Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 9 января 2008 г. N Ф09-10807/07-С1
Определением Высшего Арбитражного Суда РФ от 14 мая 2008 г. N 5609/08 отказано в передаче настоящего постановления в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей
рассмотрел в судебном заседании жалобу общества с ограниченной ответственностью "СервисАвто" (далее - общество) на решение Арбитражного суда Пермского края от 09.08.2007 по делу N А50-9898/07 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.09.2007 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Общество обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной инспекции по охране окружающей среды Пермского края (далее - инспекция) от 11.07.2007 N 119 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс), в виде взыскания штрафа в сумме 50000 руб.
Решением суда от 09.08.2007 в удовлетворении заявления общества отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.09.2007 решение суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, общество просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на ошибочность выводов судов о наличии у общества обязанности по внесению платежей за негативное воздействие на окружающую среду и неприменение подлежащих применению положений ст. 7 Федерального закона от 08.08.2001 N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)".
Как следует из материалов дела, в ходе проверки общества по соблюдению законодательства в области охраны окружающей среды, проводимой инспекцией, было выявлено, что обществом эксплуатируются 15 автобусов, являющихся источником выброса загрязняющих веществ в атмосферу, при этом не вносится в установленные сроки плата за негативное воздействие на окружающую среду. Результаты проверки явились основанием для составления инспекцией протокола об административном правонарушении от 09.07.2007 N 05/08/07 и вынесения постановления о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.41 Кодекса.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из доказанности инспекцией состава вменяемого обществу правонарушения.
Выводы судов соответствуют закону и подтверждаются материалами дела.
Предусмотренное ч. 1 ст. 8.41 Кодекса правонарушение состоит в невнесении в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Согласно ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются федеральными законами.
Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 N 344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления" установлены нормативы платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Согласно пункту 2.2 Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, разработанных на основании Закона Российской Советской Федеративной Социалистической Республики "Об охране окружающей природной среды", постановления Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N-632 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов и другие виды вредного воздействия" и утвержденных приказом Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации от 26.01.1993, плата за загрязнение представляет собой форму возмещения экономического ущерба от выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду Российской Федерации. Указанная плата возмещает затраты на компенсацию воздействия выбросов и сбросов загрязняющих веществ и стимулирование снижения или поддержание выбросов и сбросов в пределах нормативов, а также затраты на проектирование и строительство природоохранных объектов.
Приказом Ростехнадзора от 08.06.2006 N 557 установлен срок внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащей уплате по итогам отчетного периода, не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом. Отчетным периодом признается календарный квартал.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что основным видом деятельности общества является оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов. При осуществлении указанного вида деятельности обществом используются автобусы, которые производят выбросы в атмосферу загрязняющих веществ.
Доказательства внесения обществом платы за негативное воздействие на окружающую среду с сентября 2006 г. в материалы дела не представлены.
При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.41 Кодекса.
Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что общество является арендатором автобусов, а названные платежи должен вносить собственник, судом кассационной инстанции отклоняются.
Согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от 10.12.2002 N 284-O платежи за негативное воздействие на окружающую среду носят компенсационный характер и взимаются за предоставление субъектам хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающею среду, права производить в пределах допустимых нормативов выбросы и сбросы загрязняющих веществ, размещать отходы и оказывать иные виды негативного воздействия.
Поскольку указанную деятельность осуществляет общество, на него и возложена обязанность вносить установленные законодательством платежи за негативное воздействие на окружающую среду.
Довод общества о необоснованном неприменении судами положений Федерального закона от 08.08.2001 N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" отклоняется, поскольку положения указанного Закона не распространяются на производство по делам об административных правонарушениях, в том числе по делам о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ст. 8. 41 Кодекса.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Пермского края от 09.08.2007 по делу N А50-9898/07 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.09.2007 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СервисАвто" - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Согласно ст.8.41 КоАП РФ невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду влечет привлечение лица к административной ответственности в виде штрафа.
Государственной инспекцией по охране окружающей среды было выявлено, что организацией для осуществления предпринимательской деятельности эксплуатируются автобусы, которые являются источником выброса загрязняющих веществ в атмосферу.
При этом плата за негативное воздействие на окружающую среду организацией не вносилась.
Судами установлено, что основным видом деятельности организации является оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов. В данной деятельности используются автобусы, производящие выбросы в атмосферу загрязняющих веществ.
При этом не представлено доказательств того, что плата за негативное воздействие на окружающую среду вносилась организацией.
Тот факт, что используемые в деятельности автобусы являются арендованными, и, как следствие, плату должен вносить их собственник, отклонен судом.
В обоснование совей позиции судом приведено Определение Конституционного Суда РФ от 10.12.2002 г. N 284-О, на основании которого сделан вывод о том, что обязанность вносить установленные законодательством платежи за негативное воздействие на окружающую среду возложены именно на организацию, а не на собственника источника негативного воздействия.
Таким образом, именно в действиях организации, осуществляющей эксплуатацию автобусов, присутствует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст.8.41 КоАП РФ.
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 9 января 2008 г. N Ф09-10807/07-С1
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника