Решение Арбитражного суда Свердловской области
от 21 сентября 2007 г. N А60-15625/2007-С6
Резолютивная часть решения объявлена 17 сентября 2007 г.
Полный текст решения изготовлен 21 сентября 2007 г.
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи, при ведении протокола судебного заседания судьей
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя Носова Игоря Владимировича к Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Екатеринбурга, 3-и лица: Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Железнодорожном районе г. Екатеринбурга; Управление Федерального казначейства по Свердловской области, о признании незаконным решения налогового органа (с учетом уточнения заявленных требований)
при участии в заседании:
от заявителя - Кремнев А.Ю., адвокат, удостоверение N 2272, регистрационный N 66/2176, доверенность N 19 от 13.08.2007 г.;
от заинтересованного лица - Широков А.Г., специалист I разряда юр. отдела, доверенность N 19 от 13.08.2007 г.;
от Управления Федерального казначейства по Свердловской области - Пермякова Н.Г., консультант юр. отдела, доверенность N 13-17/13у от 15.12.05 г.;
от ГУ УПФР в Железнодорожном районе г. Екатеринбурга - представитель в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Объявлен состав суда. Отводов суду не заявлено. Процессуальные права разъяснены.
Индивидуальный предприниматель Носов Игорь Владимирович обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Екатеринбурга от 03.05.2007 г. N 11-14/42364 об отказе в возврате ошибочно уплаченного единого налога за 4 квартал 2006 г. в размере 78000 рублей. Кроме того, заявитель просит обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Екатеринбурга возвратить индивидуальному предпринимателю Носову И.В. сумму ошибочно уплаченного единого налога за 4 квартал 2006 г. в размере 78000 руб. (с учетом уточнения заявленных требований).
Заинтересованное лицо представило отзыв, в котором просит в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на законность оспариваемого решения налогового органа.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд установил:
26.03.2007 г. платежным поручением N 11 предпринимателем Носовым И.В. произведен платеж в сумме 78000 руб. В качестве получателя платежа указано УФК по Свердловской области (ИФНС по Железнодорожному району г. Екатеринбурга), назначение платежа - уплата ЕСН за 4 квартал 2006 г., код бюджетной классификации 18210202010061000160.
Инспекцией ФНС по Железнодорожному району г. Екатеринбурга данный платеж зачислен по вышеуказанному КБК в счет уплаты страховых взносов в ПФР на страховую часть трудовой пенсии.
27.04.2007 г. денежные средства в сумме 78000 руб. "перекинуты" Инспекцией Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Екатеринбурга с КБК 18210202010061000160 на КБК 18210202030060000160 (фиксированные платежи индивидуальных предпринимателей).
28.04.2007 г. индивидуальный предприниматель Носов И.В. обратился в Инспекцию Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Екатеринбурга с заявлением о возврате ошибочно перечисленной по КБК 18210202010061000160 суммы единого налога за 4 квартал 2006 г. в размере 78000 руб.
Однако письмом от 03.05.2007 г. за N 11-14/42364 налоговым органом было фактически отказано в возврате уплаченной суммы налога. Основанием для отказа послужил вывод инспекции о невозможности осуществления возврата суммы ошибочно уплаченной суммы ЕСН, зачисленной в Пенсионный фонд как страховые взносы, в порядке ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации.
Полагая, что решение Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Екатеринбурга от 03.05.2007 г. N 11-14/42364 не соответствует закону, ст.ст. 78, 79 Налогового кодекса Российской Федерации и нарушает права и законные интересы предпринимателя, ИП Носов И.В. обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании его незаконным.
По мнению заинтересованного лица, в силу правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума ВАС Российской Федерации от 22.04.03 г. N 12355/02 и информационном письме Президиума ВАС Российской Федерации от 11.08.04 г. N 79, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не отвечают понятию налога, закрепленному в статье 8 Налогового кодекса Российской Федерации, и не являются составной частью единого социального налога, поэтому положения статей 78, 79 НК РФ не могут применяться при осуществлении зачета (возврата) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Однако изложенная позиция налогового органа является ошибочной исходя из нижеследующего.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом.
В соответствии с п. 1 ст. 25 Федерального закона контроль за правильностью исчисления и уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов.
Пунктом 1 ст. 13 Федерального закона установлено право страховщика - Пенсионного фонда Российской Федерации и его территориальных органов - осуществлять возврат страховых взносов на обязательное пенсионное страхование лишь в случае, если невозможно установить, за каких застрахованных лиц указанные платежи уплачены. Иных полномочий по возврату (зачету) страховых взносов для органов Пенсионного фонда Российской Федерации законодатель не установил.
Поскольку Федеральный закон не устанавливает порядок зачета либо возврата сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, к данным правоотношениям подлежат применению положения гл. 12 НК РФ.
Статья 2 Федерального закона предусматривает, что законодательство об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации состоит в том числе и из законодательства Российской Федерации о налогах и сборах. Таким образом, порядок осуществления зачета (возврата) излишне уплаченных сумм сборов (страховых взносов) регулируется в соответствии с требованиями, содержащимися в ст. 78 НК РФ.
В силу пп. 7, 9 ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету (возврату) налоговым органом по письменному заявлению налогоплательщика. Возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате.
Следовательно, возврат ошибочно уплаченных страховых взносов должен производиться налоговыми органами в аналогичном порядке.
Более того, Федеральным законом от 15.08.1996 г. N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации", Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 08.12.2006 г. N 168-н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации" определено, что администраторами поступлений в бюджет являются налоговые органы.
Администраторы соответствующих поступлений осуществляют контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним. Возврат плательщикам излишне уплаченных сумм осуществляется органами Федерального казначейства на основании решений налоговых органов о возврате и распоряжений администраторов поступлений в бюджет о возврате поступлений.
Согласно приложению 11.1 к Федеральному закону "О бюджетной классификации Российской Федерации" администратором поступлений в бюджет Пенсионного фонда РФ относительно страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа, зачисляемых в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой и накопительной частей трудовой пенсии, является Федеральная налоговая служба.
Из вышеназванных норм следует, что налоговый орган наделен полномочиями для принятия решения о возврате ошибочно уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Факт ошибочной уплаты предпринимателем страховых взносов в размере 78000 руб. инспекцией не оспаривается.
На основании изложенного, требования индивидуального предпринимателя Носова Игоря Владимировича подлежат удовлетворению.
В порядке распределения судебных расходов, а также с учетом изменений в ст. 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации, внесенных Федеральным законом от 27.07.06 г. N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты РФ в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования", взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Екатеринбурга в пользу ИП Носова Игоря Владимировича государственную пошлину в размере 100 рублей, возвратить индивидуальному предпринимателю Носову Игорю Владимировичу из федерального бюджета государственную пошлину, перечисленную по квитанции от 27.07.2007 г., в размере 2740 руб. как излишне уплаченную.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 110, ст.ст. 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил:
Заявленные индивидуальным предпринимателем Носовым Игорем Владимировичем требования удовлетворить.
Признать незаконным решение Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Екатеринбурга от 03.05.2007 г. N 11-14/42364 об отказе в возврате ошибочно уплаченного по КБК 18210202010061000160 единого налога за 4 квартал 2006 г. в размере 78000 рублей.
Обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Екатеринбурга произвести возврат индивидуальному предпринимателю Носову Игорю Владимировичу ошибочно уплаченный по КБК 18210202010061000160 единый налог за 4 квартал 2006 г. в размере 78000 руб.
Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Екатеринбурга в пользу Носова Игоря Владимировича в порядке распределения судебных расходов госпошлину в сумме 100 рублей.
Возвратить индивидуальному предпринимателю Носову Игорю Владимировичу из федерального бюджета государственную пошлину, перечисленную по квитанции от 27.07.2007 г., в размере 2740 руб. как излишне уплаченную.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru ".
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 333.18 Налогового кодекса Российской Федерации взысканная по делу госпошлина подлежит уплате добровольно в 10-дневный срок со дня вступления в законную силу решения суда. В подтверждение добровольной уплаты госпошлины заинтересованное лицо должно представить суду подлинный платежный документ с отметкой банка о его исполнении.
При непоступлении в арбитражный суд в течение 10 дней со дня вступления в законную силу решения суда доказательства добровольной уплаты госпошлины выдать исполнительный лист на ее взыскание в принудительном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 21 сентября 2007 г. N А60-15625/2007-С6
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Свердловской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника