Определение Арбитражного суда Свердловской области
от 18 декабря 2007 г. N А60-25296/2006-С11
См. также Решение Арбитражного суда Свердловской области
от 3 октября 2007 г. N А60-25296/2006-С11
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи при ведении протокола судебного заседания судьей
рассмотрел в судебном заседании в рамках дела по заявлению Федеральной налоговой службы в лице Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Свердловской области о признании Первоуральского муниципального унитарного предприятия "Пассажирское автотранспортное предприятие" (далее - ПМУП "ПАТЛ") несостоятельным (банкротом) заявление Государственного учреждения - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 4) о включении в реестр требований кредиторов должника 4028960,89 руб. при участии в судебном заседании от конкурсного управляющего: Банных И.А., представитель по доверенности от 04.12.2007 года
ГУ - Свердловское региональное отделение ФСС России (филиал N4) обратилось в арбитражный суд с заявлением о включении в реестр требований кредиторов должника 4028960,89 руб., в том числе 2491949,11 руб. - капитализированные платежи, 1537011,78 руб. - дополнительные расходы, связанные с повреждением здоровья. Указало, что должник имеет обязательства по возмещению вреда Маракшину В.Н., Феденеву В.И., Ярмолюк Т.А.
Конкурсный управляющий отзыв не представил.
Заслушав представителя конкурсного управляющего, изучив письменные доказательства, арбитражный суд установил:
Определением Арбитражного суда Свердловской области от 29.09.2006 года требования ФНС России признаны обоснованными, в отношении ПМУП "ПАТП" введена процедура наблюдения, временным управляющим утвержден Лазарев Д.В.
Сведения о введении в отношении должника процедуры наблюдения опубликованы временным управляющим в Российской газете от 03.11.2006 года.
Определением Арбитражного суда Свердловской области от 22.03.2007 года в отношении должника ПМУП "ПАТП" введена процедура внешнего управления, внешним управляющим утвержден Лазарев Д.В., размер вознаграждения внешнего управляющего установлен 10000 рублей в месяц за счет имущества должника.
Публикация о введении в отношении ПМУП "ПАТП" процедуры внешнего управления произведена внешним управляющим в Российской газете от 28.04.2007 года.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 03.10.2007 года должник МУП "ПАТП" признан несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство сроком на 12 месяцев, конкурсным управляющим утвержден Лазарев Д.В.
Соответствующие сведения о введении в отношении должника конкурсного производства опубликованы в Российской газете от 13.10.2007 года.
30.10.2007 года в арбитражный суд поступило заявление ГУ - Свердловское региональное отделение ФСС России о включении в реестр требований кредиторов должника 4028960,89 руб., в том числе 2491949,11 руб. - капитализированные платежи, 1537011,78 руб. - дополнительные расходы, связанные с повреждением здоровья.
30.11.1981 года составлен акт N 4 о несчастном случае на производстве, произошедшем 28.11.1981 года, в отношении пострадавшего Маракшина В.Н.
Согласно выписке из акта освидетельствования во ВТЭК N 330 от 10.10.2002 года Маракшину В.Н. установлена утрата трудоспособности 80% бессрочно.
В отношении Маракшина В.Н. составлена программа реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве от 30.08.2004 года. Согласно данной программе реабилитации Маракшин В.Н. нуждается в протезировании нижних конечностей, ортопедической обуви.
25.11.2004 года составлен акт о случае профессионального заболевания в отношении Феденева В.И.
Согласно выписке из акта N 37 освидетельствования в ФГУ МСЭ от 15.01.2007 года Феденеву В.И. установлено 10% утраты профессиональной трудоспособности до 01.02.2008 года.
В отношении Феденева В.И. составлена программа реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания от 15.01.2007 года. Согласно данной программе реабилитации Феденев В.И. нуждается в приобретении лекарств, санаторно-курортном лечении.
07.09.1999 года составлен акт N 2 о несчастном случае на производства, произошедшем 07.09.1999 года, в отношении пострадавшей Ярмолюк Т.А.
Согласно выписке из акта N2926 освидетельствования в бюро МСЭ от 14.10.2005 года Ярмолюк Т.А. установлено 30% утраты профессиональной трудоспособности до 09.10.2007 года.
Статья 135 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" устанавливает, что определение размера требований граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, осуществляется путем капитализации соответствующих повременных платежей, установленных на дату принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства и подлежащих выплате гражданам до достижения ими возраста семидесяти лет, но не менее чем за десять лет. Порядок и условия капитализации соответствующих повременных платежей определяются Правительством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 135 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" с согласия гражданина его право требования к должнику в сумме капитализированных повременных платежей переходит к Российской Федерации.
В случае ликвидации юридического лица, признанного в установленном порядке ответственным за вред, причиненный здоровью работника, оно обязано внести отделению фонда капитализированные платежи (пункт 2 статьи 23 Закона о социальном страховании), которые являются одним из источников доходов Фонда социального страхования Российской Федерации (пункт 1 статьи 20 названного Закона). При этом ликвидированная организация перестает выплачивать обязательные страховые взносы.
Таким образом, капитализация платежей, перечисляемых на счет отделения фонда, производится с целью резервирования средств на будущее и направлена на обеспечение прав и законных интересов граждан, перед которыми должник несет ответственность за возмещение вреда их здоровью в объеме, установленном Законом о социальном страховании, путем ежемесячных страховых выплат и оплаты дополнительных расходов, связанных с их медицинской, социальной и профессиональной реабилитацией.
Должник, в отношении которого открыто конкурсное производство, по смыслу абзаца четырнадцатого статьи 2, главы VII Закона о банкротстве, пункта 1 статьи 65 Гражданского кодекса Российской Федерации находится в стадии ликвидации через процедуру конкурсного производства.
Законом о социальном страховании не предусмотрено уменьшения размера обязательств ликвидируемого через процедуру конкурсного производства должника, возникших вследствие причинения вреда здоровью его работников, по сравнению с объемом аналогичных обязательств организации, ликвидируемой согласно общим положениям статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Иное нарушало бы права отделения фонда как страховщика, поскольку объем его требований к ликвидируемой организации был бы различен в зависимости от оснований ликвидации причинителя вреда при неизменном объеме обязательств отделения фонда перед работниками должника.
Кроме того, будучи специальным, Закон о банкротстве не регулирует отношения, возникающие при возмещении вреда здоровью граждан через систему обязательного социального страхования (пункт 1 статьи 1 Закона о банкротстве).
Согласно ст. 23 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" при ликвидации страхователя - юридического лица он обязан внести страховщику капитализированные платежи в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ "О некоторых вопросах установления в деле о банкротстве требований о выплате капитализированных платежей" от 30.11.2006 года N 57 фонд социального страхования РФ, предоставляющий обеспечение по обязательному социальному страхованию застрахованным и иным лицам, имеющим право на получение страховых выплат, вправе потребовать от должника-страхователя, признанного банкротом, капитализации платежей указанным лицам и выплаты фонду капитализированной суммы.
В соответствии с пунктом 2 статьи 23 Закона об обязательном страховании определен Правительством Российской Федерации в постановлении от 17.11.2000 г. N 863 "Об утверждении Порядка внесения в Фонд социального страхования Российской Федерации капитализированных платежей при ликвидации юридических лиц - страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
Во исполнение пункта 2 названного постановления Фондом социального страхования Российской Федерации постановлением от 30.07.2001 г. N 72 утверждена "Методика расчета размера капитализируемых платежей для обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний при ликвидации (банкротстве) юридических лиц-страхователей", положения которой учитываются при определении размера капитализированных платежей, вносимых в Фонд социального страхования РФ.
В Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ "О некоторых вопросах установления в деле о банкротстве требований о выплате капитализированных платежей" от 30.11.2006 года N 57 четко определен круг требований граждан-кредиторов, относящиеся к первой очереди: во-первых, это требование граждан, не являющихся застрахованными или иными лицами, имеющими право на страховые выплаты по обязательному страхованию, перед которым должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью; во-вторых, это требование застрахованных лиц, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, но лишь в той части, которая превышает обеспечение по страхованию (страховое возмещение вреда) в соответствии с Законом об обязательном социальном страховании.
Заявленное требование Фонда социального страхования РФ, основанное на норме пункта 2 статьи 23 Закона об обязательном страховании, не является требованием гражданина-кредитора первой очереди, перешедшим к Российской Федерации, и должно квалифицироваться как требование кредитора третьей очереди. Согласия гражданина на предъявление указанного требования Фондом социального страхования Российской Федерации не требуется.
Согласно расчету ГУ - Свердловское региональное отделение ФСС России (филиал N 4) размер капитализируемых платежей для обеспечения по обязательному социальному страховании от несчастных случае на производстве и профессиональных заболеваний при ликвидации (банкротстве) ПМУП "ПАТП" в отношении пострадавшего Маракшина В.Н. составляет 1281337,01 руб. - капитализированные платежи, 1092200,60 руб. - дополнительные расходы, Феденева В.И. - 115286,53 руб. - капитализированные платежи, 444811,18 руб. - дополнительные расходы, Ярмолюк Т.А. - 1095325,57 руб. - капитализированные платежи.
Принимая во внимание, что наличие и размер задолженности подтвержден документально, на основании ст. 142 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" суд признает установленными требования ГУ - Свердловское отделение Фонда социального страхования РФ (филиал N 4).
При этом суд исходит из того, что согласно п.п. 1, 2 ст. 1 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью застрахованного при исполнении им обязанностей по трудовому договору (контракту) и в иных установленных названным законом случаях, путем предоставления застрахованному лицу в полном объеме всех необходимых видов обеспечения по страхованию, в том числе оплаты расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию осуществляется ФСС России в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
Руководствуясь ст.ст. 142, 134-137 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", ст.ст. 184, 185, 223 АПК РФ, арбитражный суд определил:
1. Включить требования кредитора Государственное учреждение - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N4) в размере 4028960,89 руб., в том числе 2491949,11 руб. - капитализированные платежи, 1537011,78 руб. - дополнительные расходы, в реестр требований кредиторов Первоуральского муниципального унитарного предприятия "Пассажирское автотранспортное предприятие" в составе третьей очереди.
2. Требования кредиторов, включенные в реестр не подлежат повторному включению в реестр при переходе к иным процедурам банкротства.
3. Определение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его вынесения, а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления определения в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший определение.
В случае обжалования определения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Арбитражного суда Свердловской области от 18 декабря 2007 г. N А60-25296/2006-С11
Текст определения предоставлен Арбитражным судом Свердловской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника