Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 19 сентября 2007 г. N Ф09-3387/07-С1
Определением Высшего Арбитражного Суда РФ от 12 декабря 2007 г. N 15641/07 отказано в передаче настоящего постановления в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Литвиновой Елены Юрьевны (далее - предприниматель) на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 29.12.2006 по делу N А47-10296/06.
Представители лиц, участвующих в деле, извещенных судом надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, не явились.
Предприниматель обратилась в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании незаконными и отмене постановлений административной комиссии Саракташского района Оренбургской области (далее - комиссия) от 21.09.2006 N 170, 172, 173, 174, 175, 177 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 41 Закона Оренбургской области от 01.10.2003 N 489/55-111-ОЗ "Об административных правонарушениях в Оренбургской области" (далее - Закон N 489/55-111-ОЗ).
Решением суда от 29.12.2006 (резолютивная часть от 26.12.2006) в удовлетворении заявленных требований отказано.
В порядке апелляционного производства решение суда не обжаловалось.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, предприниматель просит отменить указанный судебный акт, ссылаясь на неправильное применение (толкование) судом норм материального права.
Как следует из материалов дела, комиссией проведена проверка предпринимателя по соблюдению транспортного законодательства при осуществлении пассажирских перевозок.
В ходе проверки установлено, что на микроавтобусах, принадлежащих предпринимателю, осуществляется перевозка пассажиров по маршрутам Саракташ-Оренбург и Оренбург-Саракташ без согласования графика и маршрута с органами местного самоуправления.
По результатам проверки 21.09.2006 комиссией составлены протоколы об административных правонарушениях N 43, 44, 45, 46, 47, 48 и вынесены постановления N 170, 172, 173, 174, 175, 177 о привлечении предпринимателя к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 41 Закона N 489/55-111-ОЗ.
Не согласившись с названными постановлениями, предприниматель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании их незаконными и отмене.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из наличия в действиях предпринимателя состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 41 Закона N 489/55-111-ОЗ, а также из наличия у органов местного самоуправления полномочий по организации транспортного обслуживания населения и муниципальных учреждений.
Выводы суда в отношении квалификации правонарушения являются ошибочными.
В соответствии с подп. 62 п. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 128-ФЗ) перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), подлежат лицензированию.
Согласно ст. 2 Закона N 128-ФЗ лицензия - специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.
Таким образом, на лицензиате лежит обязанность по выполнению лицензионных требований и условий, представляющих собой совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
В силу п. 3 Положения о лицензировании перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10.06.2002 N 402 лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок грузов и пассажиров автомобильным транспортом является выполнение требований, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области лицензируемого вида деятельности.
Согласно п. 7 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в ведении администрации находятся вопросы местного значения, в том числе создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения.
Частью 6 ст. 72 Закона Российской Федерации от 06.07.1991 N 1550-1 "О местном самоуправлении в Российской Федерации" определены полномочия администрации в области транспорта: осуществление контроля за работой транспортных предприятий и организаций, обслуживающих население города, утверждение маршрутов и графиков движения местного транспорта.
В соответствии с ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" органы местного самоуправления наделены правом в пределах своей компетенции решать вопросы безопасности дорожного движения.
В рамках предоставленных полномочий постановлением администрации Оренбургской области от 26.04.2004 N 92-п утвержден Порядок формирования сети регулярных автобусных межрайонных (межмуниципальных) пригородных и междугородных (внутриобластных) маршрутов на территории области (далее - Порядок).
В силу п. 7 Порядка для обеспечения комплексного подхода к формированию маршрутной сети пригородных и междугородных маршрутов области, обеспечения информацией пассажиров, контроля безопасности перевозок, исключения недобросовестной конкуренции уполномоченный орган ведет реестры пригородных и междугородных маршрутов.
Пунктом 9 Порядка установлено, что к перевозкам пассажиров по регулярным маршрутам допускаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие соответствующие лицензии. Регулярные перевозки пассажиров по маршрутам, не внесенным в реестр, запрещаются.
Как установлено судом и следует из материалов дела, предприниматель имеет лицензию на перевозку пассажиров автомобильным транспортом от 09.11.2005 регистрационный N АСС-56-004443 (л.д. 43). Предпринимателем осуществляется перевозка пассажиров по маршрутам Саракташ-Оренбург и Оренбург-Саракташ, не внесенным в реестр пригородных маршрутов, т.е. с нарушением лицензионных требований.
Частью 1 ст. 41 Закона N 489/55-111-ОЗ установлена административная ответственность за осуществление пассажирских перевозок без согласования графиков и маршрутов с органами местного самоуправления. Часть 2 названной статьи предусматривает применение административного штрафа за те же действия, совершенные повторно в течение шести месяцев после применения мер административного взыскания.
Вместе с тем ч. 3 ст. 14.1 Кодекса установлена ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
В соответствии с абз. 3 ч. 3 ст. 23.1 Кодекса дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 14.1 Кодекса, совершенные юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями, рассматриваются судьями арбитражных судов.
В соответствии с п. "к" ст. 72 Конституции Российской Федерации административное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по вопросам совместного ведения (ст. 76 Конституции Российской Федерации).
Статьей 1.3 Кодекса разграничены предметы ведения Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях, в соответствии с которой к ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление: общих положений и принципов законодательства об административных правонарушениях; перечня видов административных наказаний и правил их применения; административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; порядка производства по делам об административных правонарушениях, в том числе установление мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.
Поскольку Кодексом уже установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий лицензии (ч. 3 ст. 14.1 Кодекса), то привлечение предпринимателя к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 41 Закона N 489/55-111-ОЗ, является необоснованным.
С учетом изложенного, поскольку судом применена норма права, не подлежащая применению, обжалуемый судебный акт подлежит отмене с вынесением по делу нового решения об удовлетворении заявленного предпринимателем требования.
Руководствуясь ст. 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 29.12.2006 по делу N А47-10296/06 отменить.
Требования индивидуального предпринимателя Литвиновой Елены Юрьевны удовлетворить.
Признать незаконным и отменить постановления Административной комиссии Саракташского района Оренбургской области от 21.09.2006 N 170, 172, 173, 174, 175, 177 о привлечении индивидуального предпринимателя к административной ответственности в виде штрафа по ч. 2 ст. 41 Закона Оренбургской области от 01.10.2003 N 489/55-111-ОЗ "Об административных правонарушениях в Оренбургской области".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Статьей 1.3 Кодекса разграничены предметы ведения Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях, в соответствии с которой к ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление: общих положений и принципов законодательства об административных правонарушениях; перечня видов административных наказаний и правил их применения; административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; порядка производства по делам об административных правонарушениях, в том числе установление мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.
Поскольку Кодексом уже установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий лицензии (ч. 3 ст. 14.1 Кодекса), то привлечение предпринимателя к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 41 Закона N 489/55-111-ОЗ, является необоснованным."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 19 сентября 2007 г. N Ф09-3387/07-С1
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника