Решение Арбитражного суда Свердловской области
от 28 февраля 2008 г. N А60-1675/2008-С8
Резолютивная часть решения объявлена 26 февраля 2008 года
Полный текст решения изготовлен 28 февраля 2008 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи
рассмотрел в судебном заседании 20-26 февраля 2008 года дело по заявлению Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Заречном Свердловской области (далее по тексту - заявитель) к Сельскохозяйственному потребительскому кооперативу "Мезенское" (далее по тексту - СХПК "Мезенское") о взыскании 10897 рублей 90 копеек,
при участии в судебном заседании
от заявителя: Н.А. Чернышкова, доверенность N 6 от 25.01.2008;
от заинтересованного лица: С.П. Харлап, доверенность N 4 от 12.12.2007.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено. От заинтересованного лица поступило ходатайство о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, МИФНС России N 18 по Свердловской области. В удовлетворении ходатайства судом отказано. Других заявлений и ходатайств не поступило.
В судебном заседании объявлен перерыв до 26 февраля 2008 года. После перерыва заседание продолжено.
Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Заречном Свердловской области просит взыскать с СХПК "Мезенское" штраф в размере 10897 рублей 90 копеек за предоставление недостоверных сведений, необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Заинтересованное лицо факт правонарушения не оспаривает, однако с заявленными требованиями не согласно, ссылаясь на то, что заявителем неверно рассчитана сумма штрафа, а также на процессуальные нарушения, связанные с не извещением СХПК "Мезенское" о времени и месте составления акта и вынесения решения.
Рассмотрев материалы дела, суд установил:
По результатам камеральной проверки СХПК "Мезенское" по вопросам соблюдения законодательства об обязательном пенсионном страховании ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Заречном Свердловской области составлен акт камеральной проверки N 301 от 25 декабря 2007 года, которым с учетом поступивших данных из Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России N 8 по Свердловской области установлено, что заинтересованным лицом представлены в орган Пенсионного фонда недостоверные индивидуальные сведения за 2006 год на 9 человек.
По результатам проверки 11 января 2007 года заявителем вынесено решение N 1 о привлечении СХПК "Мезенское" к ответственности за предоставление недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования на основании ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ в виде взыскания санкций в размере 10897 рублей 90 копеек, составляющих 10 процентов от всей суммы начисленных страховых взносов в Пенсионный Фонда Российской Федерации за 2006 год на 9 человек.
Заинтересованному лицу требованием N 27 от 17 января 2008 года предоставлено право уплатить штраф в добровольном порядке. Однако в установленный срок требование не исполнено.
Данное обстоятельство явилось основанием для обращения органа пенсионного фонда в арбитражный суд с заявлением о взыскании штрафа в размере 10897 рублей 90 копеек в судебном порядке.
Как установлено в судебном заседании СХПК "Мезенское" в соответствии со ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее по тексту - Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ) представил 01 марта 2007 года в Пенсионный фонд сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета за 2006 год, из которых сумма страховых взносов на 9 человек составила 104306 рублей.
Однако по результатам проведенной Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы России N8 по Свердловской области проверки полноты и правильности исчисления СХПК "Мезенское" объекта налогообложения, налоговой базы по ЕСН, обязательному пенсионному страхованию установлено, что заинтересованным лицом неправомерно не включены в налогооблагаемую базу по обязательному пенсионному страхованию за 2006 год доходы девяти работников, на основании чего налоговым органом доначислены страховые взносы в сумме 4673 рублей и в адрес ГУ УПФР в г. Заречном Свердловской области 07.08.2007 направлено соответствующее уведомление с расшифровкой сведений по каждому работнику.
С учетом указанной информации ГУ УПФР в г. Заречном Свердловской области направило СХПК "Мезенское" письмо от 25.10.2007 N 6369 с предложением сдать откорректированные индивидуальные сведения на своих работников за 2006 год и уточненные расчеты авансовых платежей на обязательное пенсионное страхование за 2006 год.
Надлежаще оформленные сведения (корректирующие формы СЗВ-4-2 на девятерых человек с измененной формой АДВ-11 за 2006 год) в Пенсионный фонд СХПК "Мезенское" представил 18 декабря 2007 года. Сумма начисленных страховых взносов на 9 человек, с учетом корректировки, составила 108979 рублей. Таким образом, отклонения по страховым взносам с учетом неверно заявленных сведений на 9 человек составили 4673 рубля (108979 рублей - 104306 рублей).
Согласно ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного Пенсионного страхования" страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах, на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователи представляет один раз в год, но не позднее 1 марта о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, предусмотренные данным законом и дополнительно сведения об уплаченных страховых взносах в целом за всех работающих у него застрахованных лиц по формам, определяемым Пенсионным Фондом Российской Федерации.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Исходя из указанных положений закона и п. 16 Письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в информационном письме N 79 от 11.08.2004 "Обзор практики разрешения споров, связанных с применением законодательства об обязательном пенсионном страховании", суд полагает, что размер финансовой санкции должен исчисляться не от всей суммы причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации, а от суммы платежей, в отношении которой представлены неполные и (или) недостоверные сведения, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета.
Поскольку сумма платежей, в отношении которой представлены неполные (недостоверные) сведения составляет 4673 рубля, что подтверждается материалами дела, размер штрафа, подлежащего взысканию, должен составлять 467 рублей 30 копеек (4673 рубля х 10%).
Указанный подход, по мнению суда, отражает позицию законодателя, обеспечивающую индивидуализацию мер ответственности. В противном же случае, производя расчет штрафа исходя из общей суммы страховых взносов, причитающихся к уплате организацией за 9 работников, размер ответственности зависит не от тяжести совершаемого правонарушения, а от численности работников организации. Тем более, данный подход не применим в отношении сумм страховых взносов на работников, данные по которым являются правильными и своевременно представленными.
Таким образом, учитывая, что правонарушение, допущенное СХПК "Мезенское", подтверждается материалами дела и заинтересованным лицом не оспаривается, санкция заявителем применена правомерно, однако сумма штрафа, заявленная ГУ УПФР в г. Заречном Свердловской области к взысканию, рассчитана неверно.
Вместе с тем при принятии решения суд исходит из следующего:
Согласно ст. 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон N 167-ФЗ), правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено указанным Федеральным законом.
Учитывая, что порядок производства по делу о правонарушении, предусмотренном ст. 17 Федерального закона N 27-ФЗ названным Федеральным законом N 167-ФЗ не установлен, суд считает, что к рассматриваемым правоотношениям подлежат применению нормы Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - НК РФ).
В соответствии с п. 2 ст. 101 НК РФ руководитель (заместитель руководителя) налогового органа извещает о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка.
Лицо, в отношении которого проводилась проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов проверки лично и (или) через представителя.
Согласно п. 6 ст. 100 НК РФ лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение 15 дней со дня получения акта налоговой проверки вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. При этом налогоплательщик вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.
В судебном заседании установлено, что в адрес ГУ УПФР в г. Заречном Свердловской области 11 января 2008 года поступили возражения СХПК "Мезенское" по акту камеральной проверки N 301 от 25.12.2007, однако решение N 1 от 11.01.2008 вынесено заявителем до истечения срока на представление возражений и, кроме того, не содержит оценки представленных заинтересованным лицом возражений.
Пункт 14 статьи 101 НК РФ устанавливает, что несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных НК РФ, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.
Несоблюдение таких существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки как обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения является основанием для отмены судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Учитывая указанные положения и принимая во внимание, что решение N 1 от 11.01.2008 о привлечении СХПК "Мезенское" к ответственности за предоставление недостоверных сведений, необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования вынесено до истечения срока для представления заинтересованным лицом возражений на акт камеральной проверки, без извещения заинтересованного лица о времени и месте рассмотрения материалов проверки и без фактического его участия, суд пришел к выводу, что указанные обстоятельства свидетельствуют о нарушении предоставленных СХПК "Мезенское" гарантий защиты и, как следствие, о незаконности решения.
При таких обстоятельствах в удовлетворении заявленных Государственным учреждением Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Заречном Свердловской области требований следует отказать.
Руководствуясь ст. 110, ст.ст. 167-170, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил:
1. В удовлетворении требований Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Заречном Свердловской области к Сельскохозяйственному потребительскому кооперативу "Мезенское" о взыскании санкций в размере 10897 рублей 90 копеек за предоставление недостоверных сведений, необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования отказать.
2. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения, а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.
В соответствии с частью 2 статьи 257 и частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанции через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 28 февраля 2008 г. N А60-1675/2008-С8
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Свердловской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника