Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 13 ноября 2007 г. N Ф09-9319/07-С4
Определением Высшего Арбитражного Суда РФ от 24 декабря 2007 г. N 17228/07 отказано в передаче настоящего постановления в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия "Городские электрические сети" (далее - предприятие "Городские электрические сети") на решение Арбитражного суда Курганской области от 25.05.2007 по делу N А34-893/2006.
В судебном заседании приняли участие представители:
предприятия "Городские электрические сети" - Быкова А.А. (доверенность от 15.05.2007 N 144-10);
Финансового управления Курганской области - Исакова Т.Л. (доверенность от 01.10.2007 N 08-39).
Представители иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Предприятие "Городские электрические сети" на основании ст. 15, 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации обратилось в Арбитражный суд Курганской области с иском к Финансовому управлению Курганской области о взыскании 17424138 руб. 85 коп. убытков, связанных с предоставлением льгот по оплате тепловой и электрической энергии в 2002-2003 годах отдельным категориям граждан в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах", в том числе 7617968 руб. 19 коп. расходов за 2002 г., 9136778 руб. 88 коп. расходов за 2003 г., при участии третьих лиц: Управления Федерального казначейства Минфина России по Курганской области, муниципального учреждения "Центр социальной защиты населения города Кургана" (далее - учреждение "Центр социальной защиты города Кургана"; с учетом уточнения исковых требований, принятых судом на основании ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда от 25.05.2007 исковые требования удовлетворены частично. С Курганской области в лице Финансового управления Курганской области за счет казны Курганской области в пользу муниципального унитарного предприятия "Городские электрические сети" взыскано 3342433 руб. 26 коп. убытков. В удовлетворении остальной части иска отказано.
В суде апелляционной инстанции решение суда не пересматривалось.
В кассационной жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, предприятие "Городские электрические сети" просит решение суда отменить, ссылаясь на неполное выяснение судом фактических обстоятельств дела, неправильное применение норм материального и процессуального права. По мнению заявителя, суд неправомерно отказал во взыскании убытков в сумме 4707747 руб. 95 коп. за 2003 г. в связи с отсутствием доказательств прав на льготы и применил в отношении части задолженности за 2002 г. в сумме 7275731 руб. 05 коп. срок исковой давности. Кроме того, заявителем указано на необоснованное исключение из взыскиваемой суммы убытков 765919 руб. 07 коп. - налога на добавленную стоимость ввиду неправильного применения и толкования судом подп. 1 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса Российской Федерации.
Как видно из материалов дела, в период с 2002 г. по декабрь 2003 г. предприятие "Городские электрические сети" предоставляло льготы по оплате тепловой и электрический энергии отдельным категориям граждан в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах".
Предприятие "Городские электрические сети", полагая, что в связи с предоставлением указанных льгот в результате недостаточного финансирования ему причинены убытки в сумме 17424138 руб. 85 коп., обратилось в арбитражный суд с иском.
Удовлетворяя требования истца частично, Арбитражный суд Курганской области исходил из того, что факт предоставления льгот и размер понесенных расходов подтверждаются материалами дела на сумму 3342433 руб. 26 коп., убытки истцу причинены в связи с недостаточным финансированием расходов на предоставление указанных льгот из средств областного бюджета, вследствие чего они подлежат возмещению Финансовым управлением Курганской области за счет казны Курганской области. При этом суд отказал в удовлетворении требований в сумме 7617968 руб. 19 коп. - некомпенсированных расходов за 2002 г. в связи с пропуском истцом в отношении указанных требований срока исковой давности (ст. 196 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Кроме того, исследовав представленные в материалы дела доказательства, в том числе акт о результатах выборочной проверки от 22.03.2007 с приложениями N 1-9, подписанные специалистами Финансового управления Курганской области, акт разногласий от 16.05.2007 N 280 к акту Финансового управления Курганской области, суд указал на необоснованность требований в сумме 6101010 руб. 23 коп., из которых 765919 руб. 07 коп. составляют сумму налога на добавленную стоимость, 308362 руб. 41 коп. - двойное или тройное включение в список одних и тех же льготников, 318980 руб. 70 коп. - льгота необоснованно предоставлена на членов семьи, проживающих вместе с льготником, 4707747 руб. 95 коп. - льгота, предоставлена лицам, у которых отсутствовали права на льготы.
Данные выводы суда первой инстанции являются законными и обоснованными.
В связи с предоставлением льгот истец понес расходы, составляющие его убытки (п. 2 ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу ст. 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах" предприятием "Городские электрические сети" отдельным категориям граждан предоставлены льготы по оплате тепловой и электрической энергии.
В силу положений Федерального закона "О ветеранах" расходы на реализацию льгот, установленных настоящим Законом и связанных с оплатой жилья и коммунальных услуг (в том числе тепловой и электрической энергии), возмещаются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
04.11.2002 между предприятием "Городские электрические сети" и учреждением "Центр социальной защиты населения города Кургана" заключен договор на возмещение льгот в 2003 году, в соответствии с условиями которого истец обязался предоставлять учреждению "Центр социальной защиты населения города Кургана" доказательства предоставления отдельным категориям граждан льгот по оплате тепловой и электрической энергии. Учреждение "Центр социальной защиты населения города Кургана" обязалось после получения бюджетных средств производить оплату расходов энергоснабжающей организации, предоставившей льготы указанным гражданам.
При таких обстоятельствах, установив, что льготы по оплате тепловой и электрической энергии отнесены к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации и что фактические расходы истца по предоставлению льгот, подтвержденные материалами дела в сумме 3342433 руб. 26 коп., не возмещены ему в установленном законом порядке, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что данные убытки подлежат взысканию с Курганской области в лице Финансового управления Курганской области за счет казны Курганской области.
Кроме того, согласно п. 2 ст. 154 Налогового кодекса Российской Федерации при реализации товаров (работ, услуг) с учетом субвенций (субсидий), предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.
На основании изложенного суд первой инстанции правомерно исключил из суммы, подлежащей взысканию с ответчика, 765919 руб. 07 коп. налога на добавленную стоимость, так как дотации, предоставляемые из бюджетов всех уровней на покрытие фактически понесенных убытков, связанных с предоставлением льгот отдельным категориям граждан, не включаются в налоговую базу.
Ссылка предприятия "Городские электрические сети" на неправомерное применение судом срока исковой давности в отношении требований о взыскании некомпенсированных затрат за 2002 г. является несостоятельной и обоснованно отклонена судом первой инстанции, поскольку истцом не представлены доказательства, подтверждающие совершение ответчиком действий, свидетельствующих о признании долга.
Иные доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, отклоняются судом кассационной инстанции, поскольку направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, что недопустимо в суде кассационной инстанции (ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих в силу ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изменение или отмену судебного акта, судом допущено не было.
С учетом изложенного решение Арбитражного суда Курганской области является законным, обоснованным и отмене не подлежит, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Курганской области от 25.05.2007 по делу N А34-893/2006 оставить без изменения, кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия г. Кургана "Городские электрические сети" - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"04.11.2002 между предприятием "Городские электрические сети" и учреждением "Центр социальной защиты населения города Кургана" заключен договор на возмещение льгот в 2003 году, в соответствии с условиями которого истец обязался предоставлять учреждению "Центр социальной защиты населения города Кургана" доказательства предоставления отдельным категориям граждан льгот по оплате тепловой и электрической энергии. Учреждение "Центр социальной защиты населения города Кургана" обязалось после получения бюджетных средств производить оплату расходов энергоснабжающей организации, предоставившей льготы указанным гражданам.
При таких обстоятельствах, установив, что льготы по оплате тепловой и электрической энергии отнесены к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации и что фактические расходы истца по предоставлению льгот, подтвержденные материалами дела в сумме 3342433 руб. 26 коп., не возмещены ему в установленном законом порядке, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что данные убытки подлежат взысканию с Курганской области в лице Финансового управления Курганской области за счет казны Курганской области.
Кроме того, согласно п. 2 ст. 154 Налогового кодекса Российской Федерации при реализации товаров (работ, услуг) с учетом субвенций (субсидий), предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 13 ноября 2007 г. N Ф09-9319/07-С4
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника