Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 30 января 2008 г. N Ф09-35/08-С1
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Челябинска (далее - инспекция) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 20.11.2007 по делу N А76-24185/07.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Инспекция обратилась в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Листишенкова Константина Серафимовича (далее - предприниматель) к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс).
Решением суда от 20.11.2007 в удовлетворении заявления инспекции отказано.
В порядке апелляционного производства решение суда не обжаловалось.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение судом положений ст. 4.5 Кодекса, а также на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Как следует из материалов дела, инспекцией проведена проверка деятельности предпринимателя по вопросу соблюдения требований Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" в магазине "Трактир", расположенном по адресу: г. Челябинск, ул. Пограничная, д. 19.
В ходе проверки установлен факт реализации алкогольной продукции (вина "Портвейн 72") без сертификата соответствия, товарно-транспортной накладной (далее - ТТН), справок к ТТН.
По факту совершения правонарушения составлены акт проверки от 27.08.2007 N 104 и протокол об административном правонарушении от 07.09.2007 N 445.
На основании ст. 23.1 Кодекса инспекция обратилась в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из наличия в действиях инспекции существенных процессуальных нарушений при составлении протокола об административном правонарушении, а также из истечения на момент судебного заседания срока давности привлечения предпринимателя к административной ответственности.
Выводы суда являются правильными и соответствуют обстоятельствам дела.
Согласно ч. 1 ст. 1.6 Кодекса лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию по делу об административном правонарушении иначе, как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В соответствии с ч. 5 ст. 28.2 Кодекса протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.
По смыслу и содержанию ст. 28.2 Кодекса административный орган обязан предоставить привлекаемому к административной ответственности лицу возможность реализовать гарантии защиты, предусмотренные данной статьей Кодекса.
Доказательства надлежащего извещения предпринимателя о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, инспекцией в нарушение требований, установленных ст. 65, ч. 4 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не представлено.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о невозможности реализации предпринимателем своих прав, установленных ст. 28.2 Кодекса (п. 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
При таких обстоятельствах суд обоснованно отказал инспекции в удовлетворении заявленных требований.
Кроме того, в силу ст. 4.5 Кодекса постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении - со дня его обнаружения.
Судом первой инстанции установлено, что на день рассмотрения дела в данном суде - 20.11.2007 - двухмесячный срок давности привлечения предпринимателя к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.16 Кодекса истек, поскольку днем обнаружения вменяемого ему административного правонарушения является 27.08.2007 - день проведенной инспекцией проверки.
Таким образом, вывод суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявления инспекции является законным и обоснованным.
Довод инспекции о том, что срок давности привлечения к административной ответственности за совершение правонарушения, квалифицируемого по ст. 14.16 Кодекса, составляет 1 год, судом кассационной инстанции отклоняется как основанный на неверном толковании закона.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 20.11.2007 по делу N А76-24185/07 оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Челябинска - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Доказательства надлежащего извещения предпринимателя о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, инспекцией в нарушение требований, установленных ст. 65, ч. 4 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не представлено.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о невозможности реализации предпринимателем своих прав, установленных ст. 28.2 Кодекса (п. 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
При таких обстоятельствах суд обоснованно отказал инспекции в удовлетворении заявленных требований.
Кроме того, в силу ст. 4.5 Кодекса постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении - со дня его обнаружения.
Судом первой инстанции установлено, что на день рассмотрения дела в данном суде - 20.11.2007 - двухмесячный срок давности привлечения предпринимателя к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.16 Кодекса истек, поскольку днем обнаружения вменяемого ему административного правонарушения является 27.08.2007 - день проведенной инспекцией проверки.
...
Довод инспекции о том, что срок давности привлечения к административной ответственности за совершение правонарушения, квалифицируемого по ст. 14.16 Кодекса, составляет 1 год, судом кассационной инстанции отклоняется как основанный на неверном толковании закона."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 30 января 2008 г. N Ф09-35/08-С1
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника