Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 19 сентября 2007 г. N Ф09-7655/07-С6
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 15 июля 2008 г. N Ф09-3748/08-С6
Определением Высшего Арбитражного Суда РФ от 27 декабря 2007 г. N 17650/07 отказано в передаче настоящего постановления в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора
См. также Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 июня 2007 г. N 7255/07
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 27 февраля 2007 г. N Ф09-976/07-С6
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Удмуртской Республике (далее - Российская Федерация) на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 30.03.2007 (резолютивная часть от 23.03.2007) по делу N А71-9782/06 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.06.2007 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
В судебном заседании приняли участие представители:
Российской Федерации - Брагина Н.В. (доверенность от 09.01.2007 N 1);
Удмуртской Республики в лице Министерства имущественных отношений Удмуртской Республики (далее - Удмуртская Республика) - Суханова А.Ю. (доверенность от 29.11.2006 N 29);
Государственного унитарного предприятия "Государственное специализированное монтажно-эксплуатационное предприятие Министерства внутренних дел России" (далее - предприятие "ГОССМЭП МВД России") - Кондратьев А.А. (доверенность от 17.11.2006), Логвинов Е.М. (доверенность от 21.08.2007).
Российская Федерация обратилась в Арбитражный суд Удмуртской Республики с иском к Удмуртской Республике, государственному учреждению Удмуртской Республики "Государственное специализированное монтажно-эксплуатационное учреждение" о признании права собственности Российской Федерации на административно-производственное здание общей площадью 1237,4 кв.м, расположенное по адресу: г. Ижевск, ул. Базисная, 17, признании недействительным зарегистрированного права собственности Удмуртской Республики на здание с пристроем инвентарный номер 35974 литеры А, При признании недействительным зарегистрированного права оперативного управления государственного учреждения Удмуртской Республики "Государственное специализированное монтажно-эксплуатационное учреждение" (далее - специализированное монтажно-эксплуатационное учреждение) на здание с пристроем инвентарный номер 35974 литеры А, ПР, с учетом уточнения требований, принятых судом в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: предприятие "ГОССМЭП МВД России", Управление Федеральной регистрационной службы по Удмуртской Республике.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 30.03.2007 (резолютивная часть от 23.03.2007) в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.06.2007 решение оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, Российская Федерация просит указанные решение и постановление отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований, ссылаясь на несоответствие выводов судов первой и апелляционной инстанций, содержащихся в решении и постановлении, фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. При этом заявитель жалобы указывает на то, что на момент разграничения государственной собственности Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность специализированные монтажно-эксплуатационные предприятия (участки) входили в состав Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Российской Федерации, а имущество органов внутренних дел относится исключительно к федеральной собственности. Соглашение от 17.10.1995 между Правительством Российской Федерации и Правительством Удмуртской Республики о разграничении государственной собственности не может являться надлежащим обоснованием для отнесения спорного имущества к собственности Удмуртской Республики. Кроме того, по мнению заявителя жалобы, ответчик не доказал факт строительства спорного здания за счет средств бюджета Удмуртской Республики. Также Российская Федерация полагает, что судами необоснованно были приняты во внимание имеющиеся в материалах дела решения судов по делам, в которых Российская Федерация не принимала участия.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций и подтверждено материалами дела, Управлением Федеральной регистрационной службы по Удмуртской Республике 04.10.2005 произведена государственная регистрация права собственности Удмуртской Республики на недвижимое имущество - 4-этажное здание с пристроем (литеры А, Пр), расположенное по адресу: г. Ижевск, ул. Базисная, 17 (Свидетельство о государственной регистрации права 18 АА N 137205).
Впоследствии на данный объект недвижимого имущества зарегистрировано право оперативного управления за специализированным монтажно-эксплуатационным учреждением, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 23.08.2005 18 АА N 119149).
Российская Федерация, полагая, что спорное недвижимое имущество является федеральной собственностью, в связи с чем государственная регистрация произведена незаконно и нарушает права Российской Федерации, обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
В обоснование исковых требований Российская Федерация указала на то, что специализированные монтажно-эксплуатационные предприятия (участки), созданные для осуществления работ по установке, эксплуатации и внедрению технических средств регулирования дорожного движения, входили в состав Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Российской Федерации и, следовательно, имущество указанных предприятий в соответствии с п. 2 раздела II приложения N 1 к постановлению Верховного совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 является исключительно федеральной собственностью.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суды первой и апелляционной инстанций правомерно исходили из следующего.
Согласно п. 2 раздела II приложения N 1 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" имущество вооруженных сил, железнодорожных, пограничных и внутренних войск, органов безопасности, органов внутренних дел Российской Федерации и других учреждений, финансирование которых осуществляется из республиканского бюджета Российской Федерации, а также расположенных на территории Российской Федерации учреждений, финансировавшихся из государственного бюджета СССР, относится исключительно к федеральной собственности.
Как установлено судами, решением исполнительного комитета Ижевского городского Совета депутатов трудящихся Удмуртской Республики от 12.06.1975 N 289 в соответствии с постановлением Совета Министров Удмуртской АССР от 11.12.1972 N 401 в г. Ижевске создано специализированное монтажно-эксплуатационное подразделение при Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Удмуртской АССР, финансирование которого осуществлялось из средств городского бюджета.
В дальнейшем в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.1995 N 414 "О реорганизации специализированных монтажно-эксплуатационных подразделений Государственной автомобильной инспекции органов внутренних дел" было создано предприятие "ГОССМЭП МВД России", а также зарегистрировано его дочернее предприятие - "ГОССПЭП МВД России в Удмуртской Республике".
На основании распоряжения Министерства имущественных отношений Российской Федерации от 25.04.2003 N 1267-р предприятие "ГОССМЭП МВД России" было реорганизовано в форме присоединения к нему его дочерних предприятий.
В связи с этим предприятием "ГОССМЭМ МВД России" и унитарным предприятием Государственного специализированного монтажно-эксплуатационного предприятия МВД России в Удмуртской Республике (дочернее предприятие) заключен договор о закреплении за дочерним предприятием государственного имущества на праве хозяйственного ведения.
Спорный объект - административно-производственное здание (литера А), расположенное по адресу: г. Ижевск, ул. Базисная, 17 - внесен в реестр федерального имущества (свидетельство о внесении в реестр федерального имущества от 23.06.1999 N 030818).
Между тем 17.10.1995 Правительством Российской Федерации и Правительством Удмуртской Республики заключено соглашение о разграничении государственной собственности. Статьей 2 указанного соглашения предусмотрено, что к ведению органов государственной власти Российской Федерации на территории Удмуртской Республики отнесены правомочия по владению, пользованию и распоряжению объектами федеральной собственности, находящимися в хозяйственном ведении и (или) оперативном управлении учреждений Министерства внутренних дел Российской Федерации, за исключением финансируемых из бюджета Удмуртской Республики, расположенных на территории Удмуртской Республики.
Согласно ст. 5 названного Соглашения здания и сооружения учреждений министерств и ведомств, возведенных за счет средств республиканского бюджета, перечисленных в ст. 2, используемые для осуществления управленческих функций, являются собственностью Удмуртской Республики и закрепляются на праве оперативного управления за данными учреждениями.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. В названном Соглашении статья 5 отсутствует
Учитывая изложенное, принимая во внимание, что материалами дела подтверждено то обстоятельство, что спорное имущество было возведено за счет средств республиканского бюджета, финансирование специализированного монтажно-эксплуатационного учреждения осуществлялось из бюджета Удмуртской Республики, доказательств, подтверждающих финансирование монтажно-эксплуатационного подразделения из федерального бюджета, истцом не представлено, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что Удмуртская Республика правомерно распорядилась спорным имуществом, передав его на праве оперативного управления специализированному монтажно-эксплуатационному учреждению.
При таких обстоятельствах суды правомерно признали исковые требования не подлежащими удовлетворению.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что на момент разграничения государственной собственности Российской Федерации специализированные монтажно-эксплуатационные предприятия (участки) входили в состав Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Российской Федерации, а имущество органов внутренних дел относится исключительно к федеральной собственности, судом кассационной инстанции отклоняется, в связи с неправильным толкованием заявителем п. 2 раздела II приложения N 1 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1.
Иные доводы Российской Федерации, изложенные в кассационной жалобе, направлены на переоценку выводов судов первой и апелляционной инстанций, что в силу положений ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
С учетом изложенного оспариваемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 30.03.2007 (резолютивная часть от 23.03.2007) по делу N А71-9782/06 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.06.2007 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Удмуртской Республике - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Спорный объект - административно-производственное здание (литера А), расположенное по адресу: г. Ижевск, ул. Базисная, 17 - внесен в реестр федерального имущества (свидетельство о внесении в реестр федерального имущества от 23.06.1999 N 030818).
Между тем 17.10.1995 Правительством Российской Федерации и Правительством Удмуртской Республики заключено соглашение о разграничении государственной собственности. Статьей 2 указанного соглашения предусмотрено, что к ведению органов государственной власти Российской Федерации на территории Удмуртской Республики отнесены правомочия по владению, пользованию и распоряжению объектами федеральной собственности, находящимися в хозяйственном ведении и (или) оперативном управлении учреждений Министерства внутренних дел Российской Федерации, за исключением финансируемых из бюджета Удмуртской Республики, расположенных на территории Удмуртской Республики.
Согласно ст. 5 названного Соглашения здания и сооружения учреждений министерств и ведомств, возведенных за счет средств республиканского бюджета, перечисленных в ст. 2, используемые для осуществления управленческих функций, являются собственностью Удмуртской Республики и закрепляются на праве оперативного управления за данными учреждениями.
...
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что на момент разграничения государственной собственности Российской Федерации специализированные монтажно-эксплуатационные предприятия (участки) входили в состав Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Российской Федерации, а имущество органов внутренних дел относится исключительно к федеральной собственности, судом кассационной инстанции отклоняется, в связи с неправильным толкованием заявителем п. 2 раздела II приложения N 1 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 19 сентября 2007 г. N Ф09-7655/07-С6
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника