Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 13 декабря 2007 г. N Ф09-10254/07-С1
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей
рассмотрел в судебном заседании жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Курганской области (далее - инспекция, административный орган) на решение Арбитражного суда Курганской области от 24.08.2007 по делу N А34-2154/07.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Производственный ремонтно-строительный кооператив "Восход" (далее - кооператив) обратился в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления инспекции от 25.05.2007 N 36 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс), в виде взыскания штрафа в сумме 30000 руб., а также о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
Решением суда от 24.08.2007 (резолютивная часть от 23.08.2007) признано незаконным и отменено постановление инспекции, в части требований о прекращении производства по делу об административном правонарушении отказано в силу ч. 2 ст. 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В порядке апелляционного производства решение суда не обжаловалось.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит указанный судебный акт в части удовлетворения требований отменить, ссылаясь на неправильное применение судом ч. 2 ст. 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ч. 2 ст. 27.8 Кодекса. Инспекция считает, что законодательством не предусмотрено обязательное присутствие понятых при проведении осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов.
Как следует из материалов дела, 25.04.2007 инспекцией совместно с прокуратурой Куртамышского района (далее - прокуратура) проведена проверка соблюдения кооперативом норм Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Закон) в принадлежащем кооперативу магазине "Восход", расположенном по адресу: Курганская область, Куртамышский район, с. Обанино.
В ходе проверки выявлен факт реализации алкогольной продукции - водки "Наша водка" люкс емкостью 0,5 л в количестве 3 бутылок и емкостью 1 л в количестве 5 бутылок - без сертификата соответствия.
Сертификаты соответствия были представлены в прокуратуру на следующий день после проверки - 26.04.2007.
Указанные нарушения зафиксированы в акте от 25.04.2007 N 28.
По данному факту постановлением прокурора Куртамышского района от 11.05.2007 возбуждено дело об административном правонарушении.
На основании материалов проверки инспекцией 25.05.2007 вынесено постановление N 36 о привлечении кооператива к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.16 Кодекса, в виде взыскания штрафа в сумме 30000 руб.
Считая постановление инспекции незаконным, кооператив обратился в суд с соответствующим заявлением.
Суд, признав доказанным состав вменяемого кооперативу административного правонарушения, но заявленные требования удовлетворил исходя из нарушения административным органом процессуальных норм, регламентирующих порядок осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов, в ходе проведения проверки (ч. 2 ст. 27.8 Кодекса).
Данные выводы суда являются ошибочными.
В силу абз. 2 п. 2 ст. 16, п. 1 ст. 26 Закона не допускается поставка и розничная продажа алкогольной продукции без сопроводительных документов, предусмотренных ст. 10.2 Закона, без сертификатов соответствия и без маркировки в соответствии со ст. 12 данного Закона.
Согласно п. 12 Правил продажи отдельных видов товаров (далее - Правила), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55, при продаже товаров продавец доводит до сведения покупателя информацию о подтверждении соответствия товаров установленным требованиям путем маркировки товаров в установленном порядке знаком соответствия и ознакомления потребителя по его требованию с одним из следующих документов:
сертификат или декларация о соответствии;
копия сертификата, заверенная держателем подлинника сертификата, нотариусом или органом по сертификации товаров, выдавшим сертификат;
товарно-сопроводительные документы, оформленные изготовителем или поставщиком (продавцом) и содержащие по каждому наименованию товара сведения о подтверждении его соответствия установленным требованиям (номер сертификата соответствия, срок его действия, орган, выдавший сертификат, или регистрационный номер декларации о соответствии, срок ее действия, наименование изготовителя или поставщика (продавца), принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший). Эти документы должны быть заверены подписью и печатью изготовителя (поставщика, продавца) с указанием его адреса и телефона.
Административная ответственность за нарушение указанных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции предусмотрена ч. 3 ст. 14.16 Кодекса.
Из материалов дела следует, что в проверяемой торговой точке кооператива имелось сертификационное приложение к товарно-транспортной накладной от 22.03.2007 N 001710, в котором в отношении реализуемой водки "Наша водка" люкс емкостью 0,5 и 1 л содержалась информация о сертификации данной продукции (имелась информация о номере сертификата, сроке его действия и органе, выдавшем указанный сертификат).
Данное обстоятельство инспекция в нарушение ч. 4 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не оспорила и не опровергла.
Таким образом, вывод суда о доказанности наличия в действиях кооператива состава вменяемого ему административного правонарушения является неправильным.
Кроме того, указание суда на то, что при осмотре принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов в ходе проведения проверки инспекция нарушила требование ч. 2 ст. 27.8 Кодекса (не привлекались понятые), также является неправильным, поскольку осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений и находящихся там вещей и документов в качестве меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении инспекцией не производился, акт от 25.04.2007 составлялся инспекцией на предмет проверки соблюдения этим юридическим лицом требований Закона.
Вместе с тем данные ошибочные выводы суда не привели к принятию им неправильного решения, поскольку заявленные кооперативом требования о признании незаконным и отмене постановления инспекции от 25.05.2007 N 36 судом удовлетворены по существу правомерно и обоснованно.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Курганской области от 24.08.2007 по делу N А34-2154/07 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Курганской области - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из материалов дела следует, что в проверяемой торговой точке кооператива имелось сертификационное приложение к товарно-транспортной накладной от 22.03.2007 N 001710, в котором в отношении реализуемой водки "Наша водка" люкс емкостью 0,5 и 1 л содержалась информация о сертификации данной продукции (имелась информация о номере сертификата, сроке его действия и органе, выдавшем указанный сертификат).
Данное обстоятельство инспекция в нарушение ч. 4 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не оспорила и не опровергла.
Таким образом, вывод суда о доказанности наличия в действиях кооператива состава вменяемого ему административного правонарушения является неправильным.
Кроме того, указание суда на то, что при осмотре принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов в ходе проведения проверки инспекция нарушила требование ч. 2 ст. 27.8 Кодекса (не привлекались понятые), также является неправильным, поскольку осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений и находящихся там вещей и документов в качестве меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении инспекцией не производился, акт от 25.04.2007 составлялся инспекцией на предмет проверки соблюдения этим юридическим лицом требований Закона."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 13 декабря 2007 г. N Ф09-10254/07-С1
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника