Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 22 декабря 2009 г. N Ф09-10263/09-С6
Дело N А71-4125/2009
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 11 февраля 2008 г. N Ф09-296/08-С1
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Столярова А.А., судей Мындря Д.И., Сулейменовой Т.В.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Удмуртского республиканского союза обществ охотников и рыболовов (далее - союз) на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 08.07.2009 по делу N А71-4125/2009 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.09.2009 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещенных надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Союз обратился в Арбитражный суд Челябинской области с иском к Управлению охраны фауны Удмуртской Республики (далее - управление) о признании недействительными результатов конкурса на получение права пользования территорией, акваторией на территории бывшего Пригородного охотничьего хозяйства, необходимой для осуществления пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, оформленного протоколами от 11.03.2009 N 003/1 и 003/2.
Определением суда от 09.04.2009 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общественная организация "Охотничий парк Удмуртской Республики" (далее - организация) и индивидуальный предприниматель Гырдымов Алексей Иванович (далее - предприниматель).
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 08.07.2009 (судья Абуязидова Г.А.) в удовлетворении иска отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.09.2009 (судьи Щеклеина Л.Ю., Осипова С.П., Мещерякова Т.И.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, союз просит судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение ст. 447-449 Гражданского кодекса Российской Федерации и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам. По мнению заявителя, после разделения территории бывшего Пригородного охотхозяйства на четыре лота и недопуска союза к участию во втором этапе конкурса он должен был быть признан несостоявшимся, поскольку участие по лотам N 1 и 2 принимал только один участник. Союз полагает, что требование о предоставлении с заявкой на получение объектов животного мира в пользование справки налогового органа о постановке на учет неправомерно. Заявитель указывает на ненадлежащее извещение его о проведении оспариваемого конкурса. Кроме того, союз считает, что организация предоставила конкурсной комиссии недостоверные сведения об объеме вложений на проведение охотхозяйственных и биотехнических мероприятий.
Организация в своем отзыве возражает против доводов, изложенных в кассационной жалобе, просит судебные акты оставить в силе.
Как установлено судами при рассмотрении спора, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 05.09.2007 по делу N А71-5129/2007-А5 признано недействительным распоряжение Правительства Удмуртской Республики от 18.06.2007 N 532-р "О предоставлении в пользование территории акватории общественной организации "Охотничий парк Удмуртской Республики".
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 11.08.2008 по делу N А71-5220/2008-А24 общественной организации "Ижевское городское общество охотников и рыболовов" (далее -общество) отказано в удовлетворении требований о признании недействительным решения управления о рассмотрении заявки общества на конкурсе наряду с другими претендентами, выраженного в письме от 04.04.2008 N 01-23/244, и обязании управления рассмотреть заявку общества по существу без проведения конкурса.
С учетом указанных судебных решений управлением было принято решение о проведении конкурса на получение права пользования территорией, акваторией бывшего Пригородного охотничьего хозяйства, необходимой для осуществления пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, о чем было размещено объявление на официальном сайте Правительства Удмуртской Республики. Время и место проведения конкурса были определены 11.03.2009 в 10 час. 00 мин. по адресу г. Ижевск, ул. Советская, д. 1. Извещение о проведении конкурса содержало указание на срок подачи документов, которые необходимо было представить претендентами в Управление охраны фауны Удмуртской Республики в течение одного месяца, но не позднее 10.03.2009. Кроме того, извещение содержало сведения о предмете конкурса, краткую характеристику территории, акватории, необходимых для осуществления пользования объектами животного мира, обязательные требования к претендентам, перечень необходимых документов.
Территория бывшего Пригородного охотхозяйства была разделена на четыре лота: лот N 1 "Чуровской", лот N 2 "Ягульский", лот N 3 "Июльский", лот N 4 "Подшиваловский".
Кроме того, общество, предприниматель и организация, как участники судебных разбирательств по указанным ранее делам, были извещены о проведении конкурса письмами от 02.02.2009.
Союзом в Правительство Удмуртской Республики поданы заявки на получение объектов животного мира в пользование. Данные заявки получены Правительством Удмуртской Республики 05.02.2009. Заключения по результатам рассмотрения данных заявок подготовлены 05.03.2009, в письме от 06.03.2009 N 4-124-375 Правительство Удмуртской Республики сообщило союзу об отказе в выдаче положительного заключения в связи с тем, что союзом в нарушение п. 4.3 положения "О порядке выдачи долгосрочных лицензий на пользование объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты", утвержденного Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 26.06.2000 N 569 (далее - положение от 26.06.2000 N 569), не представлена справка налогового органа о постановке на учет.
Союз направил в адрес управления письмо от 27.02.2009, в котором просил перенести срок проведения конкурса, поскольку о проведении конкурса он не был извещен надлежащим образом.
Вместе с тем союзом 10.03.2009 подана заявка на участие в конкурсе на получение права пользования территорией, акваторией, необходимой для осуществления пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты.
Конкурс на получение права пользования территорией, акваторией бывшего Пригородного охотхозяйства состоялся в установленный день - 11.03.2009. Участие в конкурсе приняли союз (лоты N 2, 3, 4), организация (лот N 2) и предприниматель (лот N 1).
По результатам первого этапа конкурса было принято решение не допускать ко второму этапу конкурса и отстранить от дальнейшего участия в конкурсе союз, поскольку у него отсутствовало положительное заключение специально уполномоченного органа на получение объектов животного мира в пользование.
Результаты конкурса были оформлены протоколами от 11.03.2009 N 003/1, 003/2, победителем по лоту N 1 "Чуровской" признан предприниматель, по лоту N 2 "Ягульский" - организация.
Полагая, что конкурс на получение права пользования территорией, акваторией бывшего Пригородного охотхозяйства, проведен управлением с нарушениями действующего законодательства, поскольку союз не был надлежащим образом уведомлен о проведении указанного конкурса, а отказ в выдаче положительного заключения по результатам рассмотрения заявок на получение объектов животного мира в пользование вынесен с нарушениями положения от 26.06.2000 N 569 и несвоевременно направлен в адрес союза, последний обратился в арбитражный суд с иском по рассматриваемому делу.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суды исходили из следующего.
В силу ст. 449 Гражданского кодекса Российской Федерации торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица.
Согласно ст. 33 Федерального закона от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире" (далее - Закон "О животном мире") объекты животного мира могут предоставляться органами государственной власти, уполномоченными осуществлять права собственника от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, юридическим лицам в долгосрочное пользование на основании долгосрочной лицензии и гражданам в краткосрочное пользование на основании именной разовой лицензии. Пользователь осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования объектами животного мира на условиях и в пределах, установленных законом, лицензией и договором с органом государственной власти, предоставляющим соответствующую территорию, акваторию для осуществления пользования животным миром.
Виды и способы пользования животным миром определены в ст. 34 Закона "О животном мире".
На основании ст. 36 Закона "О животном мире" долгосрочную лицензию на пользование животным миром выдает специально уполномоченный государственный орган субъекта Российской Федерации по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания на основании решений высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Порядок выдачи лицензий на пользование животным миром установлен ст. 37 Закона "О животном мире", при этом в данной норме оговорено, что при наличии нескольких равных по приоритету претендентов на одну и ту же территорию или акваторию животный мир предоставляется в пользование на основании конкурса с соблюдением антимонопольных требований.
Как следует из Закона "О животном мире" и постановления Правительства Удмуртской Республики от 04.02.2008 N 19 "Об утверждении положения об Управлении охраны фауны Удмуртской Республики", управление на территории Удмуртской Республики осуществляет выдачу долгосрочных лицензий на пользование объектами животного мира, организует и проводит конкурсы по предоставлению в пользование объектов животного мира.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что проведение оспариваемого конкурса осуществлялось в соответствии с Законом "О животном мире", названным постановлением от 04.02.2008 N 19, а также положением "О проведении конкурсов на получение права пользования территорией, акваторией, необходимой для осуществления пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты", утвержденным приказом начальника управления от 30.05.2008 N 01-03/22.
Рассмотрение заявок союза на получение объектов животного мира в пользование от 05.02.2009 также производилось в порядке и в сроки, установленные действующим законодательством.
При этом суды указали, что отказ в выдаче положительного заключения по результатам рассмотрения указанных заявок вынесен на основании и в соответствии с положением от 26.06.2000 N 569, устанавливающим необходимость предоставления вместе с заявкой на получение объектов животного мира в пользование справки налогового органа о постановке на учет.
Суд апелляционной инстанции также отклонил довод о ненадлежащем извещении союза о проведении оспариваемого конкурса, указав, что лицо, подавшее заявку на получение лицензии на приобретение права пользования территорий, акваторий может быть признано претендентом на пользование объектами животного мира только после получения положительного заключения специально уполномоченного органа, следовательно, только после этого возникает обязанность известить данное лицо о проведении конкурса непосредственно, путем направления, в частности, почтового отправления.
Размещение информации о проведении оспариваемого конкурса на официальном сайте Правительства Удмуртской Республики (www.udmurt.ru) признано судами достаточным, соответствующим постановлению Правительства Удмуртской Республики от 14.10.2002 N 849. Кроме того, судами принято во внимание, что союз подал заявку и принял участие в оспариваемом конкурсе.
Следует также отметить, что заявки на получение объектов животного мира в пользование от 05.02.2009 поданы союзом в Правительство Удмуртской Республики после принятия решения о проведении оспариваемого конкурса.
При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии нарушений действующего законодательства, прав и законных интересов союза, и отказали в удовлетворении иска.
Указания союза на то, что конкурс должен быть признан несостоявшимся, поскольку фактически по лотам N 1 и 2 участие в нем принимал только один участник, а также о недостоверности сведений об объеме вложений на проведение охотхозяйственных и биотехнических мероприятий, предоставленных организацией, не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции, поскольку в качестве обоснования иска либо апелляционной жалобы союзом не заявлялись, предметом исследования и оценки в судах первой и апелляционной инстанций не были.
Иные доводы, изложенные в кассационной жалобе, по существу направлены на переоценку собранных по делу доказательств и выводов судов, что выходит за пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, установленные ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Обстоятельства дела исследованы судами полно и всесторонне, спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства. Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основаниями для отмены судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного решение Арбитражного суда Удмуртской Республики и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда являются законными и отмене не подлежат.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 08.07.2009 по делу N А71-4125/2009 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.09.2009 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Удмуртского республиканского союза обществ охотников и рыболовов - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Сведения о статусе документа, его связях с информационным банком и другая полезная аналитическая информация о данном документе будет представлена в одном из ближайших выпусков системы ГАРАНТ
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 22 декабря 2009 г. N Ф09-10263/09-С6
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника