Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 22 марта 2010 г. N Ф09-8697/09-С4 по делу N А60-15363/2009-С5
Дело N А60-15363/2009-С5
См. также Определение Высшего Арбитражного суда РФ от 10 декабря 2009 г. N ВАС-16305/09
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 11 ноября 2009 г. N Ф09-8697/09-С4
См. также Определение Федерального арбитражного суда Уральского округа от 11 ноября 2009 г. N Ф09-8697/09-С4
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Матанцева И.В., судей Сердитовой Е.Н., Лиходумовой С.Н.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга (далее - Инспекция) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 29.06.2009 по делу N А60-15363/2009-С5 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2010 по тому же делу по заявлению закрытого акционерного общества "Лексервис" (далее - общество "Лексервис") о признании недействительным решения государственного органа.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества "Лексервис" - Буньков М.А. (доверенность от 18.05.2009), Покровский (доверенность от 10.04.2009);
Инспекции - Каржановская А.В. (доверенность от 11.01.2010 N 27).
Общество "Лексервис" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции от 23.04.2009 об отказе в государственной регистрации юридического лица - общества "Лексервис" в связи с его ликвидацией.
Решением суда от 29.06.2009 (судья Хачев И.В.) заявленные требования удовлетворены, решение Инспекции от 23.04.2009 об отказе в государственной регистрации юридического лица общества "Лексервис" в связи прекращением деятельности признано недействительным. Суд обязал Инспекцию принять решение о государственной регистрации общества "Лексервис" в связи с его ликвидацией и внести в Единый государственный реестр юридических лиц запись о ликвидации общества "Лексервис".
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2010 (судьи Борзенкова И.В., Полевщикова С.Н., Сафонова С.Н.) решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Инспекция просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, неполное выяснение обстоятельств, имеющих существенное значение для дела. Заявитель указывает, что 08.04.2009 Инспекцией было принято решение о проведении в отношении общества "Лексервис" выездной налоговой проверки, при этом общество всячески препятствовало ее проведению, председатель ликвидационной комиссии на рассмотрение материалов проверки не явился. Инспекция считает, что обществом "Лексервис" представлен ликвидационный баланс, содержащий недостоверные сведения (не отражающий дебиторскую и кредиторскую задолженности перед бюджетом), следовательно, общество сознательно уклоняется от налогообложения; формальное соблюдение требований ст. 21 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" не может являться основанием для принятия решения о ликвидации, поскольку такое решение противоречит исполнению конституционной обязанности по уплате налогов и сборов и нарушает интересы государства.
Рассмотрев доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции оснований для отмены обжалуемых судебных актов не находит.
Как следует из материалов дела, обществом "Лексервис" 16.04.2009 в регистрирующий орган поданы документы для государственной регистрации ликвидации юридического лица в связи с его ликвидацией, в том числе, заявление ф. N 16001, ликвидационный баланс, документ об уплате государственной пошлины, документ, подтверждающий предоставление сведений в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, сообщение в СМИ, справка об отсутствии кредиторов.
Рассмотрев представленный пакет документов, Инспекция 23.04.2009 приняла решение об отказе в государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией на основании подп. "а" п. 1 ст. 23 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Решение мотивировано тем, что среди представленных для регистрации документов отсутствует ликвидационный баланс (в представленном ликвидационном балансе содержатся недостоверные сведения).
Полагая, что решение Инспекции об отказе в государственной регистрации юридического лица противоречит требованиям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя, общество "Лексервис" обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в предмет доказывания по делу о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации входят нарушение регистрирующим органом требований закона при осуществлении государственной регистрации, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.
Порядок ликвидации юридического лица установлен ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации.
В силу п. 2, 5 ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации после окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о его ликвидации.
Согласно п. 8 ст. 63 названного Кодекса ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо прекратившим существование после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц.
В силу п. 1 ст. 21 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (в редакции, действовавшей до 01.07.2009) для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются: заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации, ликвидационный баланс, документ об уплате государственной пошлины документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации необходимых сведений. В заявлении подтверждается, что заявителем соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях.
В соответствии с п. 1 ст. 23 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (в редакции, действовавшей до 01.07.2009) отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов или представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган. Иных правовых оснований для отказа в государственной регистрации Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" на момент обращения заявителя в регистрирующий орган не предусматривал.
Исследовав и оценив представленные в дело доказательства, суды установили, что порядок ликвидации юридического лица, предусмотренный ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации, заявителем соблюден.
Сведения о ликвидации общества опубликованы ликвидационной комиссией в журнале "Вестник государственной регистрации" от 01.10.2008 N 39(192) с указанием на то, что требования кредиторов общества могут быть заявлены в течение 60 дней с момента публикации.
Промежуточный ликвидационный баланс, представленный обществом "Лексервис" в Инспекцию 27.02.2009, содержит все необходимые сведения, в том числе о требованиях кредиторах, заявленных ликвидационной комиссии в установленный срок. Инспекцией в Единый государственный реестр юридических лиц 27.02.2009 внесена запись N 2096658040972 о составлении промежуточного ликвидационного баланса, никаких возражений при его регистрации Инспекцией заявлено не было.
Судами также установлено, что на дату обращения общества "Лексервис" с заявлением о государственной регистрации в связи с ликвидацией у него отсутствовали сведения о наличии задолженности по обязательным платежам.
Акт выездной налоговой проверки составлен Инспекцией только 04.06.2009.
Поскольку в течение 60 дней с момента опубликования сообщения о ликвидации общества и до утверждения промежуточного ликвидационного баланса налоговый орган требование о задолженности по обязательным платежам ликвидационной комиссии не предъявил, данная задолженность не могла быть включена в промежуточный ликвидационный баланс.
В связи с этим суды указали на отсутствие оснований полагать, что в представленном для регистрации ликвидационном балансе заявителем отражены недостоверные сведения.
Из материалов дела усматривается, что обществом "Лексервис" в надлежащий регистрирующий орган представлены все необходимые документы, предусмотренные п. 1 ст. 21 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", что подтверждено распиской Инспекции в получении документов от 16.04.2009 N 3447.
Учитывая изложенное, суды пришли к выводу о том, что у Инспекции отсутствовали правовые основания для отказа в государственной регистрации общества "Лексервис" в связи с ликвидацией", в связи с чем заявление общества "Лексервис" подлежит удовлетворению,
Вывод суда является правильным, соответствует положениям действующего законодательства и материалам дела.
Доводы Инспекции, изложенные в кассационной жалобе, судом кассационной инстанции отклоняются, так как не свидетельствуют о нарушении судами норм права и сводятся лишь к переоценке установленных по делу обстоятельств. Суд кассационной инстанции считает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судами первой и апелляционной инстанций установлены, исследованы и получили надлежащую правовую оценку. Их переоценка не входит в компетенцию суда кассационной инстанции (ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений при рассмотрении дела судами обеих инстанций норм материального и процессуального права, которые в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению судебных актов, не установлено.
На основании изложенного решение суда первой инстанции от 29.06.2009 и постановление суда апелляционной инстанции от 21.01.2010 являются законными и отмене не подлежат, оснований для удовлетворения кассационной жалобы Инспекции не имеется.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 29.06.2009 по делу N А60-15363/2009-С5 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2010 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с п. 1 ст. 23 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (в редакции, действовавшей до 01.07.2009) отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов или представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган. Иных правовых оснований для отказа в государственной регистрации Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" на момент обращения заявителя в регистрирующий орган не предусматривал.
Исследовав и оценив представленные в дело доказательства, суды установили, что порядок ликвидации юридического лица, предусмотренный ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации, заявителем соблюден.
...
Из материалов дела усматривается, что обществом "Лексервис" в надлежащий регистрирующий орган представлены все необходимые документы, предусмотренные п. 1 ст. 21 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", что подтверждено распиской Инспекции в получении документов от 16.04.2009 N 3447."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 22 марта 2010 г. N Ф09-8697/09-С4 по делу N А60-15363/2009-С5
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника