Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 24 декабря 2007 г. N Ф09-8712/07-С1
См. также Определение Федерального арбитражного суда Уральского округа от 24 октября 2007 г. N Ф09-8712/07-С1
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Март" (далее - общество) на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 14.02.2007 по делу N А47-266/07 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2007 по тому же делу.
В судебном заседании принял участие представитель общества - Овчинникова Т.Л. (доверенность от 20.04.2007 N 1/10).
Представители заместителя прокурора Оренбургской области, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Заместитель прокурора Оренбургской области обратился в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс).
Решением суда от 14.02.2007 общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.1 Кодекса, в виде взыскания штрафа в сумме 40000 руб.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2007 решение суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, общество просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судом положений Кодекса, Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании), Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", Положения о лицензировании эксплуатации пожароопасных производственных объектов, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.08.2002 N 595 и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела. Общество полагает, что осуществление деятельности по розничной продаже нефтепродуктов на автозаправочной станции без лицензии на осуществление эксплуатации пожароопасных объектов не является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 14.1 Кодекса.
Как следует из материалов дела, 28.12.2007 на основании задания прокуратуры Оренбургской области прокурором Бугурусланской межрайонной прокуратуры (далее - прокурор) проведена проверка соблюдения требований законодательства Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности.
В ходе проведения проверки прокурором установлен факт осуществления обществом предпринимательской деятельности при эксплуатации принадлежащей ему на праве собственности автозаправочной станции, расположенной по адресу: Оренбургская область, г. Бугуруслан, Баймаковское шоссе, д. 8, без лицензии на эксплуатацию пожароопасного производственного объекта.
Тем самым, по мнению прокурора, обществом были нарушены положения ст. 17 Закона о лицензировании.
По результатам проверки прокурором было вынесено постановление от 28.12.2007 о возбуждении в отношении общества дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 14.1 Кодекса.
Данное постановление вместе с материалами проверки было передано в прокуратуру Оренбургской области.
С заявлением о привлечении общества к административной ответственности заместитель прокурора Оренбургской области обратился в арбитражный суд.
Суды, применив положения Кодекса, Закона о лицензировании, Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", Положения о лицензировании эксплуатации пожароопасных производственных объектов, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.08.2002 N 595, пришли к правильным выводам о доказанности наличия в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 14.1 Кодекса.
В связи с этим суды удовлетворили требования прокурора: привлекли общество к административной ответственности за вменяемое ему административное правонарушение в виде взыскания штрафа в сумме 40000 руб.
Между тем обжалуемые судебные акты подлежат отмене по следующим основаниям.
В силу ч. 2 ст. 1.7 Кодекса закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Правительством Российской Федерации принято Постановление от 02.10.2007 N 632 "О внесении изменения в Положение о лицензировании эксплуатации пожароопасных производственных объектов", согласно которому подп. "а" п. 1 указанного выше Положения о лицензировании от 17.01.2007 N 18 после слов "друг с другом" дополнен словами "за исключением объектов, предназначенных для осуществления розничной торговли бензином и дизельным топливом".
Указанное Постановление Правительства Российской Федерации вступило в силу 16.10.2007.
Таким образом, с 16.10.2007 автозаправочные станции выведены из перечня объектов, на деятельность по эксплуатации которых необходима лицензия на эксплуатацию пожароопасных производственных объектов.
Следовательно, на момент рассмотрения дела судом кассационной инстанции устранена административная ответственность за осуществление деятельности по эксплуатации автозаправочной станции без лицензии на эксплуатацию пожароопасного производственного объекта.
Согласно ч. 1 ст. 24.5 Кодекса производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии, в частности, такого обстоятельства, как отмена закона, установившего административную ответственность.
Указанная норма Кодекса подлежит применению в делах о привлечении к административной ответственности применительно к правилам ст. 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из содержания абз. 1 п. 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" следует, что в силу ч. 2 ст. 1.7 Кодекса закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Из информации, представленной прокуратурой Оренбургской области и Бугурусланским районным отделом судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Оренбургской области (письмо от 21.12.2007 б/н) следует, что на момент рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, обществом не исполнено решение Арбитражного суда Оренбургской области от 14.02.2007 по делу N А47-266/07, наложенный указанным решением штраф в сумме 40000 руб. не уплачен и не взыскан с общества.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты подлежат отмене, заявленные прокурором требования о привлечении к административной ответственности - оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 14.02.2007 по делу N А47-266/07 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2007 по тому же делу отменить.
В удовлетворении заявления заместителя прокурора Оренбургской области отказать.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Правительством Российской Федерации принято Постановление от 02.10.2007 N 632 "О внесении изменения в Положение о лицензировании эксплуатации пожароопасных производственных объектов", согласно которому подп. "а" п. 1 указанного выше Положения о лицензировании от 17.01.2007 N 18 после слов "друг с другом" дополнен словами "за исключением объектов, предназначенных для осуществления розничной торговли бензином и дизельным топливом".
Указанное Постановление Правительства Российской Федерации вступило в силу 16.10.2007.
...
Согласно ч. 1 ст. 24.5 Кодекса производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии, в частности, такого обстоятельства, как отмена закона, установившего административную ответственность.
...
Из содержания абз. 1 п. 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" следует, что в силу ч. 2 ст. 1.7 Кодекса закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 24 декабря 2007 г. N Ф09-8712/07-С1
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника