Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 24 января 2008 г. N Ф09-11469/07-С3
Определением Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 мая 2008 г. N 6329/08 отказано в передаче настоящего постановления в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора
См. дополнительную информацию к настоящему постановлению
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Челябинской области (далее - инспекция, налоговый орган) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 25.06.2007 по делу N А76-5479/07 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.10.2007 по тому же делу по заявлению открытого акционерного общества "Южно-уральский ремонтно-механический завод" (далее - общество, налогоплательщик) к инспекции о признании недействительным решений.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества - Ваулин П.В. (доверенность от 30.03.2007);
инспекции - Зуб С.Н. (доверенность от 09.01.2008 N 04-32/4), Лопандин В.В. (доверенность от 23.01.2008 N 04-32/1106).
Общество обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании недействительными решения инспекции от 17.04.2007 N 103 о взыскании за счет имущества налогоплательщика пеней в сумме 18242402 руб. 75 коп., а также решений о взыскании пеней за счет денежных средств на счетах общества в банках от 12.04.2007 N 303-327.
Решением суда от 25.06.2007 заявленные требования удовлетворены частично. Недействительными признаны решения инспекции о взыскании пеней за счет денежных средств налогоплательщика от 12.04.2007 N 305-327, а также решение о взыскании пени за счет имущества налогоплательщика от 17.04.2007 N 103 в части предложения уплатить пени в сумме 18227104 руб. 22 коп. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.10.2007 решение суда изменено. Решение налогового органа о взыскании пени за счет имущества налогоплательщика от 17.04.2007 N 103 признано недействительным в части предложения уплатить пени в сумме 18227350 руб. 22 коп. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Налоговый орган указывает, что в отношении общества 16.05.2006 завершена процедура банкротства, налогоплательщик восстановил свою платежеспособность, в связи с чем инспекция восстановила в карточках расчетов с бюджетом задолженность, не включенную в реестр требований кредиторов и не погашенную обществом до настоящего времени. Оспариваемые решения вынесены относительно восстановленной задолженности по пеням. По мнению налогового органа, задолженность, не включенная в реестр требований кредиторов общества, числится за налогоплательщиком.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в жалобе, суд кассационной инстанции полагает, что основания для ее удовлетворения отсутствуют.
Как следует из материалов дела, инспекцией в отношении общества 15.03.2007 выставлены требования N 358, 359, 362-364, 366, 368-386 об уплате пеней в срок до 02.04.2007.
В связи с тем, что данные требования обществом не исполнены, налоговым органом приняты решения от 12.04.2007 N 303-327 о взыскании пеней за счет денежных средств на счетах налогоплательщика-организации в банках, на основании которого выставлены инкассовые поручения.
Поскольку на счетах налогоплательщика не имелось достаточных средств для списания всей суммы начисленных пеней, налоговый орган 17.04.2007 принял решение о взыскании за счет имущества организации - налогоплательщика пеней в общей сумме 18242402 руб. 75 коп.
Полагая, что указанные ненормативные акты приняты незаконно, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании их недействительными.
Суд первой инстанции частично удовлетворил заявленные обществом требования, придя к выводу о том, что оспариваемые решения N 305-327, 103 вынесены на основании требований, оформленных с нарушением положений законодательства о налогах и сборах: требования не содержат сумм задолженности по налогам, не указан период начисления пеней, не указана дата, с которой начисляются пени, и ставка пеней. Решение N 103 признано действительным также с учетом того, что суммы пеней, подлежащие уплате на основании признанных законными решений от 12.04.2007 N 303, 304, частично уплачены налогоплательщиком.
Суд апелляционной инстанции решение суда изменил, ссылаясь на то, что при удовлетворении требований общества о признании недействительным решения от 17.04.2007 N 103 о взыскании налогов, пеней и штрафов за счет имущества налогоплательщика суд не принял во внимание факт списания со счета налогоплательщика пеней в сумме 246 руб. В остальной части Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд выводы суда первой инстанции поддержал.
Выводы суда апелляционной инстанции являются правильными и соответствуют материалам дела.
В силу ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке, в порядке, предусмотренном ст. 46, 48 Кодекса, а также путем взыскания налога за счет иного имущества налогоплательщика в соответствии со ст. 47, 48 Кодекса.
На основании п. 1 ст. 72 Кодекса пеня является способом исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.
Согласно п. 1, 6 ст. 75 Кодекса пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Из анализа данных норм права следует, что пени являются платежом, производным от суммы основного долга, и не могут быть взысканы при отсутствии оснований для взыскания суммы налога (сбора), на которую начислены.
В силу ст. 69 Кодекса требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени.
Требование об уплате налога (пени) должно содержать сведения о сумме задолженности по уплате налога, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.
Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения закона о налогах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.
На то, что в направленном налогоплательщику требовании должны содержаться данные о размере недоимки, дате, с которой начинают начисляться пени, и ставке пеней, указано и в п. 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации".
На основании имеющихся в деле доказательств, исследованных согласно требованиям, определенным ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судами установлено, что в нарушение указанных выше положений из требований налогового органа от 15.03.2007 N 362-364, 366, 386 невозможно определить период начисления пеней, суммы задолженности, на которые произведено начисление пеней, налоговый период образования недоимки, ставку пеней, не представляется возможным установить обоснованность указанных в требованиях сумм.
По требованию от 15.03.2007 N 358 сумма указанных в нем пеней погашена налогоплательщиком в полном объеме (инкассовое поручение от 13.04.2007 N 538). По требованию от 15.04.2007 N 359 сумма указанных в нем пеней обществом погашена частично - в сумме 246 руб. (платежный ордер от 13.04.2007 N 1820).
В силу ч. 1 ст. 65 и ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственным органом оспариваемого акта, возлагается на соответствующий орган. Инспекция обязана представить в понятной для налогоплательщика форме информацию об имеющейся задолженности, сумме, периоде ее возникновения и расчете пеней.
Доказательства правильности исчисления пеней, указанных в оспариваемом требовании, отсутствуют. Имеющиеся в материалах дела документы, в том числе расчеты суммы начислений, представленные инспекцией, не содержат информации, дающей возможность проверить правильность расчетов.
Таким образом, неисполнение инспекцией требований, установленных ст. 69 Кодекса, в совокупности с вышеуказанными обстоятельствами нарушает права налогоплательщика, предусмотренные ст. 21 Кодекса, так как создает для него условия, когда он исходя из содержания требования об уплате налога не в состоянии четко определить, за какой налоговый период и за несвоевременную уплату какой суммы ему начислены пени.
С учетом изложенного решения налогового органа, вынесенные на основании требований, оформленных с нарушением положений законодательства о налогах и сборах, являются недействительными (ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Доводы инспекции, изложенные в кассационной жалобе, о том, что инспекция восстановила в карточках расчетов с бюджетом спорную задолженность в связи с тем, что в отношении общества завершена процедура банкротства и налогоплательщик восстановил свою платежеспособность, судом кассационной инстанции отклоняются, поскольку в определении Арбитражного суда Челябинской области от 12.04.2005 по делу N А76-3384/2004 о признании общества несостоятельным (банкротом) указано, что все требования кредиторов удовлетворены в соответствии с реестром их требований.
Оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.10.2007 по делу N А76-5479/07 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Челябинской области - без удовлетворения.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Челябинской области в доход федерального бюджета госпошлину по кассационной жалобе в сумме 1000 руб.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"На то, что в направленном налогоплательщику требовании должны содержаться данные о размере недоимки, дате, с которой начинают начисляться пени, и ставке пеней, указано и в п. 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации".
...
Доказательства правильности исчисления пеней, указанных в оспариваемом требовании, отсутствуют. Имеющиеся в материалах дела документы, в том числе расчеты суммы начислений, представленные инспекцией, не содержат информации, дающей возможность проверить правильность расчетов.
Таким образом, неисполнение инспекцией требований, установленных ст. 69 Кодекса, в совокупности с вышеуказанными обстоятельствами нарушает права налогоплательщика, предусмотренные ст. 21 Кодекса, так как создает для него условия, когда он исходя из содержания требования об уплате налога не в состоянии четко определить, за какой налоговый период и за несвоевременную уплату какой суммы ему начислены пени."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 24 января 2008 г. N Ф09-11469/07-С3
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника