Решение Арбитражного суда Свердловской области
от 21 мая 2007 г/ N А60-7554/2007-С5
Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 13 ноября 2007 г. N Ф09-9370/07-С1 настоящее решение оставлено без изменения
Резолютивная часть решения объявлена 21.05.2007 года
Полный текст решения изготовлен 21.05.2007 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе, судьи, при ведении протокола судебного заседания судьей
рассмотрел 21.05.2007 г. в судебном заседании дело по заявлению прокурора города Екатеринбурга к ООО "Корпорация Маяк" о привлечении к административной ответственности при участии в заседании от заявителя: О.В. Хрущева - старший помощник прокурора, удостоверение N 149609; от заинтересованного лица: Д.Ю. Фарафонтова, паспорт 6505 N 290321, доверенность от 12.12.06 г.; С.Г. Гучева, паспорт 6500 N 314729, доверенность от 01.02.07 г.
Лицам, участвующим в деле, разъяснены процессуальные права и обязанности. Протокол велся судьей. Отводов суду не заявлено. От заинтересованного лица поступило ходатайство о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица Управление государственного строительного надзора Свердловской области. В удовлетворении ходатайства отказано. Других заявлений и ходатайств от лиц, участвующих в деле не поступило.
Заявитель просит привлечь ООО "Корпорация "Маяк" к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ за строительство двух 26-ти этажных жилых домов по адресу: г. Екатеринбург, пер. Базовый без разрешения на строительство.
Заинтересованное лицо в своем отзыве от 21.05.2007 г. просит суд отказать в удовлетворении заявленных требований, так как с 4 апреля 2007 г. Общество проводит работы по консервации объекта строительства.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей заявителя и заинтересованного лица, суд установил:
Прокуратурой г. Екатеринбурга с привлечением специалиста Управления государственного строительного надзора Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области 02 апреля 2007 г. проведена проверка соблюдения Градостроительного законодательства ООО "Корпорация "Маяк" при строительстве двух 26-ти этажных жилых домов по адресу: г. Екатеринбург, пер. Базовый. В результате проверки установлено, что заинтересованным лицом нарушена ч. 2 ст. 51 Градостроительного Кодекса РФ, а именно: строительство дома осуществляется без разрешения на строительство, выполнены каркасы двух 26-ти этажных жилых домов, ведутся отделочные работы.
По результатам проверки Управлением государственного строительного надзора Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области составлен акт N 21-ОК от 02.04.2007 г. и вынесено предписание об устранении выявленных правонарушений N 21-ОК от 02.04.2007 г., которым ООО "Корпорация "Маяк" предложено приостановить все строительно-монтажные работы до получения разрешения на строительство.
19 апреля 2007 г. прокурором г. Екатеринбурга вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ООО "Корпорация "Маяк" по признакам состава правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ.
Прокурор г. Екатеринбурга В.В. Петров обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о привлечении ООО "Корпорация "Маяк" к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ.
Оценив фактические обстоятельства, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, заслушав пояснения представителей сторон, суд полагает, что требование прокурора подлежит удовлетворению, исходя из следующего:
Согласно пункту 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
В соответствии с п. 6 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика или заказчика (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия. Лицо, осуществляющее строительство, также обязано обеспечивать доступ на территорию, на которой осуществляются строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства, представителей застройщика или заказчика, органов государственного строительного надзора, предоставлять им необходимую документацию, проводить строительный контроль, обеспечивать ведение исполнительной документации, извещать застройщика или заказчика, представителей органов государственного строительного надзора о сроках завершения работ, которые подлежат проверке, обеспечивать устранение выявленных недостатков и не приступать к продолжению работ до составления актов об устранении выявленных недостатков, обеспечивать контроль за качеством применяемых строительных материалов.
В соответствии с частью 1 статьи 9.5 КоАП РФ строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства без разрешения на строительство в случае, если для осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства предусмотрено получение разрешений на строительство, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток.
Статья 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации устанавливает, что разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных данным Кодексом; строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляются на основании разрешения на строительство.
Судом установлено, и сторонами не оспаривается, что заинтересованным лицом на момент проведения проверки велись строительно-монтажные работы двух 26-ти этажных жилых домов по пер. Базовому в г. Екатеринбурге, при этом заинтересованное лицо осознавало, что осуществляет строительство жилых домов без соответствующего разрешения на строительство. Указанный факт не оспаривается лицом, привлекаемым к административной ответственности.
В соответствии с п. 13 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство - это создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства).
Согласно п. 1 Положения о лицензировании деятельности по строительству зданий и сооружений I и II уровней ответственности в соответствии с государственным стандартом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2002 г. N 174, строительная деятельность включает в себя строительство или реконструкцию строительного объекта, выполнение строительно-монтажных, в том числе общестроительных, отделочных, санитарно-технических, специальных и монтажных работ, пусконаладочных и иных неразрывно связанных со строящимся объектом работ, работы по капитальному ремонту зданий и сооружений.
Объективную сторону правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ, составляет строительство, реконструкция или капитальный ремонт объектов капитального строительства без разрешения на строительство, что выражается в ведении текущей деятельности по созданию зданий, строений, сооружений (или их реконструкция или капитальный ремонт). Такая деятельность является содержанием строительства и осуществляется заинтересованным лицом.
Сам факт освоения 70% объема строительства двух жилых домов по переулку Базовый не оспаривается заинтересованным лицом, в частности в своем отзыве, подписанном Президентом корпорации господином Коньковым М.В., данный факт признан.
Таким образом, поскольку факт осуществления строительства двух 26-ти этажных домов по пер. Базовому в г. Екатеринбурге ООО "Корпорация "Маяк" без разрешения на строительство судом установлен, действия заинтересованного лица образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ, и обстоятельств исключающих возможность привлечения к ответственности, не имеется, общество подлежит привлечению к административной ответственности.
Довод заинтересованного лица о малозначительности совершенного правонарушения, так как ведутся работы по консервации объекта, судом не принимается, так как в силу предписания от 02.04.2007 года заинтересованное лицо независимо от факта привлечения или непривлечения к административной ответственности обязано приостановить строительные работы, а также факт консервации объектов в судебном заседании не подтвержден заинтересованным лицом, поскольку процедура сообщения контролирующему органу об исполнении предписания о приостановлении строительства объектов не соблюдена, должностные лица контролирующего органа с проверкой на объектах не были, предписание об уведомлении возобновления строительства не вынесено.
Кроме того, отказывая в применении положений ст. 2.9. КоАП, РФ суд исходит из того, что строительство жилых домов без соответствующего разрешения на строительство велось на протяжении длительного времени, выполнено около 70% строительно-монтажных работ, ведутся отделочные виды работ, должностное лицо ООО "Корпорация "Маяк" также привлекалось к административной ответственности за строительства этих домов без соответствующего разрешения.
Судом также не принимается довод заинтересованного лица о том, что смягчающим вину обстоятельством является факт издания их руководителем приказа о консервации объекта строительства и приостановления строительномонтажных работ на день рассмотрения настоящего дела, поскольку к СМР общество без разрешения на строительство не должно было приступать и не имело права их осуществлять. Факт прекращения строительно-монтажных работ может свидетельствовать лишь об исполнении предписания N 21-ОК от 02 апреля 2007 г., а не о смягчающем вину обстоятельстве.
Исходя из изложенного, суд полагает, что полномочия административного органа, событие административного правонарушения и виновность заинтересованного лица в его совершении установлены.
Вместе с тем, при назначении наказания в данном конкретном случае суд исходит из того, что наказание должно носить воспитательный, а не карательный характер, должно соответствовать требованиям соразмерности, справедливости, закрепленным ст. 3.1 КоАП РФ, целям и охраняемым законным интересам, соответствовать характеру совершенного деяния, а также, учитывая тот факт, что заинтересованное лицо привлекается к административной ответственности впервые в течение года, доказательств обратного в материалах дела не имеется, исходя из баланса публичных и частных интересов, суд находит возможным наложить на заинтересованное лицо штраф в минимальном размере санкции, предусмотренной ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ, 5000 установленных законодательством минимальных размеров оплаты труда - то есть 500000 рублей.
Таким образом, требования заявителя о привлечении заинтересованного лица к административной ответственности подлежат удовлетворению.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
1. Заявленные требования прокурора г. Екатеринбурга удовлетворить.
2. Привлечь общество с ограниченной ответственностью "Корпорация "Маяк" (место нахождения: 620034, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Опалихинская, д. 23, ОГРН 1036602675933) к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и наложить наказание в виде штрафа в размере 5000 минимальных размеров оплаты труда - 500000 рублей.
3. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
4. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения, а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru
5. Согласно ст. 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления в законную силу решения суда.
Уплата штрафа должна быть произведена по следующим реквизитам: расчетный счет 40101810500000010010 в ГРКЦ ГУ ЦБ РФ по Свердловской области г. Екатеринбург, БИК 046577001, КБК 0411690040040000140, ОКАТО 65401000000, Административный штраф за правонарушение в строительстве, Получатель: УФК по Свердловской области (Управление государственного строительного надзора Свердловской области - ИНН 6670172239, КПП 667001001).
Копию документа, свидетельствующего о добровольной уплате административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, должно представить суду в течение тридцати дней со дня уплаты штрафа.
При отсутствии такого документа выдать исполнительный лист на взыскание административного штрафа в принудительном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 21 мая 2007 г. N А60-7554/2007-С5
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Свердловской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника