Решение Арбитражного суда Свердловской области
от 4 мая 2007 г. N А60-26384/2006-С8
Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 10 сентября 2007 г. N Ф09-12029/06-С2 настоящее решение оставлено без изменения
Резолютивная часть решения объявлена 03 мая 2007 года.
Полный текст решения изготовлен 04 мая 2007 года.
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи, при ведении протокола судебного заседания судьей,
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества "Уралэлектромедь" к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам по Свердловской области о признании незаконным бездействия должностных лиц налогового органа, при участии в судебном заседании:
от заявителя - Дерябина М.А. - начальника бюро налогового контроля по доверенности серии 66АБ N 131838 от 19.01.2006 года;
от заинтересованного лица - Старкова М.В. - заместителя начальника юридического отдела по доверенности N 04-10/02 от 09.01.2007 года;
Заявитель просил признать незаконным бездействие должностных лиц межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам по Свердловской области, выразившееся в неосуществлении перерасчета пеней по единому социальному налогу и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, начисленным за период с 20 июля 2005 года по 15 июня 2006 года;
обязать межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам по Свердловской области произвести перерасчет пеней по единому социальному налогу и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, начисленным открытому акционерному обществу "Уралэлектромедь" за период с 20 июля 2005 года по 15 июня 2006 года, исходя из сроков уплаты за 1 квартал, 1 полугодие, 9 месяцев, год.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 03 октября 2006 года требования открытого акционерного общества "Уралэлектромедь" удовлетворены, бездействие должностных лиц Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам по Свердловской области, выразившееся в неосуществлении перерасчета пеней по единому социальному налогу и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, начисленным за период с 20 июля 2005 года по 15 июня 2006 года, признано незаконным.
Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 22 января 2007 года решение суда отменено, дело направлено на новое рассмотрение, при котором суду первой инстанции предложено исследовать вопрос об уплате заявителем разницы между суммами авансовых платежей, уплаченными за отчетный ( расчетный) период, и суммой страховых взносов, подлежащей уплате в соответствии с расчетом (декларацией) в течение 15 дней со дня, предусмотренного для подачи расчета(декларации) за отчетный (расчетный) период.
При новом рассмотрении заявитель уточнил предмет заявленных требований и просит признать незаконным бездействие должностных лиц межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам по Свердловской области, выразившееся в неосуществлении перерасчета пеней по единому социальному налогу и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, начисленным за период с 20 июля 2005 года по 15 июня 2006 года;
обязать межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам по Свердловской области уменьшить сумму пеней, начисленных открытому акционерному обществу "Уралэлектромедь" за просрочку уплаты единого социального налога с 20 июля 2005 года по 15 июня 2006 года на 115270 руб. 39 коп., за просрочку уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование с 20 июля 2005 года по 15 июня 2006 года - на 88887 руб. 16 коп.
Уточнение судом принято на основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку без уточнения заявленных требований невозможно выполнение предложений кассационной инстанции, изложенных в постановлении от 22 января 2007 года.
Инспекция представила расчеты пени, составленные по ранее применявшейся инспекцией программе расчета, и расчеты пени, составленные по методике, указанной Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в решении N 8540/06 от 11 октября 2006 года, примененной заявителем.
Правильность составления расчетов заявителем инспекцией не оспаривается.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей сторон, суд установил:
Согласно справке N 1079 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 15.06.2006 г. у открытого акционерного общества "Уралэлектромедь" имеется задолженность по пеням по единому социальному налогу и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.
Из расчета пеней по единому социальному налогу и страховым взносам за период с 20 июля 2005 года по 15 июня 2006 года следует, что пени по указанным налогу и взносам начислялись налоговым органом ежемесячно исходя из сроков, установленных для ежемесячной уплаты платежей.
Открытое акционерное общество "Уралэлектромедь" 20 июля 2006 года обратилось в межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам по Свердловской области с заявлением N 2707-215-430 о перерасчете пеней по единому социальному налогу и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, ранее начисленных обществу за период с 20 июля 2005 года по 15 июня 2006 года, исходя из поквартальных сроков уплаты: за 1 квартал, 1 полугодие, 9 месяцев, год.
Письмом от 11 августа 2006 года N 04-16/16/5731 инспекция сообщила обществу об обоснованности начисления пеней на неуплаченные (не полностью уплаченные) суммы авансовых платежей по единому социальному налогу и страховым взносам с 16-го числа месяца, следующего за месяцем, за который начисляется авансовый платеж, и об отсутствии каких-либо оснований для их перерасчета.
Статьей 240 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговым периодом по ЕСН признается календарный год. Отчетными периодами по налогу признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
Согласно п. 3 ст. 243 Налогового кодекса Российской Федерации в течение отчетного периода по итогам каждого календарного месяца налогоплательщики производят исчисление ежемесячных авансовых платежей по налогу. Сумма ежемесячного авансового платежа по налогу, подлежащая уплате за отчетный период, определяется с учетом ранее уплаченных сумм ежемесячных авансовых платежей. Уплата ежемесячных авансовых платежей производится не позднее 15-го числа следующего месяца.
По итогам отчетного периода налогоплательщики исчисляют разницу между суммой налога, исчисленной исходя из налоговой базы, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего отчетного периода, и суммой уплаченных за тот же период ежемесячных авансовых платежей, которая подлежит уплате в срок, установленный для представления расчета по налогу.
В силу ст.ст. 23, 24 Федерального закона от 15.12.2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" под расчетным периодом понимается календарный год, который состоит из отчетных периодов (первый квартал, полугодие, девять месяцев).
Ежемесячно страхователь уплачивает авансовые платежи, а по итогам отчетного периода рассчитывает разницу между суммой страховых взносов, исчисленных исходя из базы для начисления страховых взносов, определяемой с начала расчетного периода, и суммой авансовых платежей, уплаченных за отчетный период.
Разница между суммами авансовых платежей, уплаченными за отчетный (расчетный) период, и суммой страховых взносов, подлежащей уплате в соответствии с расчетом (декларацией), подлежит уплате не позднее 15 дней со дня, установленного для подачи расчета (декларации) за отчетный (расчетный) период.
Согласно статье 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние, по сравнению с установленными налоговым законодательством сроки.
Анализ данной статьи с учетом вышеизложенных положений законодательства означает, что пени подлежат уплате налогоплательщиком в случае возникновения у него недоимки, то есть не уплаченной в установленный срок суммы налога, исчисленной по итогам отчетного периода.
Законодатель установил, что разница между суммой налога и суммой уплаченных за тот же период ежемесячных авансовых платежей определяется по итогам отчетного периода. Указанная разница подлежит уплате в срок, установленный для представления расчета по налогу, который представляется не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.
Поскольку уплата ежемесячных авансовых платежей по единому социальному налогу производится не позднее 15-го числа следующего месяца, то и пени в отношении налогоплательщика, не уплатившего указанную выше разницу не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, должны начисляться с 16-го числа месяца, следующего за месяцем, за который должны быть уплачены авансовые платежи.
Срок уплаты разницы между суммами авансовых платежей, уплаченными за отчетный (расчетный) период, и суммой страховых взносов, подлежащей уплате в соответствии с расчетом (декларацией), установлен не позднее 15 дней со дня, предусмотренного для подачи расчета (декларации) за отчетный (расчетный) период.
Так как уплата ежемесячных авансовых платежей по страховым взносам также производится не позднее 15-го числа следующего месяца, то и пени в отношении страхователя, не уплатившего указанную выше разницу в течение 15 дней со дня, предусмотренного для подачи расчета (декларации) за отчетный (расчетный) период, должны начисляться с 16-го числа месяца, следующего за месяцем, за который должны быть уплачены авансовые платежи.
Указанная правовая позиция изложена в решении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по делу N 8540/06 от 11 октября 2006 года.
В соответствии с позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в решении от 11.10.2006 года N 8540/06, с учетом положений п. 3 ст. 243 Налогового кодекса Российской Федерации, ст.ст. 23, 24 Федерального закона от 15.12.2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", поскольку уплата ежемесячных авансовых платежей единого социального налога производится не позднее 15-го числа следующего месяца, то и пени в отношении налогоплательщика, не уплатившего указанную выше разницу в течение 15 дней со дня, предусмотренного для подачи расчета (декларации) за отчетный (расчетный) период, должны исчисляться с 16-го числа месяца, следующего за месяцем, за который должны быть уплачены авансовые платежи.
Аналогичный порядок исчисления пени применяется за просрочку уплаты ежемесячных авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.
Из материалов дела следует и заявителем не оспаривается, что обществом не была соблюдена обязанность, установленная в статье 243 Налогового кодекса Российской Федерации, в ст.ст. 23, 24 Федерального закона от 15.12.2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" по уплате разницы между начисленной суммой налога, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по итогам отчетного периода и суммой уплаченных за тот же период ежемесячных авансовых платежей.
Из представленных сторонами расчетов пени, составленных по методике, указанной Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в решении N 8540/06 от 11 октября 2006 года, следует, что сумма пеней, первоначально начисленных налоговым органом открытому акционерному обществу "Уралэлектромедь" за просрочку уплаты единого социального налога с 20 июля 2005 года по 15 июня 2006 года, завышена на 115270 руб. 39 коп., за просрочку уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование с 20 июля 2005 года по 15 июня 2006 года - на 88887 руб. 16 коп.
Данный факт не оспаривается налоговым органом.
После получения постановления кассационной инстанции инспекция не приняла мер к перерасчету пени по указанной в постановлении методике с учетом позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в решении N 8540/06 от 11 октября 2006 года.
При данных обстоятельствах действия должностных лиц межрайонной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Свердловской области, выразившиеся в неосуществлении перерасчета пеней по единому социальному налогу и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, начисленным за период с 20 июля 2005 года по 15 июня 2006 года, являются незаконными, требования заявителя подлежат удовлетворению в полном объеме.
Пунктом 47 статьи 2 и пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2006 года N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 01 января 2007 года признан утратившим силу пункт 5 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Следовательно, с 01 января 2007 года подлежит применению общий порядок распределения судебных расходов, предусмотренный главой 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, расходы заявителя по уплате государственной пошлины взыскиваются с заинтересованного лица пропорционально размеру удовлетворенных требований.
Расходы открытого акционерного общества "Уралэлектромедь" по уплате госпошлины в сумме 2000 рублей, перечисленной платежным поручением N 12158 от 31 августа 2006 года, подлежат взысканию за счет бюджетных средств межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам по Свердловской области.
Руководствуясь ст. 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил:
Требования открытого акционерного общества "Уралэлектромедь" удовлетворить.
Признать незаконным бездействие должностных лиц Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам по Свердловской области, выразившееся в неосуществлении перерасчета пеней по единому социальному налогу и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, начисленным открытому акционерному обществу "Уралэлектромедь" за период с 20 июля 2005 года по 15 июня 2006 года.
Обязать руководителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам по Свердловской области уменьшить сумму пеней, начисленных открытому акционерному обществу "Уралэлектромедь" за просрочку уплаты единого социального налога с 20 июля 2005 года по 15 июня 2006 года на 115270 руб. 39 коп., за просрочку уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование с 20 июля 2005 года по 15 июня 2006 года на 88887 руб. 16 коп.
Взыскать в пользу открытого акционерного общества "Уралэлектромедь" за счет бюджетных средств Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам по Свердловской области расходы по уплате госпошлины в сумме 2000 рублей платежным поручением N 12158 от 31 августа 2006 года.
Исполнение судебного акта в части взыскания расходов по уплате госпошлины произвести в порядке, предусмотренном статьей 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд и в двухмесячный срок с даты вступления в законную силу в Федеральный арбитражный суд Уральского округа с подачей жалобы через Арбитражный суд Свердловской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 4 мая 2007 г. N А60-26384/2006-С8
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Свердловской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника