Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 22 ноября 2007 г. N Ф09-9623/07-С1
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Удмуртской Республике (далее - инспекция, административный орган) на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 24.09.2007 по делу N А71-7283/07.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Общество с ограниченной ответственностью "Орион" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконным и отмене постановления инспекции от 21.08.2007 N 32 о привлечении его к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс), в виде взыскания штрафа в сумме 30000 руб.
Решением суда от 24.09.2007 (резолютивная часть от 21.09.2007) заявленные требования удовлетворены.
В порядке апелляционного производства решение суда не обжаловалось.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит судебный акт отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований общества, ссылаясь на несоответствие вывода суда о нарушении административным органом порядка привлечения общества к административной ответственности фактическим обстоятельствам дела. По мнению инспекции, документы, подтверждающие процессуальные нарушения, не имеют отношения к спорному постановлению.
Как следует из материалов дела, инспекцией 08.08.2007 проведена проверка общества по вопросу соблюдения правил розничной продажи алкогольной продукции в принадлежащем ему магазине "Север", расположенном по адресу: Удмуртская Республика, с. Якшур-Бодья, ул. Советская, д. 31.
В ходе проверки был выявлен факт реализации алкогольной продукции - двух бутылок коктейля "Cool Kiss" с содержанием спирта 8,8% - с незаполненным разделом "Б" справки к товарно-транспортной накладной, что нашло отражение в акте проверки от 08.08.2007 N 55, объяснениях продавца общества. Данный документ был представлен в административный орган на момент составления протокола об административном правонарушении, что было отражено инспекцией в названном протоколе (л.д. 13).
По результатам проверки в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении от 09.08.2007 N 32 и вынесено постановление от 21.08.2007 N 32 о привлечении его к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.16 Кодекса, в виде взыскания штрафа в сумме 30000 руб.
Посчитав указанное постановление незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о его отмене.
Удовлетворяя заявленные требования, суд установил в действиях общества наличие состава вменяемого ему административного правонарушения, но в связи с нарушением инспекцией порядка привлечения общества к административной ответственности признал спорное постановление незаконным и подлежащим отмене.
Вывод суда является правильным, соответствует материалам дела и действующему законодательству.
В силу ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Закон) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещается розничная продажа алкогольной продукции без сопроводительных документов, предусмотренных статьей 10.2 Закона.
В соответствии со ст. 10.2 Закона и п. 139 Правил продажи отельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55, продавец обязан иметь в наличии следующие сопроводительные документы на продаваемую алкогольную продукцию: товарно-транспортную накладную; копию справки, прилагаемой к грузовой таможенной декларации для импортируемой алкогольной продукции; копию справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной на алкогольную продукцию, производство которой осуществляется на территории Российской Федерации.
Согласно п. 2 ст. 16 Закона не допускается розничная продажа алкогольной продукции без сопроводительных документов, установленных ст. 10.2 Закона.
Ответственность за нарушение указанных требований предусмотрена ч. 3 ст. 14.16 Кодекса.
Факт отсутствия в момент проверки надлежащим образом оформленного сопроводительного документа на реализуемую алкогольную продукцию подтверждается материалами дела, не отрицается обществом и образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 14.16 Кодекса.
Вместе с тем в соответствии с ч. 1 ст. 1.6 Кодекса лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В силу ч. 2 ст. 25.1 Кодекса дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Суд, исследовав и оценив в соответствии с требованиями ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации материалы дела об административном правонарушении, установил, что административным органом допущены процессуальные нарушения. Спорное постановление вынесено административным органом 21.08.2007 без участия законного представителя общества, который явился в назначенное время в инспекцию, но представил ходатайство об отложении рассмотрения дела. Из направленного законному представителю уведомления от 22.08.2007 N 13/6282 (л.д. - 20) видно, что рассмотрение дела об административном правонарушении было отложено инспекцией на 30.08.2007.
Таким образом, административное дело в нарушение ч. 2 ст. 25.1, ст. 25.4, 29.7 Кодекса рассмотрено инспекцией ранее намеченного срока, указанного в уведомлении, что существенно нарушило права общества как лица, привлекаемого к административной ответственности.
Иных доказательств надлежащего уведомления общества о дате и времени рассмотрения дела или доказательств того, что дело рассмотрено в отсутствие законного представителя общества по его ходатайству, инспекцией в материалы дела не представлено.
В связи с изложенным суд правомерно признал незаконным и отменил вышеуказанное постановление инспекции.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что документы, подтверждающие процессуальные нарушения, не имеют отношения к оспариваемому постановлению, судом кассационной инстанции отклоняется, поскольку не подтверждается материалами дела и направлен на переоценку фактических обстоятельств установленных судом при рассмотрении спора по существу.
В силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации у суда кассационной инстанции такие полномочия отсутствуют.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 24.09.2007 по делу N А71-7283/07 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Удмуртской Республике - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу ч. 2 ст. 25.1 Кодекса дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Суд, исследовав и оценив в соответствии с требованиями ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации материалы дела об административном правонарушении, установил, что административным органом допущены процессуальные нарушения. Спорное постановление вынесено административным органом 21.08.2007 без участия законного представителя общества, который явился в назначенное время в инспекцию, но представил ходатайство об отложении рассмотрения дела. Из направленного законному представителю уведомления от 22.08.2007 N 13/6282 (л.д. - 20) видно, что рассмотрение дела об административном правонарушении было отложено инспекцией на 30.08.2007.
Таким образом, административное дело в нарушение ч. 2 ст. 25.1, ст. 25.4, 29.7 Кодекса рассмотрено инспекцией ранее намеченного срока, указанного в уведомлении, что существенно нарушило права общества как лица, привлекаемого к административной ответственности."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 22 ноября 2007 г. N Ф09-9623/07-С1
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника