Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 26 ноября 2007 г. N Ф09-9669/07-С6
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Пермскому краю (далее - территориальное управление) и общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Альянс" (далее - общество "УК "Альянс") на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.09.2007 по делу N А50-4410/2007-Г17 Арбитражного суда Пермского края.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились, явку представителей не обеспечили.
Общество "УК "Альянс" обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании недействительным распоряжения территориального управления от 29.12.2006 N 1218-р "О предоставлении земельного участка в аренду закрытому акционерному обществу "Научно-производственному объединению "Экоресурсы" (далее - общество "НПО "Экоресурсы"). Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, общество "НПО "Экоресурсы".
Решением суда от 05.06.2007 требование общества "УК "Альянс" удовлетворено. Распоряжение территориального управления от 29.12.2006 N 1218-р признано недействительным как несоответствующее ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 15 Федерального закона "О защите конкуренции".
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.09.2007 решение суда отменено. В удовлетворении требований отказано.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, общество "УК "Альянс" просит постановление отменить, оставить в силе решение суда. Заявитель считает вывод суда о том, что общество "НПО "Экоресурсы" является правопреемником муниципального унитарного предприятия "Инфраструктура" в рамках целевой программы "Экологическая безопасность Урала", противоречащим доказательствам, имеющимся в материалах дела. По мнению заявителя, оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует положениям ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 15 Федерального закона "О защите конкуренции", и постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.1998 N 685 "О мерах по обеспечению поступления в федеральный бюджет доходов от использования федерального имущества", поскольку передача в аренду спорного земельного участка должна была производиться территориальным управлением на конкурсной основе. Кроме того, заявитель указывает на то, что акт приема-передачи короотвала от 01.08.2003, подписанный конкурсным управляющим федеральным государственным унитарным предприятием "Камский ЦБК" и обществом "НПО "Экоресурсы", не является относимым доказательством по рассматриваемому делу.
Территориальное управление, не оспаривая постановление суда апелляционной инстанции по сути, в жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, просит исключить из мотивировочной части постановления суда апелляционной инстанции вывод о том, что спорный земельный участок является застроенным, так как на нем расположены здания, строения, сооружения: разрушенные здания брикетной установки (производственной корпус, АБК), система пожаротушения, поскольку данный вывод не соответствует обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, в связи с обращением общества "НПО "Экоресурсы" к территориальному управлению с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка, находящегося под короотвалом, территориальным управлением вынесено распоряжение от 29.12.2006 N 1218-п о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования федерального государственного унитарного предприятия "Камский целлюлозно-бумажный комбинат" (далее - предприятие "Камский ЦБК") земельным участком из земель поселений с кадастровым номером 59:07:001 08 01:0046 площадью 222991,88 кв.м, находящимся по адресу: Пермский край, г. Краснокамск, ул. Шоссейная (короотвал), и передаче данного земельного участка в аренду обществу "НПО "Экоресурсы" на срок до 30.11.2007 для размещения короотвала.
В связи с принятием указанного распоряжения и ссылаясь на ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации, территориальное управление отказало обществу "УК "Альянс" в предоставлении названного земельного участка в аренду, а также в проведении конкурса на право его аренды.
Общество "УК "Альянс", считая, что указанное распоряжение нарушает его права и законные интересы, поскольку не соответствует п. 1 ст. 7 Закона Российской Советской Федеративной Социалистической Республики "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", а также вынесено с нарушением требований, установленных в постановлении Правительства Российской Федерации от 30.06.1998 N 685 "О мерах по обеспечению поступления в федеральный бюджет доходов от использования федерального имущества", без проведения торгов, обратилось в суд с заявлением.
Суд первой инстанции удовлетворил требования общества "УК "Альянс", исходя из нарушения территориальным управлением при предоставлении спорного земельного участка обществу "НПО "Экоресурсы" принципов эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления земельных участков, находящихся в государственной собственности (ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации), а также положений постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.1998 N 685 "О мерах по обеспечению поступления в федеральный бюджет доходов от использования федерального имущества", согласно которым заключение договора аренды объектов недвижимости, находящихся в федеральной собственности, осуществляется на конкурсной основе. Суд признал, что предоставление земельного участка обществу "НПО "Экоресурсы" без проведения торгов ставит последнего в преимущественное положение перед обществом "УК "Альянс", противоречит требованиям, установленным ст. 15 Федерального закона "О защите конкуренции", и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда, указал следующее.
Для признания незаконными решения, действий (бездействия) государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица в силу ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемых решений и действий (бездействия) закону и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Судом установлено, что спорный земельный участок занят короотвалом - отходами производства предприятия "Камский ЦБК" в количестве 3,9 млн. т. По акту приема-передачи от 01.08.2003 на основании Федеральной целевой программы "Экологическая безопасность Урала" отходы окорки древесины (короотвал) в количестве 3,9 млн.т, а также строения и сооружения, расположенные в прибрежной зоне реки М. Ласьва и реки Кама, переданы конкурсным управляющим предприятием "Камский ЦБК" закрытому акционерному обществу "Экоресурсы Урала". Комплексная переработка твердых промышленных отходов предприятия с получением товарной продукции (органических удобрений) включена в перечень мероприятий Федеральной целевой программы "Экологическая безопасность Урала" (п. 2.7), головным исполнителем которой указано предприятие "Инфраструктура". Согласно письмам главы самоуправления Краснокамского муниципального образования Пермской области от 25.10.2002, главы Краснокамского городского поселения от 25.09.2007 правопреемником прав и обязанностей предприятия "Инфраструктура" в рамках указанной целевой программы является общество "НПО "Экоресурсы".
Поскольку спорный земельный участок занят отходами производства и имеет целевое назначение - под короотвал, мероприятия по его освобождению путем переработки включены в перечень мероприятий Федеральной целевой программы "Экологическая безопасность Урала", суд апелляционной инстанции верно признал, что возможность предоставления данного земельного участка любому заинтересованному лицу на конкурсной основе в соответствии со ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации отсутствовала.
Учитывая вышеизложенное, суд апелляционной инстанции пришел к правомерному выводу о том, что, поскольку права и законные интересы общества "УК "Альянс" оспариваемым распоряжением территориального управления от 29.12.2006 N 1218-п не нарушены, оснований для удовлетворения требований о признании данного ненормативного акта недействительным не имеется.
Судом кассационной инстанции отклоняются ссылки общества "УК "Альянс" на несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации и постановлению Правительства Российской Федерации от 30.06.1998 N 685 "О мерах по обеспечению поступления в федеральный бюджета доходов от использования федерального имущества", поскольку положения ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации регулируют порядок предоставления земельных участков гражданам, а в силу п. 1.1 Положения о проведении торгов на право заключения договора аренды объектов недвижимости, находящихся в федеральной собственности, утвержденного во исполнение названного постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.1998. N 685, проведение торгов на право заключения договора аренды предусмотрено в отношении находящихся в федеральной собственности объектов недвижимости - зданий, строений, сооружений и нежилых помещений. Между тем предметом спора по настоящему делу является распоряжение территориального управления, принятое в отношении земельного участка.
Подлежит отклонению довод, изложенный в кассационной жалобе территориального управления, о неправомерности вывода суда апелляционной инстанции о том, что на спорном земельном участке расположены здания, строения и сооружения и он является застроенным, поскольку в мотивировочной части постановления данного вывода не содержится. Суд апелляционной инстанции указал на целевое назначение спорного земельного участка, занятого отходами производства, и пришел к правильному выводу о правомерности предоставления спорного земельного участка в рамках Федеральной целевой программы.
Таким образом, нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основанием для отмены постановления суда апелляционной инстанции в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.09.2007 по делу N А50-4410/2007-Г17 Арбитражного суда Пермского края оставить без изменения, кассационные жалобы Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Пермскому краю и общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Альянс" - без удовлетворения.
Взыскать с Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Пермскому краю в доход федерального бюджета государственную пошлину по кассационной жалобе в сумме 1000 руб.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судом кассационной инстанции отклоняются ссылки общества "УК "Альянс" на несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации и постановлению Правительства Российской Федерации от 30.06.1998 N 685 "О мерах по обеспечению поступления в федеральный бюджета доходов от использования федерального имущества", поскольку положения ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации регулируют порядок предоставления земельных участков гражданам, а в силу п. 1.1 Положения о проведении торгов на право заключения договора аренды объектов недвижимости, находящихся в федеральной собственности, утвержденного во исполнение названного постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.1998. N 685, проведение торгов на право заключения договора аренды предусмотрено в отношении находящихся в федеральной собственности объектов недвижимости - зданий, строений, сооружений и нежилых помещений. Между тем предметом спора по настоящему делу является распоряжение территориального управления, принятое в отношении земельного участка."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 26 ноября 2007 г. N Ф09-9669/07-С6
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника