Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 11 декабря 2007 г. N Ф09-10157/07-С1
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Оренбургской области (далее - инспекция, налоговый орган) на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 09.04.2007 по делу N А47-11110/06 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.08.2007 по тому же делу.
В судебном заседании принял участие представитель открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (далее - общество) - Антонова Л.А. (доверенность от 07.09.2006 N НЮ-370).
Представители инспекции, надлежащим образом уведомленной о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Общество обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании недействительным письма инспекции от 07.08.2006 N 11-37/31545 об отказе в возврате излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 200000 руб.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 09.04.2007 (резолютивная часть от 29.03.2007) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.08.2007 решение суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судом положений ст. 78, 79 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). Налоговый орган полагает, что Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" от 15.12.2001 N 167-ФЗ (далее - Федеральный закон) не определен орган, производящий возврат (зачет) и порядок его проведения. Кроме того, по мнению инспекции, страховые взносы на обязательное страхование не отвечают понятию налога, содержащегося в ст. 8 Кодекса.
Как следует из материалов дела, общество 05.06.2006 платежным поручением N 54164 перечислило страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, направленные на финансирование страховой части трудовой пенсии в сумме 200000 руб. В данном платежном поручении было ошибочно указано ОКАТО 53414000000 г. Кувандык.
Банком поручение исполнено, денежные средства поступили в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Общество 31.07.2006 обратилось в инспекцию с заявлением произвести возврат излишне перечисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 200000 руб.
Налоговым органом было отказано в возврате данной суммы страховых взносов (письмо от 07.08.2006 N 11-37/31545), так как не определен орган, производящий зачет (возврат) излишне уплаченных сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, и порядок их возвращения.
Посчитав свои права нарушенными, общество обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из неправомерности отказа инспекции в возврате названной суммы.
Выводы судов являются правильными, соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
Согласно ст. 2 Федерального закона правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом.
В соответствии с п. 1 ст. 25 Федерального закона контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговым органом в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов.
Поскольку Федеральный закон не устанавливает порядок зачета либо возврата сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, то к данным правоотношениям подлежат применению положения гл. 12 Кодекса.
В силу п. 7, 9 ст. 78 Кодекса сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату налоговым органом по письменному заявлению налогоплательщика.
Судами установлено и материалами дела подтверждается и инспекцией не оспаривается факт излишней уплаты обществом страховых взносов.
С учетом изложенного требования общества по возврату излишне уплаченных страховых взносов, направляемых на финансирование страховой части трудовой пенсии, в сумме 200000 руб. правомерно удовлетворены судами.
Следует также отметить то, что в соответствии с приложением N 11.1 к Федеральному закону от 15.08.1996 N 115-ФЗ (в редакции от 23.12.2004 N 174-ФЗ) "О бюджетной классификации Российской Федерации" главным распорядителем средств федерального бюджета - администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации относительно страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплаты страховой и накопительной частей трудовой пенсии, является Федеральная налоговая служба, то есть обязанность по возврату плательщику ошибочно уплаченных страховых взносов возложена на налоговый орган.
При таких обстоятельствах суды правомерно удовлетворили требования общества по возврату страховых взносов.
Довод заявителя кассационной жалобы о неправильном применении судом положений ст. 8, 78, 79 Кодекса судом кассационной инстанции отклоняется, поскольку основан на неправильном толковании указанных норм.
В соответствии с подп. 12 п. 1 ст. 333.21, ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации и учитывая, что Налоговым кодексом Российской Федерации не предусмотрено освобождение государственных органов и иных органов, выступающих в суде от имени публично-правового образования, от уплаты госпошлины при подаче кассационной жалобы по делам, по которым данные органы выступают в качестве ответчика, с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Оренбургской области подлежит взысканию госпошлина за подачу кассационной жалобы в сумме 1000 руб. (п. 2 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 N 117).
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 09.04.2007 по делу N А47-11110/06 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.08.2007 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Оренбургской области - без удовлетворения.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Оренбургской области в доход федерального бюджета государственную пошлину за подачу кассационной жалобы в сумме 1000 руб.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Довод заявителя кассационной жалобы о неправильном применении судом положений ст. 8, 78, 79 Кодекса судом кассационной инстанции отклоняется, поскольку основан на неправильном толковании указанных норм.
В соответствии с подп. 12 п. 1 ст. 333.21, ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации и учитывая, что Налоговым кодексом Российской Федерации не предусмотрено освобождение государственных органов и иных органов, выступающих в суде от имени публично-правового образования, от уплаты госпошлины при подаче кассационной жалобы по делам, по которым данные органы выступают в качестве ответчика, с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Оренбургской области подлежит взысканию госпошлина за подачу кассационной жалобы в сумме 1000 руб. (п. 2 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 N 117)."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 11 декабря 2007 г. N Ф09-10157/07-С1
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника