Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 11 января 2008 г. N Ф09-10201/07-С2
Определением Высшего Арбитражного Суда РФ от 15 мая 2008 г. N 4335/08 отказано в передаче настоящего постановления в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей
рассмотрел в судебном заседании жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 2 по Челябинской области (далее - инспекция, налоговый орган) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 28.04.2007 по делу N А76-29343/06 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.08.2007 по тому же делу.
В судебном заседании приняли участие представители:
инспекции - Тихоновский Ф.Г. (доверенность от 24.09.2007 N 04-50-39), Проскура Е.А. (доверенность от 21.12.2007 N 04-50-53);
закрытого акционерного общества "Профит" (далее - общество, налогоплательщик) - Борисова Н.В. (доверенность от 09.01.2008 N 5).
Общество обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением (с учетом отказа от части заявленных требований) о признании недействительными решения налогового органа, принятого по результатам выездной проверки налогоплательщика, от 27.06.2006 N 64 в части доначисления налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в сумме 49785702 руб., пеней в сумме 2030152 руб. 47 коп., штрафа за его неуплату по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в сумме 551599 руб. 20 коп., налога на прибыль организаций в сумме 6085702 руб., пеней в сумме 151180 руб. 39 коп.; и принятых на основании указанного решения требований от 27.06.2006 N 156 (об уплате налогов) и N 69 (об уплате налоговой санкции).
Решением суда первой инстанции от 28.04.2007 заявление удовлетворено полностью. В части отказа от заявленных требований производство по делу прекращено на основании п. 4 ч. 1 ст. 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.08.2007 решение суда оставлено без изменения.
Не согласившись с указанными судебными актами, инспекция обратилась с жалобой в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, ссылаясь на правильность своих вывод в отношении обстоятельств, установленных выездной проверкой.
Как следует из материалов дела, поводом для доначисления налога на прибыль послужил, в частности, вывод инспекции о занижении налогооблагаемой базы в связи с включением в состав внереализационных расходов суммы резерва по сомнительным долгам по задолженности в виде невозвращенных беспроцентных займов, поскольку, выдавая такие займы, организация не планировала получение дохода от хозяйственной деятельности.
Суды признали недействительным оспариваемое решение в указанной части, придя к выводу о том, что расходы налогоплательщика на создание резерва по сомнительным долгам по задолженности по беспроцентным займам экономически обоснованны.
В своей жалобе инспекция ссылается на неправильное применение судами подп. 10 п. 1 ст. 251 и п. 12 ст. 270 Кодекса, указывая на то, что "операции по выдаче организацией беспроцентных займов не оказывают влияния на налоговую базу по налогу на прибыль и включение в резерв по сомнительным долгам невозвращенных займов не имеет никакого отношения к минимизации налога на прибыль".
Проверив обоснованность доводов жалобы, суд кассационной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемых судебных актов в указанной части.
Пунктом 1 ст. 265 Кодекса определено, что в состав внереализационных расходов, не связанных с производством и реализацией, включаются обоснованные затраты на осуществление деятельности, непосредственно не связанной с производством и (или) реализацией. К таким расходам относятся, в частности, расходы налогоплательщика на формирование резервов по сомнительным долгам.
Сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком в случае, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией (п. 1 ст. 266 Кодекса).
В данном случае судами установлено и материалами дела подтверждается, что общество предоставило ряду организаций беспроцентные займы, которые в установленные договорами сроки не были возвращены налогоплательщику, в связи с чем у него образовалась дебиторская задолженность по предоставленным беспроцентным займам. При таких обстоятельствах суды правомерно признали экономически обоснованным включение обществом в резерв по сомнительным долгам задолженности по невозвращенным беспроцентным займам.
Положения подп. 10 п. 1 ст. 251 и п. 12 ст. 270 Кодекса, на которые ссылается инспекция, в данном случае не подлежат применению. Согласно указанным нормам, при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются расходы в виде средств, переданных по договорам займа, и доходы в виде средств, полученных в счет погашения заимствований по договорам займа. Таким образом, из их содержания следует, что в данном случае идет речь о восстановлении имущественного положения сторон по сделке в будущем, поскольку нормы исходят из возвратной основы переданных денежных средств или имущества. Между тем в данном случае спор возник по поводу включения во внереализационные расходы сумм по предоставленным займам, не возвращенным в установленные договором сроки.
Помимо этого по итогам проверки из состава расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль, исключены затраты, связанные с приобретением металлолома у ООО "Вторметтрейд" в завышенных размерах.
Поводом для этого послужили следующие выводы. Данная организация, по мнению инспекции, выступала в качестве посредника между налогоплательщиком и организациями - ООО "Вторметалл" и ООО "МагнитВторРесурс", имеющими, в свою очередь, непосредственные хозяйственные отношения с обществом. Как считает инспекция, оснований для приобретения металлолома через ООО "Вторметтрейд" в данном случае не имелось. Разница между суммой реализации металлолома от ООО "Вторметалл" и ООО "МагнитВторРесурс" в адрес ООО "Вторметтрейд" и от последнего налогоплательщику является, по мнению проверяющего органа, необоснованно завышенной, в связи с чем она исключена из состава затрат, уменьшающих налогооблагаемую прибыль.
Кроме того, исключая разницу между ценами из расходов, инспекция исчислила из ее состава сумму НДС, в вычете которой отказала налогоплательщику со ссылкой на указанные выше обстоятельства.
Суды признали неправомерными выводы инспекции в этой части, установив, что сделки, связанные с приобретением металлолома у ООО "Вторметтрейд", не являются аналогичными по сравнению со сделками, заключенными с OOO "Вторметалл" и ООО "МагнитВторРесурс", указали на то, что эти сделки не подлежат сравнению между собой. При этом судами установлены реальность расходов налогоплательщика на приобретение металлолома у ООО "Вторметтрейд", его оприходование и соблюдение иных условий для получения налоговой выгоды при исчислении налога на прибыль и НДС.
В жалобе инспекция указывает на то, что затраты на приобретение лома через организацию-посредника (ООО "Вторметтрейд") не являются экономически оправданными, поскольку необходимость поставки лома от ООО "Вторметалл" и ООО "МагнитВторРесурс" через указанную организацию-посредника отсутствовала в связи с имеющимися у указанных предприятий непосредственных договорных отношений с налогоплательщиком.
Между тем оснований для признания выводов судов недействительными у суда кассационной инстанции не имеется.
Исчисление налога на прибыль организаций производится в порядке, установленном гл. 25 Кодекса. При этом облагаемая прибыль уменьшается на суммы обоснованных и документально подтвержденных расходов, произведенных налогоплательщиком при осуществлении деятельности, направленной на получение дохода.
В данном случае судами установлено и материалами дела подтверждается, что при приобретении металлолома у ООО "Вторметтрейд" налогоплательщик фактически не являлся конечным получателем товара, а также выступал посредником, осуществляя деятельность, направленную на извлечение дохода. При таких обстоятельствах у инспекции, с учетом положения ст. 247-249, 252 Кодекса, не имелось оснований для исключения из расходов, уменьшающих полученный доход, затрат, связанных с приобретением лома у указанного поставщика.
При этом судом кассационной инстанции не принимается довод инспекции о взаимозависимости данного поставщика и налогоплательщика, поскольку доказательства, свидетельствующие о влиянии последнего на осуществление деятельности контрагентом, влекущим необоснованную налоговую выгоду, в материалах дела отсутствуют.
Кроме того, по итогам проверки обществу доначислен НДС в результате отказа в принятии к вычету НДС, выделенного отдельной строкой в счетах-фактурах, выставленных предпринимателем Хамидуллиным А.Х., поскольку последний не является его плательщиком. Также отказано в вычете НДС по счетам-фактурам, выставленным ООО ТПК "Белый медведь" и ЗАО "Кентавр", со ссылкой на то, что не удалось установить их контрагентов, реализовавших им поставленный в дальнейшем налогоплательщику металлолом, и уплату ими в бюджет НДС. Помимо этого, обстоятельством, послужившим основанием для отказа в вычете, явилось то, что контрагентом общества - ЗАО "Кентавр" - неправомерно был возмещен НДС по операциям, связанным с приобретением металлолома у неустановленных лиц. Все это, как посчитал налоговый орган, свидетельствует о том, что в бюджете не сформирован источник возмещения НДС.
При этом реальность осуществления обществом операций, связанных с приобретением товаров у предпринимателя Хамидуллина А.Х., ООО ТПК "Белый медведь" и ЗАО "Кентавр" налоговым органом не оспаривается.
Суды, установив наличие у налогоплательщика расходов на оплату НДС в составе стоимости металлолома, его поступление и оприходование, пришли к выводу об отсутствии в действиях налогоплательщика недобросовестности и соблюдении им требований ст. 171, 172 Кодекса для получения налогового вычета.
Инспекция обжаловала судебные акты в данной части, посчитав, что "негативные последствия выбора недобросовестности партнеров не могут быть переложены на бюджет".
Между тем Кодексом право на получение налоговой выгоды не ставится в зависимость от наличия сведений об уплате налога в бюджет поставщиками товара или их контрагентами при отсутствии доказательств недобросовестности налогоплательщика.
Довод инспекции о том, что поставщик общества - предприниматель Хамидуллин А.Х. - не признается плательщиком НДС, в связи с чем у налогоплательщика отсутствует право на применение налоговых вычетов на основании счетов-фактур, выставленных этим поставщиком с выделением сумм НДС, не соответствует положениям ст. 169, 171, 172, п. 5 ст. 173 Кодекса.
Пунктом 5 ст. 173 Кодекса в отношении лиц, не являющихся налогоплательщиками и получающих с покупателей или заказчиков суммы НДС в нарушение положений гл. 21 Кодекса, установлены следующие налоговые последствия - такие лица исчисляют и уплачивают НДС в случае выставления ими покупателям счетов-фактур с выделением суммы налога.
Порядок применения налоговых вычетов установлен ст. 169, 171, 172 Кодекса.
В данном случае предприниматель выставлял обществу счета-фактуры, в которых указаны суммы НДС, поэтому в соответствии с п. 5 ст. 173 Кодекса он должен уплатить полученные суммы налога в бюджет. Общество оплачивало счета-фактуры и, руководствуясь положениями статей 169, 171 и 172 Кодекса, отражало эти суммы в налоговых декларациях в качестве налоговых вычетов.
Заявленные обществом к вычету суммы налога подлежат уплате в бюджет согласно подп. 1 п. 5 ст. 173 Кодекса именно поставщиком, нарушение налоговых обязательств которым не является доказательством получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды.
Кроме того, как указанно в жалобе инспекции, налог, предъявленный обществом к вычету на основании рассматриваемых счетов-фактур, был взыскан с предпринимателя Хамидуллина А.Х. по итогам проверки его деятельности в 2006 г.
Также было отказано в вычете налога по счетам-фактурам, выставленным ООО "Саома", ООО "ПромЭкоГрупп", ООО "Унист", ООО "Тельцы", ООО "Уралсибмет", ООО "Рейдер", в которых данные организации указаны в качестве грузоотправителя. Основанием для этого послужил вывод инспекции о неподтверждении получения товаров от указанных организаций, поскольку в накладных в качестве грузоотправителей указаны иные организации, проверку которых провести не представилось возможным, что также, по мнению налогового органа, свидетельствует о том, что счета-фактуры содержат недостоверные сведения, в связи с чем они не соответствуют требованиям ст. 169 Кодекса.
Разрешая спор в данной части, суды установили, что обществом в ходе проверки представлялись документы, свидетельствующие о получении приобретенных у указанных организаций товаров, их оплата и оприходвание. Несоответствия в части указания грузоотправителя в первичных документах были устранены в ходе судебного заседания, в связи с чем судами сделан обоснованный вывод о соблюдении обществом требований ст. 169, 171, 172 Кодекса для получения налогового вычета, оснований для переоценки которого у суда кассационной инстанции не имеется.
Помимо изложенного, основанием для доначисления НДС послужил вывод инспекции о необоснованном возмещении сумм налога, уплаченных налогоплательщиком поставщикам по счетам-фактурам, выставленным в нарушение п. 3 ст. 168 Кодекса по истечении пяти дней с момента отгрузки товара на экспорт.
Суды указали на то, что нарушение поставщиком срока выставления счетов-фактур не является основанием для отказа налогоплательщику в применении вычета и возмещения НДС; установив факт вывоза товара в режиме экспорта подтверждение обоснованности применения ставки налога 0 процентов, фактическую уплату налога поставщику, суды пришли к выводу о соблюдении налогоплательщиком условий для получения налоговой выгоды.
Налоговый орган считает, что обществом необоснованно был предъявлен к вычету НДС "по счетам-фактурам, выставленным значительно позднее пяти дней со дня отгрузки товара на экспорт".
Выводы судов являются правильными, оснований для отмены судебных актов в указанной части не имеется.
В ст. 168 Кодекса, которая озаглавлена "сумма налога, предъявляемая продавцом покупателю", установлено, что при реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщик дополнительно к цене реализуемых товаров (работ, услуг) обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг) соответствующую сумму НДС.
При реализации товаров (работ, услуг) в соответствии с п. 3 ст. 168 Кодекса, не позднее пяти дней считая со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг) выставляются соответствующие счета-фактуры, порядок составления которых определен в ст. 169 Кодекса.
Таким образом, исходя из текста ст. 168 Кодекса следует, что содержащиеся в ней правила в отношении расчетных и первичных учетных документов относятся к документам, исходящим от продавца.
Нарушение контрагентами указанных правил не является в соответствии с Кодексом основанием для отказа в принятии к вычету налога, уплаченного на основании таких счетов-фактур.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 28.04.2007 по делу N А76-29343/06 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.08.2007 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 2 по Челябинской области - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Пунктом 1 ст.265 НК РФ определено, что в состав внереализационных расходов, не связанных с производством и реализацией, включаются обоснованные затраты на осуществление деятельности, непосредственно не связанной с производством и (или) реализацией. К таким расходам относятся, в частности, расходы налогоплательщика на формирование резервов по сомнительным долгам.
Общество предоставило ряду организаций беспроцентные займы, которые в установленные договорами сроки не были возвращены налогоплательщику, в связи с чем у него образовалась дебиторская задолженность по предоставленным беспроцентным займам.
По мнению налогового органа, налогоплательщик неправомерно включил в состав внереализационных расходов суммы резерва по сомнительным долгам по задолженности в виде невозвращенных беспроцентных займов, поскольку, выдавая такие займы, организация не планировала получение дохода от хозяйственной деятельности.
Как указал суд, расходы налогоплательщика на создание резерва по сомнительным долгам по задолженности по беспроцентным займам экономически обоснованны. При этом суммы созданного налогоплательщиком резерва по сомнительным долгам подлежат включению в состав внереализационных расходов.
Следовательно, налоговый орган неправомерно исключил из состава внереализационных доходов суммы резерва по сомнительным долгам по задолженности по беспроцентным займам и доначислил налог на прибыль.
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 11 января 2008 г. N Ф09-10201/07-С2
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника