Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 4 сентября 2007 г. N Ф09-7076/07-С1
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Тракторозаводскому району г. Челябинска (далее - инспекция, налоговый орган) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 05.04.2007 по делу N А76-2769/07 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2007 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Инспекция обратилась в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Цымбалова Александра Викторовича (далее - предприниматель) к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс).
Решением суда от 05.04.2007 в удовлетворении требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2007 решение суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в ходе проверки соблюдения законодательства Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в принадлежащем предпринимателю павильоне, расположенном по адресу: г. Челябинск, ул. Южноуральская, д. 11, налоговым органом установлен факт реализации алкогольной продукции (водки "Пшеничной") без сертификата соответствия, товарно-транспортной накладной, справки к товарно-транспортной накладной и удостоверения качества.
По результатам проверки инспекцией составлены акт проверки от 08.02.2007 N 18/26, протокол об административном правонарушении от 26.02.2007 N 13/1.
Считая установленным наличие в действиях предпринимателя состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 14.16 Кодекса, налоговый орган обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении его к указанной ответственности.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из доказанности состава вменяемого предпринимателю административного правонарушения, но наличия в действиях инспекции существенных процессуальных нарушений при составлении протокола об административном правонарушении 26.02.2007 N 13/1, носящих неустранимый характер.
Выводы судов являются правильными, основаны на материалах дела и действующем законодательстве.
Пунктом 2 ст. 16 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Закон) установлено, что не допускается розничная продажа алкогольной продукции, в частности, без сопроводительных документов в соответствии с требованиями, содержащимися в ст. 10.2 Закона, без сертификатов соответствия и без маркировки согласно ст. 12 Закона.
В силу ст. 10.2 Закона и п. 139 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55 (далее - Правила), на продаваемую алкогольную продукцию продавец обязан иметь следующие сопроводительные документы: товарно-транспортную накладную; копию справки, прилагаемой к грузовой таможенной декларации для импортируемой алкогольной продукции; копию справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной на алкогольную продукцию, производство которой осуществляется на территории Российской Федерации.
Согласно п. 12 Правил продавец при продаже товаров доводит до сведения покупателя информацию о подтверждении соответствия товаров установленным требованиям путем ознакомления потребителя с сертификатом или декларацией о соответствии, товарно-сопроводительными документами.
Административная ответственность за поставку или розничную продажу алкогольной и спиртосодержащей продукции без надлежаще оформленных товаротранспортных документов, без сертификата соответствия по каждому наименованию продукции, без справки к грузовой таможенной декларации или без ее копии с оригиналами оттисков печатей предыдущего собственника (на импортную алкогольную продукцию) либо без справки к товарно-транспортной накладной (на отечественную алкогольную продукцию), а равно поставку или розничную продажу алкогольной и спиртосодержащей продукции в таре и упаковке, не соответствующих установленным законом требованиям, предусмотрена ч. 2 ст. 14.16 Кодекса.
Факт реализации предпринимателем алкогольной продукции без документов, подтверждающих легальность ее оборота (сертификата соответствия, товарно-транспортной накладной и справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной), судами установлен и подтверждается материалами дела.
В соответствии с ч. 2 ст. 25.1 Кодекса дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 29.7 Кодекса при рассмотрении дела об административном правонарушении выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что предприниматель не был надлежащим образом извещен о времени и месте составления протокола об административном правонарушении от 26.02.2007 N 13/1, который был составлен инспекцией в отсутствие предпринимателя или его законного представителя.
С учетом вышеизложенного суды правильно признали указанное нарушение как существенно нарушающее права предпринимателя на использование гарантий защиты, предусмотренных ч. 1 ст. 25.1 Кодекса.
Таким образом, суды обоснованно отказали инспекции в удовлетворении заявленных требований о привлечении предпринимателя к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.16 Кодекса.
Доводы налогового органа, изложенные в кассационной жалобе, судом кассационной инстанции отклоняются как направленные по существу на переоценку установленных судами фактических обстоятельств и имеющихся в материалах дела доказательств.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 05.04.2007 по делу N А76-2769/07 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2007 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Тракторозаводскому району г. Челябинска - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно п. 4 ч. 1 ст. 29.7 Кодекса при рассмотрении дела об административном правонарушении выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что предприниматель не был надлежащим образом извещен о времени и месте составления протокола об административном правонарушении от 26.02.2007 N 13/1, который был составлен инспекцией в отсутствие предпринимателя или его законного представителя.
С учетом вышеизложенного суды правильно признали указанное нарушение как существенно нарушающее права предпринимателя на использование гарантий защиты, предусмотренных ч. 1 ст. 25.1 Кодекса.
Таким образом, суды обоснованно отказали инспекции в удовлетворении заявленных требований о привлечении предпринимателя к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.16 Кодекса."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 4 сентября 2007 г. N Ф09-7076/07-С1
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника