Решение Арбитражный суда Свердловской области
от 26 февраля 2008 г. N А60-1069/2008-С6
Резолютивная часть решения объявлена 18 февраля 2008 года.
Полный текст решения изготовлен 26 февраля 2008 года.
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи, при ведении протокола судебного заседания судьей
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению товарищества собственников жилья "Мамина-Сибиряка, 126" к Региональной энергетической комиссии Свердловской области об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Баишева С.Р., представитель, доверенность от 14.01.2008 г.;
от заинтересованного лица - Нагибин С.Г., гл. специалист юр. отдела, доверенность от 09.01.2008 г. N 02-18/2.
Лицам, участвующим в деле, разъяснены права и обязанности, право на отвод суду. Отводов суду не заявлено.
Товарищество собственников жилья "Мамина-Сибиряка, 126" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 14.01.2008 г. N 1 о привлечении заявителя к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение порядка ценообразования в виде штрафа в размере 40000 рублей.
В обоснование заявленных требований ТСЖ "Мамина-Сибиряка, 126" ссылается на отсутствие вменяемого состава административного правонарушения.
Заинтересованное лицо с требованиями заявителя не согласно, полагает, что факты нарушения порядка ценообразования подтверждаются материалами дела, в связи с чем оснований для отмены оспариваемого постановления о привлечении к административной ответственности не имеется.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд установил:
В период с 09.11.2007 г. по 25.12.2007 г. Региональной энергетической комиссией Свердловской области на основании обращения ООО "Лукойл-Пермнефтепродукт" (письмо от 17.10.2007 г. исх. N 07/09-438) и распоряжения заместителя председателя - начальника инспекции по контролю за ценами РЭК Свердловской области В.К. Кузнецова от 09.11.2007 г. N 110 проведена проверка соблюдения порядка ценообразования в товариществе собственников жилья "Мамина-Сибиряка, 126".
В ходе документальной проверки установлен факт осуществления отпуска вырабатываемой тепловой энергии сторонним потребителям по неутвержденным в установленном порядке тарифам в размере от 822,1171 руб./Гкал до 830,5 руб./Гкал вместо нормативного тарифа в размере 330,96 руб./Гкал, а также предъявления проживающим в многоквартирном доме гражданам платежных документов по заниженному тарифу по оплате потребленной электрической энергии сверх социальных норм, установленных постановлением Правительства Свердловской области от 22.12.2006 г. N 1085-ПП "Об утверждении социальных норм потребления электрической энергии населением Свердловской области", что является нарушением требований ст. 2 Федерального закона от 19.04.1995 г. N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", ст. 23 Федерального закона от 26.03.2003 г. N 35-ФЗ "Об энергетике", постановления Правительства РФ от 26.02.2004 г. N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации", постановлений РЭК Свердловской области от 01.12.2006 г. N 182-ПК "Об утверждении нормативных тарифов на тепловую энергию, услуги по передаче тепловой энергии, поставляемую (оказываемые) энергоснабжающими организациями Свердловской области" и от 29.11.2006 г. N 176-ПК "Об утверждении тарифов на электрическую энергию, поставляемую населению, бюджетным потребителям, сельскохозяйственным товаропроизводителям Свердловской области в 2007 году".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату Федерального закона N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" следует читать как "14.04.1995 г.
Результаты проверки оформлены актом от 09.11.2007 г. - 25.12.2007 г. N 110.
25.12.2007 г. на основании акта проверки в присутствии председателя товарищества - Тетерина Е.П. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Определением от 26.12.2007 г. рассмотрение дела об административном правонарушении в отношении ТСЖ "Мамина-Сибиряка, 126" назначено на 29.12.2007 г. на 10 час. 00 мин. в помещении РЭК Свердловской области по адресу: г. Екатеринбург, пр. Ленина, 34, каб. 606.
28.12.2007 г. заинтересованным лицом вынесено определение об отложении рассмотрения дела об административном правонарушении в отношении ТСЖ "Мамина-Сибиряка, 126" до 14.01.2008 г. до 10 час. 00 мин. по ходатайству заявителя.
14.01.2008 г. Региональной энергетической комиссией Свердловской области вынесено постановление N 1 о наложении на заявителя административного штрафа в размере 40000 рублей на основании ч.1 ст. 14.6 КоАП РФ за нарушение порядка ценообразования, выразившегося в завышении тарифа на тепловую энергию при расчетах с потребителями в сентябре 2007 г. и в занижении тарифа, предназначенного для оплаты электрической энергии сверх социальных норм потребления для граждан.
Согласно ст. 424 Гражданского кодекса РФ в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и пр.), установленные или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
В силу ст. 2 Федерального закона от 14.04.1995 г. N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию" органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в том числе населению, на очередной финансовый год в рамках установленных предельных уровней.
Постановлением РЭК Свердловской области от 01.12.2006 г. N 182-ПК "Об утверждении нормативных тарифов на тепловую энергию, услуги по передаче тепловой энергии, поставляемую (оказываемые) энергоснабжающими организациями Свердловской области" утверждены нормативные тарифы на тепловую энергию и услуги по передаче тепловой энергии, подлежащие применению энергоснабжающими организациями, которым в установленном порядке не были утверждены индивидуальные тарифы на тепловую энергию и услуги по передаче тепловой энергии.
Как следует из материалов дела, на балансе заявителя находится котельная, работающая на природном газе.
На основании договоров на возмещение расходов по теплоснабжению ТСЖ "Мамина-Сибиряка, 126" осуществляло на возмездной основе подачу тепловой энергии на нужды отопления и горячего водоснабжения в помещения собственника (договоры от 01.04.2007 г. N 10-04-07 с ООО "Лукойл-Пермнефтепродукт", от 01.04.2007 г. N 10-01-07 с ООО "Тепло-Центр" и др.).
Поскольку индивидуальный тариф на тепловую энергию для расчетов за отпускаемую тепловую энергию с потребителями в установленном порядке не был утвержден заявителем в РЭК Свердловской области, товарищество должно было руководствоваться постановления РЭК Свердловской области от 01.12.2006 N 182-ПК "Об утверждении нормативных тарифов на тепловую энергию, услуги по передаче тепловой энергии, поставляемую (оказываемые) энергоснабжающими организации Свердловской области", однако отпуск тепловой энергии потребителям ТСЖ "Мамина-Сибиряка, 126" производило по тарифам в размере от 822,1171 руб./Гкал до 830,5 руб./Гкал вместо 330,96 руб./Гкал.
Сумма нарушения, сложившаяся в результате завышения тарифа на тепловую энергию при расчетах с потребителями (кроме граждан) при выборочной проверке счетов-фактур за сентябрь 2007 года составила по имеющемуся в материалах дела расчету 13319,94 руб.
Факт совершения заявителем нарушения порядка ценообразования, выразившегося в завышении тарифа на тепловую энергию при расчетах с потребителями, подтверждается имеющимися в материалах дела актами сдачи-приемки выполненных работ и счетами от 30.09.2007 г.
Довод заявителя о том, что ни в акте проверки, ни в протоколе об административном правонарушении не указана формула расчета, из которой специалистами РЭК Свердловской области была рассчитана цена 1 Гкал, судом не принимается, поскольку, как пояснил представитель заинтересованного лица, стоимость 1 Гкал рассчитана исходя из представленных ТСЖ данных (на основании расчета по возмещению (перевыставлению) расходов, связанных с содержанием газовой котельной в адрес потребителей теплоэнергии за сентябрь 2007 года), содержащих расшифровку всех затрат, в том числе стоимости и объема выработанной и распределенной тепловой энергии в Гкал.
Вместе с тем довод заявителя о том ТСЖ "Мамина-Сибиряка-126" не завышало тарифы на тепловую энергию является бездоказательным.
Согласно письму заявителя от 12.11.07, направленному в адрес начальника отдела контроля цен РЭК Свердловской области, пакет документов для утверждения тарифов на тепловую энергию, вырабатываемую собственной газовой котельной, были направлены в адрес РЭК Свердловской области 26.09.07.
Как следует из представленного в материалы дела Постановления РЭК Свердловской области от 19.12.07 N 186-ПК Товариществу собственников жилья "Мамина - Сибиряка,126" на 2008 год утвержден тариф на тепловую энергию для прочих потребителей 486,79 руб. за Гкал.
Не принимается судом и ссылка заявителя на Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307, поскольку они регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг (гражданами, использующими коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности). Данные Правила не могут применяться во взаимоотношениях ТСЖ с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а также гражданами, использующими нежилое помещение в предпринимательской деятельности.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 14.04.1995 г. N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию" государственное регулирование тарифов может проводиться отдельно в отношении электрической энергии, поставляемой населению в пределах социальной нормы потребления и сверх социальной нормы потребления.
Постановлением Правительства Свердловской области от 22.12.2006 г. N 1085-ПП утверждены социальные нормы потребления электрической энергии населением Свердловской области, которые применяются во всех случаях и используются для определения размера платы за потребленную электроэнергию, поскольку РЭК Свердловской области тарифы на электрическую энергию утверждены в пределах социальных норм и сверх социальных норм потребления.
Согласно договору энергоснабжения от 15.12.2006 г. N 16827 продажу электрической энергии Товариществу собственников жилья "Мамина-Сибиряка, 12"6 осуществляет ОАО "Екатеринбургская электросетевая компания".
ОАО "ЕЭСК" продажу электрической энергии для жилого дома по адресу: г. Екатеринбург, ул. Мамина-Сибиряка, 126 осуществляет по дневному тарифу в размере 0,8305 руб./кВтч (без НДС) или 0,98 руб./кВтч (с НДС) и ночному тарифу в размере 0,45762 руб./кВтч (без НДС) или 0,54 руб./кВтч (с НДС), предусмотренным для категории потребителей "население, проживающее в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками".
Учет потребляемой электрической энергии в жилом доме по адресу: г. Екатеринбург, ул. Мамина-Сибиряка, 126 производится по индивидуальным приборам учета.
Граждане, проживающие в жилых домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками при двухтарифном учете, согласно постановлению Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 29.11.2006 г. N 176-ПК "Об утверждении тарифов на электрическую энергию, поставляемую населению бюджетным потребителям, сельскохозяйственным товаропроизводителям Свердловской области в 2007 году" в 2007 году должны оплачивать расходуемую электрическую энергию по дневному тарифу в пределах социальной нормы потребления в размере 0,98 руб./кВтч (с НДС), сверх социальной нормы потребления в размере 1,60 руб./кВтч (с НДС) исходя из социальной нормы потребления электрической энергии населением в размере 70 кВтч на одного человека и 40 кВтч дополнительно на абонента (расчетный счетчик) в месяц, утвержденной постановлением Правительства Свердловской области от 22.12.2006 г. N 1085-ПП "Об утверждении социальных норм потребления электрической энергии населением Свердловской области", по ночному тарифу в размере 0,54 руб./кВтч (с НДС).
Выборочной проверкой правильности применения тарифов на электрическую энергию для граждан, проживающих в жилом доме по адресу: г. Екатеринбург, ул. Мамина-Сибиряка, 126, установлено, что взимание платы за электрическую энергию осуществляется без учета социальных норм потребления исходя исключительно из тарифа, предусмотренного для применения в пределах социальных норм.
За период с 01.09.2007 г. по 30.11.2007 г. сумма занижения тарифа, предусмотренного для оплаты электрической энергии сверх социальных норм потребления, для граждан составила согласно имеющемуся в материалах дела расчету 1538,22 руб.
Факт совершения ТСЖ "Мамина-Сибиряка, 126" нарушения порядка ценообразования, выразившегося в занижении тарифа, предназначенного для оплаты электрической энергии сверх социальных норм потребления для граждан подтверждается имеющимися в материалах дела копиями квитанций на оплату эл. энергии за сентябрь 2007г.
Довод заявителя о том, что утвержденные постановлением Правительства Свердловской области от 22.12.2006 г. N 1085-ПП тарифы с применением социальных норм используются при непосредственном расчете за электроэнергию между поставщиком и потребителем гражданином, а к жилищным организациям относятся только в части потребления на технические цели жилых домов, судом не принимается, поскольку противоречит разъяснениям по применению тарифов на электрическую энергию, потребляемую населением Свердловской области, изложенным в разделе 2 данного постановления.
Положения п. 3 раздела 2 постановления РЭК Свердловской области от 29.11.2006 г. N 176-ПК относительно оплаты электроэнергии по тарифам общего учета, применяются при расчетах жилищных организаций с энергоснабжающими организациями и не подлежат применению при расчетах граждан с жилищными организациями, поскольку в этом случае расчеты производятся по тарифам поквартирного учета с применением социальных норм потребления электрической энергии.
В соответствии со ст. 14.6 КоАП РФ завышение или занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), завышение или занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), по табачным изделиям завышение максимальной розничной цены, указанной производителем на каждой потребительской упаковке (пачке), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Учитывая, что факт нарушения заявителем порядка ценообразования подтверждается материалами дела, суд полагает, что Региональная энергетическая комиссия правомерно привлекла ТСЖ "Мамина-Сибиряка, 126" к административной ответственности в соответствии с ч. 1 ст.14.6 КоАП РФ.
Исходя из критериев оценки малозначительности, указанных в Постановлении Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 г., N 10, и учитывая правовую позицию Конституционного Суда РФ, сформулированную в Определениях N 349-О от 05.11.2003 г. и N 244-О от 14.12.2000 г., суд не усматривает оснований для применения к заявителю положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в рассматриваемых правоотношениях, поскольку деятельность по поставке вырабатываемой тепловой энергии является регулируемым видом деятельности и должна осуществляться в соответствии с требованиями законодательства РФ, поэтому нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов) свидетельствует о наличии существенной угрозы охраняемым общественным интересам, в связи с чем наступление определенных материальных последствий, связанных с фактом совершения данного правонарушения, либо отсутствие каких-либо последствий не имеет правового значения для наступления ответственности и не может являться основанием для освобождения ТСЖ "Мамина-Сибиряка, 126" от административной ответственности.
Обстоятельства, на которые ссылается заявитель как основания для применения ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а именно: не причинение ущерба государственным интересам (поскольку ТСЖ полностью рассчиталось с поставщиком электроэнергии) и не причинение ущерба имуществу собственников (поскольку товарищество предъявило им к оплате суммы в объеме, необходимом для расчета с поставщиками) учтены заинтересованным лицом при определении меры ответственности как смягчающие, о чем свидетельствует наложение штрафа по нижнему пределу санкции, установленной ч. 1 ст. 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в размере 40000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
В соответствии с частью 5 ст. 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение арбитражного суда вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражный суда Свердловской области от 26 февраля 2008 г. N А60-1069/2008-С6
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Свердловской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника