Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 13 ноября 2007 г. N Ф09-9351/07-С1
Определением Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 февраля 2008 г. N 2943/08 отказано в передаче настоящего постановления в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании жалобу индивидуального предпринимателя Носачева Владимира Викторовича (далее - предприниматель) на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 08.02.2007 по делу N А47-13081/06 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2007 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Предприниматель заявил ходатайство о рассмотрении дела без участия его представителей.
Предприниматель обратился в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления административной комиссии Ленинского района г. Орска (далее - комиссия) от 29.09.2006 N 688 о привлечении его к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 41 Закона Оренбургской области от 01.10.2003 N 489/55-Ш-ОЗ "Об административных правонарушениях в Оренбургской области" (далее - Закон).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца и далее по тексту допущена опечатка. Номер названного Закона Оренбургской области от 01.10.2003 "Об административных правонарушениях в Оренбургской области" следует читать как N 489/55-III-ОЗ
Решением суда от 08.02.2007 (резолютивная часть от 07.02.2007) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2007 решение суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, предприниматель просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
Как следует из материалов дела, 31.07.2006 на КПП "Лагуна" (мост через реку Урал) в г. Орске Оренбургской области инспектором ОБ ДПС ГИБДД г. Орска Цепковым В.И. установлен факт осуществления предпринимателем пассажирских перевозок на автомобиле ГАЗ-322132 (государственный регистрационный номер Н382МР 56) по маршруту N 25 без согласования графиков и маршрутов движения с органами местного самоуправления. В отношении предпринимателя составлен протокол об административном правонарушении от 31.07.2006 серии 56 БА N 262883.
Постановлением комиссии от 29.09.2006 N 688 предприниматель привлечен к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 41 Закона, в виде наложения штрафа в сумме 1500 рублей.
Считая привлечение к административной ответственности незаконным, предприниматель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из наличия в действиях предпринимателя состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 41 Закона, а также из наличия у органов местного самоуправления полномочий по организации транспортного обслуживания населения и муниципальных учреждений.
Выводы судов в отношении квалификации правонарушения являются ошибочными.
Согласно подп. 62 п. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), подлежат лицензированию.
В соответствии со ст. 2 указанного Закона лицензия - специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.
Таким образом, на лицензиате лежит обязанность по выполнению лицензионных требований и условий, представляющих собой совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
В силу п. 3 Положения о лицензировании перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10.06.2002 N 402, лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок грузов и пассажиров автомобильным транспортом является выполнение требований, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области лицензируемого вида деятельности.
Согласно п. 7 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в ведении администрации находятся вопросы местного значения, в том числе создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду пункт 7 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
Частью 6 ст. 72 Закона Российской Федерации от 06.07.1991 N 1550-1 "О местном самоуправлении в Российской Федерации" определены полномочия администрации в области транспорта: осуществление контроля за работой транспортных предприятий и организаций, обслуживающих население города, утверждение маршрутов и графиков движения местного транспорта.
В соответствии с ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" органы местного самоуправления наделены правом в пределах своей компетенции решать вопросы безопасности дорожного движения.
В рамках предоставленных полномочий распоряжением администрации г. Орска Оренбургской области от 28.03.2005 N 936-р утверждено Положение об утверждении маршрутов и графиков движения в г. Орске.
Из п. 1.4, 1.6 указанного Положения следует, что перевозка пассажиров в городском сообщении осуществляется по утвержденным администрацией г. Орска маршрутам и графикам движения, без утверждения которых перевозчик не вправе осуществлять регулярные перевозки пассажиров по маршрутам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, предприниматель имеет лицензию на перевозку пассажиров автомобильным транспортом сроком действия с 07.06.2006 по 06.06.2011 регистрационный N АСС-56-004824. Предпринимателем осуществляется перевозка пассажиров по маршруту N 25 (магазин "Меридиан" - микрорайон N 6) без согласования графика и маршрута движения с органами местного самоуправления, то есть с нарушением лицензионных требований.
Административная ответственность за осуществление пассажирских перевозок без согласования графиков и маршрутов движения с органами местного самоуправления установлена ч. 1 ст. 41 Закона.
Вместе с тем ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) установлена ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Согласно абз. 3 ч. 3 ст. 23.1 Кодекса дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 14.1 Кодекса, совершенных юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями, рассматриваются судьями арбитражных судов.
В соответствии с п. "к" ст. 72 Конституции Российской Федерации административное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
При этом законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по вопросам совместного ведения (ст. 76 Конституции Российской Федерации).
Статьей 1.3 Кодекса разграничены предметы ведения Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях, в соответствии с которой к ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление общих положений и принципов законодательства об административных правонарушениях; перечня видов административных наказаний и правил их применения; административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; порядка производства по делам об административных правонарушениях, в том числе установление мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.
Поскольку ч. 3 ст. 14.1 Кодекса уже установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий лицензии, то привлечение предпринимателя к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 41 Закона, является необоснованным.
С учетом изложенного, поскольку судами применена норма права, не подлежащая применению, обжалуемые судебные акты подлежат отмене с вынесением по делу нового решения об удовлетворении заявленного предпринимателем требования.
Руководствуясь ст. 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 08.02.2007, постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2007 по делу N А47-13081/06 отменить.
Требования индивидуального предпринимателя Носачева Владимира Викторовича удовлетворить.
Признать незаконным и отменить постановление административной комиссии Ленинского района г. Орска от 29.09.2006 N 688 о привлечении индивидуального предпринимателя Носачева Владимира Викторовича к административной ответственности по ч. 1 ст. 41 Закона Оренбургской области от 01.10.2003 N 489/55-Ш-ОЗ "Об административных правонарушениях в Оренбургской области".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Статьей 1.3 Кодекса разграничены предметы ведения Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях, в соответствии с которой к ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление общих положений и принципов законодательства об административных правонарушениях; перечня видов административных наказаний и правил их применения; административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; порядка производства по делам об административных правонарушениях, в том числе установление мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.
Поскольку ч. 3 ст. 14.1 Кодекса уже установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий лицензии, то привлечение предпринимателя к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 41 Закона, является необоснованным."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 13 ноября 2007 г. N Ф09-9351/07-С1
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника