Решение Арбитражного суда Свердловской области
от 30 марта 2010 г. N А60-5634/2010-С9
Резолютивная часть решения объявлена 29 марта 2010 года
Полный текст решения изготовлен 30 марта 2010 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи ведении протокола судебного заседания судьей рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Администрации городского округа Первоуральск к Правительству Свердловской области с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Министерства по управлению государственным имуществом по Свердловской области, ПМУП "Аптека N 72", ГУП СО "Фармация", ГУП СО "Оптика" о признании недействительным ненормативного акта
при участии в судебном заседании
от заявителя: Ю.В.Проскурякова, представитель по доверенности N 987-420/09 от 12.10.2009 г.;
от заинтересованного лица: М.С.Смирнов, представитель по доверенности от 30.12.2009 г.;
от МУГИСО: Э.В. Коновалова, представитель по доверенности от 24.04.2009 г. N 78-5185;
от ГУП СО "Фармация": И.С.Ишутин, представитель по доверенности от 29.03.2010 г.;
от ГУП СО "Оптика": С.А.Охапкина, представитель по доверенности N 12 от 09.03.2010 г.
ПМУП "Аптека N 72" на заседание суда не явилось, о времени и месте рассмотрения дела уведомлено надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения соответствующей информации на официальном сайте суда в сети Интернет.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено.
Администрацией городского округа Первоуральск заявлено об уточнении предмета, в соответствии с которыми заявитель просит признать недействительным зарегистрированное право собственности Свердловской области на здание помещения встроенного нежилого магазина "Оптика N 13", расположенное по адресу: г. Первоуральск, ул. Ленина, д. 11 и помещения аптеки "Фармация" N 21, расположенное по адресу: г. Первоуральск, п. Билимбай, ул. Ленина, д. 98, а также признать недействительным зарегистрированное право хозяйственного ведения ГУП СО "Фармация" на здание помещения встроенного нежилого магазина "Оптика N 13" по адресу: г. Первоуральск, ул. Ленина, д. 11 и право ГУП СО "Оптика" на здание помещения магазина, расположенное по адресу: г. Первоуральск, п. Билимбай, ул. Ленина, д. 98, и признать право муниципальной собственности на указанные нежилые помещения за городским округом Первоуральск.
Вместе с тем данное заявление не может быть рассмотрено в качестве уточнения требований, так как фактически Администрацией заявлены самостоятельные требования об оспаривании зарегистрированных прав. Такие требования не могут быть рассмотрены в деле об оспаривании ненормативного акта, поскольку возникают из иных правоотношений, при этом материально-правовые основания этих требований, порядок их рассмотрения, состав участников спора, различны.
В связи с этим заявитель отказался от своего ходатайства, настаивая на рассмотрении первоначального требования, в соответствии с которым Администрация городского округа Первоуральск просит признать недействительным Постановление Правительства Свердловской области N 1057-ПП от 14.12.2005 г. "О приеме муниципальных учреждений и имущества муниципальных образований в Свердловской области, безвозмездно передаваемых в государственную собственность Свердловской области для осуществления полномочий органов государственной власти государственной власти Свердловской области" в части включения в Приложение N 2 к постановлению помещения встроенного нежилого магазина "Оптика N 13", расположенного по адресу: г. Первоуральск, ул. Ленина, д. 11, площадью 210,4 кв.м. и помещения аптеки "Фармация" N 21, расположенного по адресу: г. Первоуральск, п. Билимбай, ул. Ленина, д. 98, площадью 99,8 кв.м.
Заявитель ссылается на отсутствие своего согласия, без чего имущество не могло быть передано из муниципальной собственности в собственность Свердловской области, и что оспариваемый акт об отнесении имущества в собственность субъекта Российской Федерации препятствует использованию данного имущества, право на которое за муниципальным предприятием зарегистрировано в установленном порядке, для решения вопросов местного значения.
Правительство Свердловской области требования не признало, полагая, что отсутствие согласия органа местного самоуправления не является безусловным условием возникновения права собственности Свердловской области при безвозмездной передаче указанного имущества в государственную собственность Свердловской области для осуществления полномочий органов государственной власти. Права Свердловской области на указанные помещения зарегистрированы в установленном порядке.
Представитель МУГИСО пояснил, что оспариваемым постановлением недвижимое имущество отнесено к собственности Свердловской области как имущество, необходимое для осуществления полномочий органов государственной власти Свердловской области по реализации программ по развитию здравоохранения, профилактике заболеваний, оказанию медицинской помощи и другим вопросам в области охраны здоровья граждан; решение социальных вопросов не отнесено к числу вопросов местного значения, а имущество, не предназначенное для осуществления полномочий, установленных законодательством, не может находиться в собственности муниципального образования. МУГИСО ссылается также на пропуск заявителем трехмесячного срока на обращении в суд, поскольку право собственности Свердловской области на это имущество возникло с 01.01.2006 г., о чем заявителю было известно.
ГУП СО "Фармация" и ГУП СО "Оптика" пояснили, что на момент издания Правительством Свердловской области постановления N 1057-ПП от 14.12.2005 г. спорные муниципальные помещения использовались государственными предприятиями в своих уставных целях и в дальнейшем было передано в государственную собственность как имущество, необходимое для осуществления полномочий органов государственной власти Свердловской области для реализации программ по развитию здравоохранения, профилактике заболеваний, оказанию медицинской помощи и другим вопросам в области охраны здоровья граждан. В настоящее время помещения переданы предприятия на праве хозяйственного ведения, которое в установленном порядке зарегистрировано в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Первоуральское муниципальное унитарное предприятие "Аптека N 72" в своем письменном отзыве требования о признании недействительным оспариваемого постановления поддержало полностью, ссылаясь на то, что помещение по адресу: г. Первоуральск, п. Билимбай, ул. Ленина, д. 98, на основании Приказа Комитета по управлению имуществом муниципального образования "Город Первоуральск" N 395 от 20.10.2005 г. закреплено на праве хозяйственного ведения за ПМУП "Аптека N 72", которое в настоящее время находится в процессе ликвидации; распоряжением комитета по управлению имуществом N 259 от 06.07.2006 г. предприятию разрешена продажа указанного помещения.
Рассмотрев материалы дела, суд установил:
Правительством Свердловской области 14.12.2005 г. принято постановление N 1057-ПП "О приеме муниципальных учреждений и имущества муниципальных образований в Свердловской области, безвозмездно передаваемых в государственную собственность Свердловской области для осуществления полномочий органов государственной власти Свердловской области", которым, среди прочего имущества, в собственность Свердловской области переданы помещение встроенное нежилое магазина "Оптика", расположенное по адресу: г. Первоуральск, ул. Ленина,11, и помещение аптеки "Фармация" N 21, расположенное по адресу: г. Первоуральск, п. Билимбай, ул. Ленина, 98, как имущество, необходимое для реализации программ по развитию здравоохранения, профилактике заболеваний, оказанию медицинской помощи и другим вопросам в области охраны здоровья граждан.
Пунктом 5 постановления установлено, что право собственности Свердловской области на имущество, безвозмездно передаваемое из собственности муниципальных образований в собственность Свердловской области, возникает с 01.01.2006 г.
Пользователем помещения по адресу: г. Первоуральск, ул. Ленина, 11, определено ГУП СО "Оптика", пользователем помещения по адресу: п. Билимбай, 98, - ГУП СО "Фармация". Кроме того, данным постановлением установлено, что право собственности Свердловской области на имущество, безвозмездно передаваемое из собственности муниципальных образований в собственность Свердловской области, возникает с 01.01.2006 г.
Право собственности Свердловской области на нежилые помещения зарегистрированы в установленном порядке в Едином реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в том числе право на здание аптеки N 21, общей площадью 123,4 кв.м., расположенное по адресу: п. Билимбай, ул. Ленина, 98, зарегистрировано 28.04.2007 г. (свидетельство о государственной регистрации права 66 АВ 878609); право на нежилое помещение общей площадью 213,9 кв.м., расположенное по адресу: г. Первоуральск, ул. Ленина, 11, зарегистрировано 06.10.2007 г. (свидетельство 66 АГ 034131).
На основании приказа МУГИСО N 4029 от 13.09.2006 г. помещение аптеки по адресу: п. Билимбай, ул.Ленина, 98, передано на праве хозяйственного ведения ГУП СО "Фармация"; указанное право зарегистрировано в ЕГРП 28.04.2007 г. (свидетельство 66 АВ 878610).
Нежилое помещение по адресу: г. Первоуральск, ул.Ленина, 11, на основании приказа МУГИСО N 4230 от 09.10.2006 г. передано на праве хозяйственного ведения ГУП СО "Оптика"; право хозяйственного ведения зарегистрировано в ЕГРП 06.10.2007 г. (свидетельство 66 АГ 034132).
Оспаривая законность включения в оспариваемое постановления и передачу в собственность Свердловской области указанных объектов муниципальной собственности, заявитель ссылается на нарушение порядка проведения процедуры передачи имущества при разграничении полномочий органов государственной власти и органов местного саоуправления.
Как следует из преамбулы Постановления Правительства Свердловской области от 14.12.2005 г. N 1057-ПП, оно принято в целях обеспечения беспрепятственного выполнения органами государственной власти Свердловской области и органами местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области возложенных на них функций.
Согласно ч. 11 ст. 154 Федерального закона N 122-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий" находящееся в муниципальной собственности имущество, которое может находиться в федеральной собственности или собственности субъектов Российской Федерации, подлежит безвозмездной передаче в федеральную собственность или собственность субъектов Российской Федерации в случае если указанное имущество используется федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями, для целей, установленных в соответствии с названным Федеральным законом, со ст. 26.11 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и ст. 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
В соответствии с абз. 20 ч. 11 ст. 154 Федерального закона N 122-ФЗ решения о передаче имущества из собственности субъектов Российской Федерации в муниципальную собственность и из муниципальной собственности в собственность субъектов Российской Федерации принимаются уполномоченными исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими полномочия собственника имущества. Указанными в настоящей части решениями утверждаются перечни передаваемых государственных или муниципальных унитарных предприятий, государственных или муниципальных учреждений, право собственности на которые переходит к другому собственнику государственного или муниципального имущества в соответствии со ст. 300 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также иного имущества.
Исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, наделенные в установленном порядке соответствующими полномочиями по передаче (принятию) имущества, в установленный срок после принятия решения о передаче имущества передают (принимают) его в государственную или муниципальную собственность, подписывают передаточный акт о принятии имущества в государственную или муниципальную собственность, в двухмесячный срок вносят изменения в учредительные документы соответствующих государственных или муниципальных предприятий и учреждений.
В силу абз. 31 ч. 11 ст. 154 Федерального закона N 122-ФЗ право собственности на имущество, передаваемое в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возникает с даты, устанавливаемой указанными в настоящей части решениями. К правоотношениям, возникающим при передаче имущества в соответствии с настоящей частью, нормы Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", в том числе определяющие момент возникновения права собственности на имущество, применяются в части, не противоречащей положениям настоящей статьи (абз. 33 ч. 11 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ).
Из этого следует, что в силу прямого указания закона (ч. 11 ст. 154 Федерального закона N 122-ФЗ) в предусмотренных им случаях имущество, находящееся в собственности одного публичного образования, подлежит передаче в собственность другого, при этом решение о передаче имущества является основанием возникновения права.
В соответствии с п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации отнесено решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Согласно п. 1 ст. 4 Федерального закона от 10.12.1995 г. N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" государственная система социальных служб - система, состоящая из государственных предприятий и учреждения социального обслуживания, являющихся собственностью субъектов Российской Федерации и находящихся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации. В силу ст. 17 данного Закона к предприятиям социального обслуживания относятся предприятия, оказывающие населению социальные услуги.
На момент принятия оспариваемого Постановления N 1057-ПП помещения, расположенные по адресу: г. Первоуральск, ул. Ленина, 11, и г. Первоуральск, п. Билимбай, ул. Ленина, 98, использовались государственными областными унитарными предприятиями "Оптика" и "Фармация" в указанных целях, в том числе в целях реализации государственных федеральных, региональных и других программ в области здравоохранения и социальной защиты граждан, проживающих на территории Свердловской области (обеспечение льготных категорий населения Свердловской области гарантированной и качественной очковой оптикой, обеспечение необходимыми лекарственными средствами, отпускаемыми по рецептам врачей бесплатно или со скидкой).
В связи с этим в силу положений п. 2 ст. 26.11 Федерального закона N 184-ФЗ имущество, используемое государственными предприятиями в указанных целях, подлежало безвозмездной передаче в собственность субъекта Российской Федерации, что и было осуществлено оспариваемым постановлением.
Подобное перераспределение собственности не может рассматриваться как нарушение конституционных прав передающей стороны, поскольку право собственности муниципального образования и право собственности субъекта Российской Федерации напрямую зависят от полномочий того или иного публичного образования по выполнению какой-либо публичной функции.
Из этого следует, что муниципальное образование "Городской округ Первоуральск" не имеет правовых оснований для притязаний на спорное имущество как на имущество, необходимое для реализации функций органов местного самоуправления.
Суд не принимает доводы заявителя о незаконности передачи указанного имущества в собственность Свердловской области в связи с отсутствием согласия на это органа местного самоуправления.
Как отмечено выше, право собственности муниципального образования и право собственности субъекта РФ напрямую зависят от полномочий того или иного публичного образования по выполнению какой-либо публичной функции, что следует из системного анализа совокупности законодательных актов, в частности Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", Федерального закона N 184-ФЗ от 06.10.1999 г. "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти РФ" в редакции в т.ч. Федеральных законов N 95-ФЗ от 04.07.2003 г. и N 199-ФЗ от 31.12.2005 г.
В силу правовой позиции, выраженной Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 02.11.2006 г. N 540-О, федеральный законодатель не ограничивает муниципальные образования в возможности иметь и иное имущество, предназначенное для осуществления возложенных на них полномочий, соответственно имущество, не предназначенное для осуществления полномочий, установленных законодательством, не может находиться в собственности муниципального образования. В пункте 3.3 Постановления Конституционного Суда РФ N 8-П от 30.06.2006 г. отмечается, что спор о праве собственности на имущество (о законности нахождения имущества в собственности), в отношении которого в связи с разграничением полномочий ставится вопрос о передаче в собственность субъекта Российской Федерации, разрешается судом в порядке, установленном действующим законодательством.
Суд также учитывает, что процедура передачи имущества из собственности муниципального образования в собственность Свердловской области на основании оспариваемого постановления оценивалась арбитражным судом по делу А60-11734/2006-А60-14196/2006 по заявлению Администрации города Екатеринбурга о признании недействительным Постановления Правительства Свердловской области от 26.04.2006 г. N 341-ПП "О внесении изменений в Постановление Правительства Свердловской области от 14.12.2005 г. N 1057-ПП "О приеме муниципальных учреждений и имущества муниципальных образований в Свердловской области, безвозмездно передаваемых в государственную собственность".
Судебными актами по данному делу установлена законность передачи в собственность субъекта Российской Федерации имущества, необходимого для реализации публичных функций по предмету ведения субъекта Российской Федерации в соответствии с разграничением полномочий, а также соблюдение процедуры передачи имущества из муниципальной собственности в собственность Свердловской области.
При этом суд указал, что некоторые отклонения в виде не подписания акта передачи имущества Администрацией г. Екатеринбурга, не могут повлиять на существо решения вопроса о нахождении имущества в собственности субъекта РФ, поскольку при отсутствии полномочий и наличии специальной правоспособности муниципального образования его интересы в данном случае нарушены быть не могут, а согласование органом местного самоуправления решения органов государственной власти субъекта РФ о передаче имущества из муниципальной собственности в государственную собственность субъекта РФ не является условием для принятия такого решения органом государственной власти субъекта РФ.
По этим причинам предыдущая регистрация права за муниципальным образованием также не может являться основанием для отказа регистрации права Свердловской области, возникшего в силу закона.
Дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном гл. 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При этом в силу ч. 4 ст. 198 названного Кодекса заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Пропуск срока и отсутствие на то уважительных причин является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Из материалов дела следует, что о принятии Правительством Свердловской области Постановления от 14.12.2005 г. N 1057-ПП "О приеме муниципальных учреждений и имущества муниципальных образований в Свердловской области, безвозмездно передаваемых в государственную собственность" Администрации города Первоуральска, в адрес которой направлены акты приема-передачи имущества, было известно.
Так, 07.02.2006 г. Администрация направила в адрес МУГИСО подписанные акты приема-передачи муниципального имущества, подлежащего передаче в собственность Свердловской области на основании оспариваемого постановления, пояснив причины не включения в акт нежилых помещений, расположенных по адресу: г. Первоуральск, ул. Ленина, 11, и г. Первоуральск, п. Билимбай, ул. Ленина, 98.
При этом заявителем не приведены какие-либо уважительные причины пропуска срока на обращения в суд; наличие таких причин из материалов дела также не следует.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
1. В удовлетворении требований отказать.
2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
3. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 30 марта 2010 г. N А60-5634/2010-С9
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Свердловской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника