Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 20 февраля 2008 г. N Ф09-599/08-С3
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей
рассмотрел в судебном заседании жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району города Перми (далее - инспекция, налоговый орган) на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.11.2007 по делу N А50-7316/07, А50-7321/07, А50-7322/07, А50-7330/07 Арбитражного суда Пермского края.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Открытое акционерное общество "Судостроительный завод "Кама" (далее -общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконными действий налогового органа, направленных на бесспорное списание денежных средств со счета налогоплательщика путем направления в банк инкассовых поручений от 08.05.2007 NN 1194, 2438, 3576, 4628.
Решением суда от 13.08.2007 в удовлетворении заявленных требований обществу отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.11.2007 решение отменено. Заявленные требования удовлетворены. Признаны незаконными действия инспекции, направленные на бесспорное списание денежных средств со счета налогоплательщика путем направления в банк инкассовых поручений от 08.05.2007 NN 1194, 2438, 3576, 4628.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит отменить постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда, решение Арбитражного суда Пермского края оставить в силе, ссылаясь на нарушение апелляционным судом норм материального и процессуального права. По мнению налогового органа, его действия по перевыставлению инкассового поручения осуществлены в полном соответствии с условиями, установленными ст. 45, 46 Налогового кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, налоговым органом в адрес общества направлены требования от 29.07.2003 N 933, от 25.02.2004 N 2161, от 12.04.2004 N 3814, от 28.04.2004 N 4560 об уплате пеней. Неисполнение обществом в добровольном порядке данных требований в установленный срок послужило основанием для вынесения инспекцией решений от 08.09.2003 N 906, от 26.03.2004 N 1328, от 24.05.2004 N 1954, от 08.06.2004 N 2449 о взыскании пеней за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках. На основании данных решений инспекция направила в банк инкассовые поручения от 09.02.2004 N 1194, от 26.03.2004 N 2438, от 24.05.2004 N 3576, от 08.06.2004 4628 о списании денежных средств с банковских счетов общества. Кроме того, операции по всем банковским счетам налогоплательщика были приостановлены. В связи с отсутствием денежных средств на счетах общества инспекцией приняты решения от 24.02.2004 N 33, от 23.04.2004 N 83, от 18.06.2004 N 141 о взыскании пеней за счет имущества налогоплательщика, на основании которых приставом-исполнителем возбуждено исполнительное производство.
Инспекция 08.05.2007 в рамках исполнения решений от 08.09.2003 N 906, от 26.03.2004 N 1328, от 24.05.2004 N 1954, от 08.06.2004 N 2449 перенаправила инкассовые поручения NN 1194, 2438, 3576, 4628 на вновь открытый обществом банковский счет.
Считая, что действия налогового органа по выставлению инкассовых поручений незаконны, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что инспекцией не нарушен порядок бесспорного взыскания задолженности, перенаправление инкассовых поручений не нарушает права и законные интересы общества, наличие задолженности по пеням подтверждается актами сверки расчетов.
Отменяя решение суда и удовлетворяя заявленные требования общества, апелляционный суд исходил из неправомерности действий налогового органа по выставлению оспариваемых инкассовых поручений, поскольку инспекцией не доказан размер задолженности по налогам, на которую начислены пени, а представленные акты сверки расчетов не позволяют установить размер недоимки, периоды образования задолженности и основания образования недоимки.
В силу ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке, в порядке, предусмотренном ст. 46 и 48 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ст. 46 Налогового кодекса Российской Федерации взыскание налога производится по решению налогового органа (далее - решение о взыскании) путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика, инкассового поручения на списание и перечисление в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды) необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика.
Как определено п. 3 ст. 46 Налогового кодекса Российской Федерации решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога.
Согласно п. 7 ст. 46 Налогового кодекса Российской Федерации при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика или отсутствии информации о счетах налогоплательщика налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика в соответствии со ст. 47 Налогового кодекса Российской Федерации. Указанные положения применяются также при взыскании пеней за несвоевременную уплату налога.
Из содержания п. 3 ст. 46 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что указанный в ней шестидесятидневный срок для взыскания налоговых платежей во внесудебном порядке включает и срок направления инкассовых поручений в банк, в связи с чем инспекция не вправе направлять инкассовые поручения в банк после истечения названного срока, в том числе и после возвращения банком инкассовых поручений в связи с закрытием налогоплательщиком банковских счетов, или при открытии налогоплательщиком новых банковских счетов.
Данный вывод подтверждается правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 24.01.2006 N 10353/05, согласно которой шестидесятидневный срок, в пределах которого налоговые органы вправе взыскать налог без обращения в суд, применяется ко всей процедуре принудительного взыскания налога и пеней, осуществляемого в бесспорном порядке, как за счет денежных средств, так и за счет иного имущества налогоплательщика.
Таким образом, повторное выставление на расчетный счет общества оспариваемых инкассовых поручений произведено налоговым органом неправомерно.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены постановления Семнадцатого арбитражного апелляционного суда и удовлетворения кассационной жалобы.
В соответствии с подп. 12 п. 1 ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, п. 2 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 N 117 с инспекции подлежит взысканию государственная пошлина, уплачиваемая при подаче кассационной жалобы.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.11.2007 по делу N А50-7316/07, А50-7321/07, А50-7322/07, А50-7330/07 Арбитражного суда Пермского края оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району города Перми - без удовлетворения.
Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району города Перми в доход федерального бюджета госпошлину по кассационной жалобе в сумме 1000 руб.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Согласно п. 3 ст. 46 НК РФ решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога.
Неисполнение обществом в добровольном порядке требований об уплате пеней в установленный срок послужило основанием для вынесения инспекцией решений, на основании которых в банк были направлены инкассовые поручения. После осуществления взыскания недоимки за счет иного имущества налоговый орган направил инкассовые поручения на вновь открытый налогоплательщиком банковский счет.
По мнению налогового органа, его действия по перевыставлению инкассового поручения осуществлены в полном соответствии с условиями, установленными ст. 45, 46 НК РФ.
Как указал суд, из содержания п. 3 ст. 46 НК РФ следует, что указанный в ней шестидесятидневный срок для взыскания налоговых платежей во внесудебном порядке включает и срок направления инкассовых поручений в банк. В связи с этим налоговый орган не вправе направлять инкассовые поручения в банк после истечения названного срока, в том числе и после возвращения банком инкассовых поручений в связи с закрытием налогоплательщиком банковских счетов, или при открытии налогоплательщиком новых банковских счетов.
Данный вывод подтверждается правовой позицией Президиума Высшего ВАС РФ, изложенной в постановлении от 24.01.2006 N 10353/05, согласно которой шестидесятидневный срок, в пределах которого налоговые органы вправе взыскать налог без обращения в суд, применяется ко всей процедуре принудительного взыскания налога и пеней, осуществляемого в бесспорном порядке, как за счет денежных средств, так и за счет иного имущества налогоплательщика.
Таким образом, повторное выставление на расчетный счет общества оспариваемых инкассовых поручений произведено налоговым органом неправомерно.
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 20 февраля 2008 г. N Ф09-599/08-С3
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника