Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 3 декабря 2007 г. N Ф09-9796/07-С3
Определением Высшего Арбитражного Суда РФ от 10 апреля 2008 г. N 3830/08 отказано в передаче настоящего постановления в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании жалобу открытого акционерного общества по производству огнеупоров "Комбинат "Магнезит" (далее - общество, налогоплательщик) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 22.02.2007 по делу N А76-33083/06 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.08.2007 по тому же делу.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества - Сливницина О.С. (доверенность от 18.01.2007 N 38/79.26);
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 по Челябинской области (далее - инспекция) - Лопандин В.В. (доверенность от 05.02.2007 N 04-07), Подкорытов А.С. (доверенность от 09.01.2007 N 04-07/16).
Представители Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области (далее - учреждение), участвующего в деле в качестве третьего лица, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Общество обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании незаконными действий инспекции, выразившихся в отказе в уменьшении пеней, штрафов, начисленных на задолженность по взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации, изложенном в письме от 27.10.2006 N 10-45/10577, а также об обязании инспекции устранить указанные нарушения прав и интересов общества; о признании незаконным бездействия инспекции, выразившегося в отказе в проведении реструктуризации задолженности по пеням и штрафам на страховые взносы в государственные социальные внебюджетные фонды за период с 01.01.2001 по дату принятия решения о реструктуризации задолженности; о признании незаконным бездействия инспекции, выразившегося в невозврате излишне уплаченной суммы пеней по платежам в государственные социальные внебюджетные фонды (с учетом уточнения требований в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 22.02.2007 (резолютивная часть объявлена 21.02.2007) заявленные требования удовлетворены частично. Действия инспекции, выразившиеся в отказе в уменьшении пеней и штрафов, начисленных на задолженность по взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации, изложенном в письме от 27.10.2006 N 10-45/10577, признаны незаконными. Бездействие инспекции, выразившееся в невозврате излишне уплаченной суммы пеней по платежам в государственные социальные внебюджетные фонды, признано незаконным. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.08.2007 решение суда изменено. В связи с отказом общества от требования о признании незаконным бездействия инспекции, выразившегося в отказе в проведении реструктуризации задолженности по пеням и штрафам на страховые взносы в государственные социальные внебюджетные фонды за период с 01.01.2001 по дату принятия решения о реструктуризации задолженности, производство по делу прекращено. В удовлетворении требований о признании незаконными действий по отказу в уменьшении суммы пеней, начисленных на задолженность по страховым взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации, и их возврату как переплаты отказано.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, общество просит указанные судебные акты в части отказа в удовлетворении заявленных требований отменить, ссылаясь на неправильное применение судами ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), ст. 8 Федерального закона от 31.07.1998 N 147-ФЗ "О введение в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации", ст. 9 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введение в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах", постановления Правительства Российской Федерации от 01.10.2001 N 699 "О порядке и условиях проведения реструктуризации имеющейся у организаций по состоянию на 01.01.2001 г. задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, а также по пеням и штрафам, начисленным на указанную задолженность по данным учета налоговых органов на дату принятия решения о реструктуризации".
В отзывах на кассационную жалобу инспекция и учреждение просят обжалуемые судебные акты оставить без изменения, считая их законными и обоснованными.
Как следует из материалов дела, инспекцией принято решение от 20.12.2001 N 26 о реструктуризации задолженности общества по налогам и сборам, а также пеням и штрафам, в том числе по страховым взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации в сумме 96278000 руб. и пеням в сумме 302762000 руб.
Общество обратилось в инспекцию с заявлением от 29.09.2006 об изменении реструктуризации задолженности, в том числе по пеням и штрафам в Пенсионный фонд Российской Федерации, начисленную за период с 01.01.2001 по 20.12.2001, в сумме 27133552 руб.
Инспекция в письмах от 20.03.2006 N 10-45/2380, от 27.10.2006 N 10-45/10577 сообщила о том, что ограничения, внесенные Федеральным законом от 09.07.1999 N 155-ФЗ в ст. 8 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" в части сумм пеней, начисленных по состоянию на 01.01.1999, но не уплаченных налогоплательщиком к моменту введения в действие части первой Кодекса, не распространяются на взносы в государственные социальные внебюджетные фонды.
Считая отказ и бездействие инспекции, выразившееся в невозврате спорных сумм незаконными, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Частично отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции указал на невозможность исполнения судебного акта в части обязания инспекции устранить допущенные нарушения прав и интересов общества, а также из того, что решение от 20.12.2001 N 26 о реструктуризации подписано обществом без возражений, какие-либо действия по внесению изменений в данное решение обществом не предприняты.
Изменяя решение, суд апелляционной инстанции исходил из того, что требование общества не основано на нормах закона, направлено на одностороннее изменение условий реструктуризации, решение о которой принято в 2001 г.
Статьей 8 Федерального закона от 31.07.1998 N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что суммы пеней, начисленные по состоянию на 01.01.1999, но не уплаченные налогоплательщиком (плательщиком сборов) либо не взысканные с него к моменту введения в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации, уплачиваются налогоплательщиком (плательщиком сборов) либо взыскиваются с него в размерах, начисленных на 01.01.1999, но не более неуплаченной суммы налога (сбора). Указанное ограничение на суммы взыскиваемых пеней действовало также в период с 01.01.1999 до вступления в силу Федерального закона от 09.07.1999 N 155-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации", то есть до 18.08.1999.
В ст. 8 Федерального закона от 31.07.1998 N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" не указано, что ее положения не распространяются на государственные внебюджетные фонды.
Таким образом, пени за несвоевременную уплату взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, территориальный и Федеральный фонды обязательного медицинского страхования, начисленные обществу по состоянию на 01.01.1999, подлежали уплате в сумме, не превышающей сумму недоимки по указанным взносам на ту же дату. Пени за несвоевременную уплату взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, территориальный и Федеральный фонды обязательного медицинского страхования, начисленные обществу за период с 01.01.1999 по 17.08.1999, подлежали уплате в сумме, не превышающей сумму недоимки по указанным взносам по состоянию на 17.08.1999.
Правило, предусмотренное ст. 8 Федерального закона от 31.07.1998 N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации", устанавливает ограничение сумм пеней, уплачиваемых или взыскиваемых в период с 01.01.1999 по 17.08.1999, в размере недоимки по налогам (сборам) на соответствующую дату. Поскольку обществом не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что в указанный период в результате уплаты либо взыскания пеней происходило нарушение положений ст. 8 Федерального закона от 31.07.1998 N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации", то есть на момент уплаты либо взыскания пеней их размер превышал имеющуюся недоимку, суд правомерно исходил из того, что отсутствуют нарушения прав и законных интересов налогоплательщика и основания для возврата уплаченных пеней.
Кроме того, судом сделан правильный вывод о том, что заявленные требования общества по существу направлены на изменение условий реструктуризации, утвержденной решением от 20.12.2001 N 26, и, следовательно, сроки на его обжалование пропущены.
Доводы общества, приведенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению как основанные на неверном толковании норм действующего налогового законодательства.
С учетом изложенного постановление суда апелляционной инстанции подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.08.2007 по делу N А76-33083/06 оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества по производству огнеупоров "Комбинат "Магнезит" - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Правило, предусмотренное ст. 8 Федерального закона от 31.07.1998 N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации", устанавливает ограничение сумм пеней, уплачиваемых или взыскиваемых в период с 01.01.1999 по 17.08.1999, в размере недоимки по налогам (сборам) на соответствующую дату. Поскольку обществом не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что в указанный период в результате уплаты либо взыскания пеней происходило нарушение положений ст. 8 Федерального закона от 31.07.1998 N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации", то есть на момент уплаты либо взыскания пеней их размер превышал имеющуюся недоимку, суд правомерно исходил из того, что отсутствуют нарушения прав и законных интересов налогоплательщика и основания для возврата уплаченных пеней.
...
Доводы общества, приведенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению как основанные на неверном толковании норм действующего налогового законодательства."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 3 декабря 2007 г. N Ф09-9796/07-С3
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника