Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 20 ноября 2007 г. N Ф09-9509/07-С1
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании жалобу общества с ограниченной ответственностью "Табак-Вино" (далее - общество) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 06.06.2007 по делу N А76-5422/07 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.08.2007 по тому же делу.
В судебном заседании принял участие представитель Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Миассу Челябинской области (далее - инспекция) - Галкин А.М. (доверенность от 11.07.2007 N 05-29/51).
Представители общества, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Общество обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления инспекции от 10.04.2007 N 63 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс).
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 06.06.2007 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.08.2007 решение суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, общество просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на отсутствие в его действиях события вменяемого правонарушения, а также на то, что действующим законодательством инспекции не предоставлено полномочий по осуществлению контроля и надзора за соблюдением правил продажи алкогольной продукции, составлению протоколов об административных правонарушениях и вынесению постановлений по делам об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена ч. 3 ст. 14.16 Кодекса.
Как следует из материалов дела, инспекцией 15.03.2007 проведена проверка общества по вопросам соблюдения законодательства Российской Федерации в сфере оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции в принадлежащем ему отделе магазина, расположенного по адресу: г. Миасс, пр. Октябрьская, д. 40.
В ходе проверки инспекцией установлен факт реализации алкогольной продукции российского производства (водка "Мороз и солнце", джин-тоник "Гордоне"), на которую отсутствовали сертификаты соответствия, удостоверения качества, товарно-транспортные накладные (далее - ТТН), разделы "А" и "Б" справок к ТТН.
По результатам проверки составлены акт проверки от 15.03.2007 N 63, протокол об административном правонарушении от 30.03.2007 N 63, на основании которого инспекцией вынесено постановление от 10.04.2007 N 63 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.16 Кодекса, в виде взыскания штрафа в сумме 30000 руб.
Считая привлечение к административной ответственности незаконным, общество обратилось в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды исходили из доказанности наличия в действиях общества состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 14.16 Кодекса, а также наличия у инспекции полномочий по осуществлению контроля и надзора за соблюдением правил продажи алкогольной продукции, составлению соответствующих протоколов об административных правонарушениях и вынесению соответствующих постановлений.
Выводы судов являются правильными, соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
Согласно ч. 1 ст. 23.50 Кодекса дела об административных правонарушениях, предусмотренных, в частности, ч. 3 ст. 14.16 Кодекса, рассматривают органы, осуществляющие государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
В силу ч. 1 ст. 28.3 Кодекса протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных названным Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с гл. 23 Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.
В соответствии с п. 1 ст. 23 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Закон) государственный контроль за производством, оборотом, качеством и безопасностью этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, соблюдением законодательства в этой области и условий, предусмотренных соответствующими лицензиями, осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах их компетенции.
Из содержания ст. 2 Закона следует, что под оборотом понимаются закупка (в том числе импорт), поставка (в том числе экспорт), хранение и розничная продажа алкогольной продукции.
Из п. 1, 4 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506, следует, что Федеральная налоговая служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции, в пределах компетенции налоговых органов. Федеральная налоговая служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и иными организациями. Служба и ее территориальные органы - управления Службы по субъектам Российской Федерации, межрегиональные инспекции Службы, инспекции Службы по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции Службы межрайонного уровня составляют единую централизованную систему налоговых органов.
Следовательно, районная инспекция является структурным подразделением федерального органа исполнительной власти - Федеральной налоговой службы.
В силу п. 6.6 указанного Положения Федеральная налоговая служба с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право, в частности, применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, а также санкции, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий, вызванных нарушением юридическими и физическими лицами обязательных требований в установленной сфере деятельности, с целью пресечения фактов нарушения законодательства Российской Федерации.
Таким образом, суды сделали правильный вывод о том, что инспекция в соответствии с требованиями действующего законодательства наделена полномочиями по осуществлению контроля и надзора за соблюдением правил продажи алкогольной продукции, а также по составлению протоколов об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена ч. 3 ст. 14.16 Кодекса, и вынесению постановлений о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.16 Кодекса.
Пунктом 2 ст. 16 Закона установлено, что не допускается розничная продажа алкогольной продукции, в частности, без сертификатов соответствия, а также без сопроводительных документов в соответствии с требованиями, содержащимися в ст. 10.2 Закона.
Согласно п. 12 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55 (далее - Правила), продавец при продаже товаров доводит до сведения покупателя информацию о подтверждении соответствия товаров установленным требованиям путем ознакомления потребителя с сертификатом или декларацией о соответствии, товарно-сопроводительными документами.
В силу ст. 10.2 Закона и п. 139 Правил на продаваемую алкогольную продукцию продавец обязан иметь, в частности, ТТН и справку к ТТН (разделы "А" и "Б").
Согласно ч. 3 ст. 14.16 Кодекса нарушение правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции влечет наложение административного штрафа.
Судами установлен и материалами дела подтвержден факт реализации обществом алкогольной продукции российского производства, на которую отсутствовали ТТН, разделы "А" и "Б" справки к ТТН, сертификаты соответствия и удостоверения качества. Указанные документы были представлены обществом в инспекцию 16.03.2007.
Таким образом, вывод судов о правомерности привлечения общества к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.16 Кодекса, является обоснованным.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 06.06.2007 по делу N А76-5422/07 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.08.2007 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Табак-Вино" - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно п. 12 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55 (далее - Правила), продавец при продаже товаров доводит до сведения покупателя информацию о подтверждении соответствия товаров установленным требованиям путем ознакомления потребителя с сертификатом или декларацией о соответствии, товарно-сопроводительными документами.
В силу ст. 10.2 Закона и п. 139 Правил на продаваемую алкогольную продукцию продавец обязан иметь, в частности, ТТН и справку к ТТН (разделы "А" и "Б").
Согласно ч. 3 ст. 14.16 Кодекса нарушение правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции влечет наложение административного штрафа.
Судами установлен и материалами дела подтвержден факт реализации обществом алкогольной продукции российского производства, на которую отсутствовали ТТН, разделы "А" и "Б" справки к ТТН, сертификаты соответствия и удостоверения качества. Указанные документы были представлены обществом в инспекцию 16.03.2007.
Таким образом, вывод судов о правомерности привлечения общества к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.16 Кодекса, является обоснованным."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 20 ноября 2007 г. N Ф09-9509/07-С1
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника