники-1" (далее - общество "Универсам "Коробейники-1") Лохани Е.Л. (доверенность от 18.09.2006 N 1/18Д).
Общество "Универсам "Коробейники-1" обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с иском к обществу Торговая сеть "Незабудка" об обязании прекратить незаконное использование товарного знака "Алые паруса" и взыскании компенсации на нарушение исключительных прав на использование товарного знака в сумме 5000000 руб. 00 коп.
Решением суда от 28.11.2006 (резолютивная часть от 21.11.2006) исковые требования удовлетворены частично. На общество "Торговая сеть "Незабудка" возложена обязанность прекратить незаконное использование товарного знака "Алые паруса", охраняемого свидетельством от 19.05.2003 N 195298/1, путем удаления средств наружной рекламы, вывесок, рекламных и информационных материалов, в которых используется словосочетание "Алые паруса", а также с вышеуказанного общества взыскана компенсация в сумме 500000 руб. 00 коп. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2007 решение суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, общество "Торговая сеть "Незабудка" просит решение и постановление отменить, производство по делу прекратить, ссылаясь на необоснованное применение судом при решении вопроса о сходности до степени смешения используемого обозначения с зарегистрированным товарным знаком недействующего нормативного акта, неполное выяснение имеющих значение для правильного рассмотрения спора обстоятельств, а также несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. По мнению заявителя кассационной жалобы, услуги, оказываемые им и обществом "Универсам "Коробейники-1", которое является правообладателем товарного знака "Алые паруса", не являются однородными; используемое заявителем кассационной жалобы в хозяйственном обороте обозначение "Алые паруса" имеет существенные графические отличия с зарегистрированным товарным знаком "Алые паруса" и не может привести к смешению в хозяйственном обороте услуг, оказываемых сторонами настоящего спора. Кроме того, общество "Торговая сеть "Незабудка" полагает, что судом завышен размер компенсации за незаконное использование товарного знака, поскольку им неправильно определен срок, с которого общество "Торговая сеть "Незабудка" начало использовать спорное обозначение в хозяйственном обороте.
Общество "Универсам "Коробейники-1" с доводами кассационной жалобы не согласно, в представленном отзыве просит судебные акты оставить в силе, считая их законными и обоснованными.
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, общество "Коробейники-1" на основании свидетельства от 19.05.2003 N 19528/1 на товарный знак (знак обслуживания) является правообладателем исключительных прав на товарный знак "Алые паруса" с приоритетом в течение 10 лет с 23.03.1999 в отношении товаров и услуг, 16, 35, 42 класса Международной классификации товаров и услуг, в том числе услуг по реализации товаров (т. 1, л.д. 15).
Между обществом "Коробейники-1" (лицензиар) и обществом с ограниченной ответственностью "Сеть универсамов "Алые паруса" (далее - общество "Сеть универсамов "Алые паруса", лицензиат) 15.07.2003 заключен лицензионный договор, зарегистрированный Роспатентом 07.10.2003, по условиям которого лицензиату предоставлено неисключительное право на использование товарного знака "Алые паруса" (т. 1, л.д. 63-65).
В результате проведения лицензиатом мероприятий по недопущению незаконного использования товарного знака выявлен факт использования обществом "Торговая сеть "Незабудка" спорного товарного знака в виде словосочетания "Алые паруса" в названии супермаркета, расположенного по адресу: г. Челябинск, ул. Ст. Разина, д. 4.
Истец, полагая, что при использовании в названии супермаркета словосочетания "Алые паруса" обществом "Торговая сеть "Незабудка" нарушаются принадлежащие обществу "Коробейники-1" исключительные права на использование зарегистрированного товарного знака, обратился в арбитражный суд с вышеуказанным иском.
Удовлетворяя исковые требования об обязании общества "Торговая сеть "Незабудка" прекратить использование товарного знака "Алые паруса" и взыскивая за незаконное использование данного товарного знака компенсацию, суд исходил из того, что факт использования вышеуказанным обществом спорного словосочетания в названии супермаркета путем его размещения на витрине магазина в качестве средства наружной рекламы, а также в рекламе и информации с 23.08.2004 - даты открытия магазина, является доказанным; используемое обществом "Торговая сеть "Незабудка" словосочетание "Алые паруса" и зарегистрированный за обществом "Коробейники-1" товарный знак "Алые паруса" являются сходными до степени смешения, поскольку имеют одинаковое звучание, смысловую нагрузку и общее зрительное впечатление; услуги, оказываемые сторонами данного спора, являются однородными. Суд указал, что с учетом отсутствия у потребителя возможности увидеть оба обозначения одновременно использование обществом "Торговая сеть "Незабудка" спорного обозначения может привести к смешению в хозяйственном обороте оказываемых сторонами настоящего спора услуг.
Частично удовлетворяя требование истца о взыскании компенсации за незаконное использование товарного знака, суд первой инстанции указал, что ее размер определяется с учетом срока незаконного использования товарного знака "Алые паруса", наличия большого количества магазинов торговой сети "Незабудка", не связанных с использованием спорного обозначения, отсутствия умышленного и злостного характера правонарушения, предлагаемой ответчиком суммы лицензионного вознаграждения, а также распространенности и известности словосочетания "Алые паруса" как литературного произведения.
Суд кассационной инстанции считает, что оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
В силу ст. 1 Закона Российской Федерации от 23.09.1992 N 3520-1 "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" (в редакции Федерального закона от 11.12.2002 N 166-ФЗ, с изменениями от 24.12.2002, далее - Закон "О товарных знаках") товарный знак и знак обслуживания являются обозначениями, служащими для индивидуализации товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг юридических или физических лиц.
На основании п. 1 ст. 4 Закона "О товарных знаках" правообладатель вправе использовать товарный знак и запрещать использование товарного знака другими лицами. Никто не может использовать охраняемый в Российской Федерации товарный знак без разрешения правообладателя.
Из п. 2 ст. 4 Закона "О товарных знаках" следует, что нарушением исключительного права правообладателя (незаконным использованием товарного знака) признается использование без его разрешения в гражданском обороте на территории Российской Федерации товарного знака или сходного с ним до степени смешения обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, в том числе размещение товарного знака или сходного с ним до степени смешения обозначения на товарах, на этикетках, упаковках этих товаров, которые производятся, предлагаются к продаже, продаются, демонстрируются на выставках и ярмарках или иным образом вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, либо хранятся и (или) перевозятся с этой целью, либо ввозятся на территорию Российской Федерации, при выполнении работ, оказании услуг, на документации, связанной с введением товаров в гражданский оборот, в предложениях к продаже товаров, в сети Интернет, в частности, в доменном имени и при других способах адресации.
Судами на основании имеющихся в материалах дела фотографических изображений (т. 1, л.д. 16-17), нотариально оформленных протоколов осмотра размещенной в сети Интернет информации от 02.07.2006 (т. 1, л.д. 18-37), показаний свидетеля (т. 1, л.д. 94) сделан правильный вывод о том, что спорное словосочетание "Алые паруса" используется обществом "Торговая сеть "Незабудка" без установленных законом оснований с даты открытия универсама.
Руководствуясь положениями Правил составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания, утвержденных приказом Российского агентства по патентам и товарным знакам от 05.03.2003 N 32, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что используемое ответчиком в наименовании супермаркета словосочетание "Алые паруса" является сходным до степени смешения с товарным знаком "Алые паруса", правообладателем которого является общество "Коробейники-1". Основания для переоценки данного вывода у суда кассационной инстанции в силу положений ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса отсутствуют.
Ссылка общества "Торговая сеть "Незабудка" на применение судом первой инстанции при решении вопроса о сходстве до степени смешения Инструкции по государственной экспертизе заявок на государственную регистрацию товарных знаков, которая приказом Российского агентства по патентам и товарным знакам от 14.02.2002 N 25 признана недействующей, судом кассационной инстанции отклоняется, поскольку применение судом первой инстанции недействующего нормативного акта не привело к принятию неправильного решения.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что оказываемые им и правообладателем на товарный знак "Алые паруса" услуги не являются однородными, судом кассационной инстанции также отклоняется как противоречащий установленным по данному делу обстоятельствам и имеющимся в нем материалов, поскольку спорное обозначение используется обеими сторонами в сфере реализации продовольственных товаров, а в силу свидетельства на товарный знак при оказании услуг по снабжению продовольственными товарами и реализации товаров, предусмотренных 42 классом Международной классификации товаров и услуг, исключительное право на использование словосочетания "Алые паруса" имеет общество "Коробейники-1".
В соответствии с п. 2 ст. 46 Закона "О товарных знаках" защита гражданских прав от незаконного использования товарного знака осуществляется путем прекращения нарушения, взыскания причиненных убытков, публикации судебного решения в целях восстановления деловой репутации потерпевшего.
Правообладатель вместо требования о взыскании причиненных убытков вправе требовать от лица, незаконно использующего товарный знак, выплаты определяемой судом денежной компенсации в размере от 1 тысячи до 50 тысяч минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом (п. 4 ст. 46 Закона "О товарных знаках").
Суд кассационной инстанции полагает, что при определении размера компенсации за незаконное использование товарного знака в сумме 500000 руб. 00 коп. суд первой инстанции учел все обстоятельства, имеющие значение для определения ее размера, и, руководствуясь принципом разумности и соразмерности, обоснованно взыскал с общества "Торговая сеть "Незабудка" в качестве компенсации 500000 руб. 00 коп.
Обстоятельства дела исследованы судом полно и всесторонне, спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства. Оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
С учетом изложенного оспариваемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 28.11.2006 (резолютивная часть от 21.11.2006) по делу N А76-16320/2006 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2007 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Торговая сеть "Незабудка" - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Ссылка общества "Торговая сеть "Незабудка" на применение судом первой инстанции при решении вопроса о сходстве до степени смешения Инструкции по государственной экспертизе заявок на государственную регистрацию товарных знаков, которая приказом Российского агентства по патентам и товарным знакам от 14.02.2002 N 25 признана недействующей, судом кассационной инстанции отклоняется, поскольку применение судом первой инстанции недействующего нормативного акта не привело к принятию неправильного решения.
...
В соответствии с п. 2 ст. 46 Закона "О товарных знаках" защита гражданских прав от незаконного использования товарного знака осуществляется путем прекращения нарушения, взыскания причиненных убытков, публикации судебного решения в целях восстановления деловой репутации потерпевшего.
Правообладатель вместо требования о взыскании причиненных убытков вправе требовать от лица, незаконно использующего товарный знак, выплаты определяемой судом денежной компенсации в размере от 1 тысячи до 50 тысяч минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом (п. 4 ст. 46 Закона "О товарных знаках")."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 25 июня 2007 г. N Ф09-3986/07-С6
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника