Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 11 февраля 2008 г. N Ф09-296/08-С1
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 22 декабря 2009 г. N Ф09-10263/09-С6
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы общественной организации "Ижевское городское общество охотников и рыболовов" (далее - ОО "Ижевское городское общество охотников и рыболовов", заявитель), общественной организации "Охотничий парк Удмуртской Республики" (далее - ОО "Охотничий парк Удмуртской Республики") на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 05.09.2007 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.11.2007 по делу N А71-5129/07.
В судебном заседании приняли участие представители:
ОО "Охотничий парк Удмуртской Республики" - Утробин А.М. (доверенность от 19.07.2007);
представитель Правительства Удмуртской Республики (далее - правительство) - Холмогорова О.Л. (доверенность от 25.06.2007 N 11-136/170п).
Представители ОО "Ижевское городское общество охотников и рыболовов", Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Удмуртской Республике (далее - управление), государственного унитарного предприятия "Удмуртохота" (далее - предприятие), индивидуального предпринимателя Гардымова Алексея Ивановича (далее - предприниматель), надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
ОО "Ижевское городское общество охотников и рыболовов" обратилась в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании недействительным распоряжения правительства от 18.06.2007 N 532-р "О предоставлении в пользование территории и акватории общественной организации "Охотничий парк Удмуртской Республики", о признании незаконным отказа правительства в принятии решения о предоставлении в пользование объектов животного мира на территории Пригородного охотничьего хозяйства и обязании правительства принять решение о предоставлении заявленной общественной организацией территории.
К участию в деле привлечены третьи лица: ОО "Охотничий парк Удмуртской Республики", управление, предприятие, предприниматель.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 05.09.2007 (резолютивная часть от 31.08.2007) заявленные требования удовлетворены частично: признано незаконным распоряжение правительства от 18.06.2007 N 532-р "О предоставлении в пользование территории и акватории общественной организации "Охотничий парк Удмуртской Республики", также признан незаконным выраженный в письме от 20.04.2007 N 4-124-380 отказ правительства в выдаче ОО "Ижевское городское общество охотников и рыболовов" долгосрочной лицензии на пользование объектами животного мира на заявленной территории Пригородного хозяйства. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.11.2007 решение суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, ОО "Ижевское городское общество охотников и рыболовов" просит обжалуемые судебные акты отменить в части отказа в удовлетворении заявленных ею требований об устранении допущенного нарушения ее прав и законных интересов путем обязания правительства принять решение о предоставлении общественной организации заявленной территории, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в указанной части.
Оспаривая судебные акты, ОО "Охотничий парк Удмуртской Республики" считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене в удовлетворенной части, ссылаясь на несоответствие выводов судов установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, а также нарушение судами норм материального и процессуального права. По мнению ОО "Охотничий парк Удмуртской Республики", на этапе принятия правительством решения о предоставлении ей долгосрочной лицензии на пользование объектами животного мира ОО "Ижевское городское общество охотников и рыболовов" приоритетом на спорную территорию не обладало.
Как следует из материалов дела, постановлением Совета Министров Удмуртской Республики от 17.04.1995 N 191 "Об упорядочении ведения охотничьего хозяйства в Удмуртской Республике" за ОО "Ижевское городское общество охотников и рыболовов" закреплены охотничьи угодья для ведения пригородного охотничьего хозяйства.
Заявитель обратился в правительство с заявкой (сопроводительное письмо от 24.03.1999 N 01) на получение объектов животного мира в пользование для целей охоты на территории Пригородного охотничьего хозяйства.
Управлением охотничьего хозяйства при правительстве выдано ОО "Ижевское городское общество охотников и рыболовов" положительное заключение от 16.07.1999 N 450, согласно которому заявителю предоставляется возможность осуществления вида деятельности, указанного в заявке. Управление охотничьего хозяйства при правительстве посчитало возможным выдачу долгосрочной лицензии на пользование объектами животного мира на территории Пригородного охотничьего хозяйства.
Заявитель 29.01.2007 обратился в правительство с заявкой на получение в пользование объектов животного мира на территории Пригородного охотничьего хозяйства сроком на 25 лет.
Правительство, несмотря на положительное заключение Управления охотничьего хозяйства, приняло решение, содержащееся в письме от 20.04.2007 N 4-124-380, об отказе в выдаче долгосрочной лицензии в связи с наличием в описании границ Пригородного охотничьего хозяйства недостоверной информации.
Ранее ОО "Ижевское городское общество охотников и рыболовов" неоднократно получало отказ в положительном решении по его заявке - письма от 21.03.2005, 30.11.2005, 20.02.2006, 19.04.2006, 19.06.2006, 09.10.2006.
Судом установлено и материалами дела подтверждается передача в пользование другим субъектам, в том числе обжалуемым распоряжением правительства от 18.06.2007 N 532-р, территории Пригородного охотничьего хозяйства.
Удовлетворяя заявленные требования частично, суды исходили из незаконности спорного распоряжения правительства и отказа в принятии решения о предоставлении в пользование объектов животного мира на территории Пригородного охотничьего хозяйства ОО "Ижевское городское общество охотников и рыболовов", а также отсутствия оснований для устранения нарушений путем принятия правительством решения о предоставлении ОО "Ижевское городское общество охотников и рыболовов" заявленной территории.
Выводы судов являются правильными в связи со следующим.
Статьей 36 Закона предусматривается, что порядок предоставления животного мира на территории Российской Федерации в пользование российским и иностранным юридическим лицам установлен данным Законом, а также гражданским, земельным, водным и лесным законодательством Российской Федерации.
В силу положений указанной статьи животный мир предоставляется в пользование в отношении объектов животного мира, не находящихся в федеральной собственности, соответствующим специально уполномоченным органом по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды обитания на основании решения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В статье 37 закона установлен порядок выдачи долгосрочной лицензии на пользование животным миром.
В названной статье указаны следующие требования к заявке, подаваемой в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации для получения долгосрочной лицензии на пользование животным миром: наличие сведений о заявителе; вид пользования животным миром; перечень объектов животного мира; границы и площадь территорий, необходимых для осуществления пользования заявленными объектами животного мира; предполагаемый срок пользования животным миром.
Кроме того, в указанной статье предусмотрено, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании заключения соответствующего специально уполномоченного государственного органа по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания принимает решение о предоставлении заявленной территории, акватории, необходимой для осуществления пользования животным миром, согласовав с собственниками земель, землевладельцами, владельцами лесного фонда на указанной территории, со специально уполномоченным органом управления и использования водного фонда условия предоставления этой территории, акватории за плату или бесплатно в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Результаты согласования вносятся в долгосрочную лицензию на пользование животным миром.
На основании согласования орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации и пользователь животным миром заключают договор о предоставлении в пользование территорий, акваторий, необходимых для осуществления пользования животным миром, в соответствии с гражданским, земельным, водным и лесным законодательством.
Таким образом, для получения долгосрочной лицензии на пользование животным миром юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю необходимо представить в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации составленную с соблюдением требований Закона заявку на получение названной лицензии и заключение соответствующего специально уполномоченного государственного органа по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания.
В соответствии с положениями, содержащимися в указе Президента Российской Федерации от 20.05.2004 N 649 "Вопросы структуры федеральных органов государственной исполнительной власти" и постановлениях Правительства Российской Федерации от 08.04.2004 N 201 "Вопросы Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору", от 30.06.2004 N 327 "Об утверждении положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору", Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору является федеральным органом исполнительной власти, на который возложены функции по выдаче разрешений (лицензий), в том числе и разрешений (лицензий) на пользование объектами животного мира, отнесенных к объектам охоты.
Таким образом, осуществление функций, связанных с осуществлением выдачи долгосрочных лицензий, а именно составление заключений для принятия правительством решения о выдаче названных лицензий, возложено на управление.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что ранее указанные функции на территории Удмуртской Республики осуществляло Управление по охране, контролю и регулированию использования охотничьих животных Удмуртской Республики (Управление охотничьего хозяйства при правительстве).
Таким образом, положительное заключение от 16.07.1999 N 450, согласно которому заявителю предоставляется возможность осуществления вида деятельности, указанного в заявке, было выдано компетентным органом.
С 2004 г. функции, связанные с осуществлением выдачи лицензий на пользование объектами животного мира, отнесенных к объектам охоты, на территории Удмуртской Республики были возложены на управление. Вывод суда о том, что Управление охотничьего хозяйства при правительстве не вправе было отзывать письмом от 30.12.2005 N 01-25/493 положительное заключение по заявке ОО "Ижевское городское общество охотников и рыболовов", поскольку отзыв положительного заключения законодательством не предусмотрен, является правильным.
Таким образом, у заявителя имелось предусмотренное ст. 37 Закона и соответствующее установленным требованиям заключение соответствующего специально уполномоченного государственного органа по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания, необходимое для принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о предоставлении заявленной территории, акватории, необходимой для осуществления пользования животным миром.
Кроме того, суды установили и материалами подтверждается то обстоятельство, что правительство, несмотря на обращение ОО "Ижевское городское общество охотников и рыболовов" от 28.05.2007 не сообщило заявителю, в чем именно выразилось предоставление недостоверной информации в описании границ спорной территории.
Судами также верно указано на то, что правительство имело возможность при необходимости принять решение о предоставлении заявленной территории в пользование с уточнением границ территории охотничьего хозяйства.
В связи с изложенным суды пришли к обоснованному выводу о незаконности отказа правительства, содержащегося в письме от 20.04.2007 N 4-124-380, в выдаче долгосрочной лицензии на пользование объектами животного мира на заявленной территории Пригородного хозяйства.
В соответствии с ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Статьями 36, 37 Закона установлен порядок рассмотрения поданных заявок на получение долгосрочных лицензий на пользование животным миром и принятия решения по результатам рассмотрения названных заявок.
Указанными статьями предусмотрено, что при наличии нескольких равных по приоритету претендентов на одну и ту же территорию или акваторию животный мир предоставляется в пользование на основании конкурсов с соблюдением антимонопольных требований. Данные конкурсы проводятся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации совместно со специально уполномоченными органами по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания.
Условия и порядок проведения названных конкурсов предусмотрены постановлением Правительства Удмуртской Республики от 26.06.2000 "О порядке предоставления в пользование территорий, акваторий, необходимых для осуществления пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты" и Положением о порядке проведения конкурса на получение права пользования территорией, акваторией, необходимой для осуществления пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, утвержденного приказом Минприроды Удмуртской Республики от 08.02.2001 N 4.
Судами установлено и материалами дела подтверждается то обстоятельство, что на момент рассмотрения заявки ОО "Ижевское городское общество охотников и рыболовов" на спорную территорию претендовали несколько заявителей, в том числе и предприниматель, получивший положительное заключение управления от 23.05.2007 N 0114/1148.
Судами верно указано на то, что заявители претендовали на одну и ту же часть территории Пригородного охотничьего хозяйства.
Доказательств, опровергающих указанные обстоятельства, в материалы дела не представлено.
Таким образом, основанием для принятия решения о предоставлении спорной территории, необходимой для осуществления пользования объектами животного мира, является проведенный в установленном Законом порядке конкурс. Сведений о проведении такого конкурса материалы дела не содержат.
В связи с этим суды обоснованно пришли к выводу о правомерности требований заявителя о признании недействительным распоряжения от 18.06.2007 N 532-р "О предоставлении в пользование территории и акватории общественной организации "Охотничий парк Удмуртской Республики".
Кроме того, суды установили, что требования заявителя в части возложения на правительство обязанности принять решение о предоставлении ОО "Ижевское городское общество охотников и рыболовов", указанной в заявке спорной территории Пригородого охотничьего хозяйства, являются самостоятельными требованиями, не являющимися способом устранения допущенного в отношении заявителя нарушения. Суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии оснований для возложения данной обязанности на правительство и правомерно отказали в удовлетворении требований заявителя в этой части.
Доводы заявителей кассационных жалоб судом кассационной инстанции отклоняются, поскольку направлены на переоценку фактических обстоятельств, установленных судами. В силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации у суда кассационной инстанции отсутствуют.
Нарушений норм материального либо процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом вышеизложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 05.09.2007 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.11.2007 по делу N А71-5129/07 оставить без изменения, кассационные жалобы заявителей - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Статьями 36, 37 Закона установлен порядок рассмотрения поданных заявок на получение долгосрочных лицензий на пользование животным миром и принятия решения по результатам рассмотрения названных заявок.
...
Условия и порядок проведения названных конкурсов предусмотрены постановлением Правительства Удмуртской Республики от 26.06.2000 "О порядке предоставления в пользование территорий, акваторий, необходимых для осуществления пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты" и Положением о порядке проведения конкурса на получение права пользования территорией, акваторией, необходимой для осуществления пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, утвержденного приказом Минприроды Удмуртской Республики от 08.02.2001 N 4.
...
Доказательств, опровергающих указанные обстоятельства, в материалы дела не представлено.
Таким образом, основанием для принятия решения о предоставлении спорной территории, необходимой для осуществления пользования объектами животного мира, является проведенный в установленном Законом порядке конкурс. Сведений о проведении такого конкурса материалы дела не содержат."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 11 февраля 2008 г. N Ф09-296/08-С1
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника