Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 27 февраля 2008 г. N Ф09-734/08-С1
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании жалобу государственного учреждения - Челябинского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в лице Челябинского филиала N 3 (далее - фонд) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 31.07.2007 (резолютивная часть от 16.07.2007) по делу N А76-6186/07 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.11.2007 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического направления развития воспитанников второй категории N 384" (далее - учреждение), указав на своевременность извещения его судом кассационной инстанции о времени и месте судебного заседания, заявило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя. Ходатайство удовлетворено в силу ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Фонд обратился в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о взыскании с учреждения не принятых к зачету расходов по обязательному социальному страхованию в сумме 8200 руб.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 31.07.2007 (резолютивная часть от 16.07.2007) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.10.2007 решение суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, фонд просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение (толкование) судами положений Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Федеральный закон N 165-ФЗ), Методических указаний о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и принятия мер по их результатам, утвержденных постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 17.03.2004 N 24 (далее - Методические указания).
Как следует из материалов дела, фондом проведена выездная проверка расходования учреждением средств Фонда социального страхования Российской Федерации за период с 01.01.2003 по 31.12.2005, которой выявлены факты нецелевого использования средств обязательного социального страхования на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей.
По результатам проверки составлен акт от 25.01.2007 N 4с/с, на основании которого фондом вынесено решение от 16.02.2007 N 10 сан/кур о непринятии к зачету расходов учреждения за период 2004-2005 гг. на цели обязательного социального страхования в сумме 8200 руб. и выставлено требование от 26.02.2007 N 10 сан/кур о возврате полученных учреждением средств в указанной сумме.
Неисполнение учреждением указанного требования послужило основанием для обращения фонда в арбитражный суд за взысканием спорной суммы.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из отсутствия у фонда оснований для обращения с заявлением в арбитражный суд о возврате не принятых к зачету произведенных страхователем расходов на обязательное социальное страхование, а также отсутствия факта причинения фонду вреда.
Выводы судов являются правильными, соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
В силу Федерального закона N 165-ФЗ обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством мер, направленных, в частности, на компенсацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан вследствие необходимости получения санаторно-курортного лечения.
Статьей 11 Федерального закона N 165-ФЗ предусмотрено право страховщика не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации. В п. 18 Положения "О Фонде социального страхования Российской Федерации", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101 (далее - Положение), содержится аналогичная норма.
В соответствии с п. 26 Методических указаний по результатам рассмотрения материалов проверки в случае выявления в ходе проверки расходов, произведенных страхователем с нарушением требований законодательных или иных нормативных правовых актов по обязательному социальному страхованию либо не подтвержденных документами в установленном порядке, руководитель отделения (филиала отделения) фонда принимает: решение о непринятии к зачету расходов, произведенных страхователем-плательщиком единого социального налога на цели обязательного социального страхования; решение о непринятии расходов, произведенных страхователем-работодателем, применяющим специальный налоговый режим, в счет средств, полученных от отделения (филиала отделения) фонда на цели обязательного социального страхования; решение о непринятии к зачету расходов, произведенных страхователем-работодателем, уплачивающим страховые взносы на обязательное социальное страхование работников на случай временной нетрудоспособности; решение о направлении уведомления о наличии задолженности по страховым взносам на обязательное социальное страхование работников на случай временной нетрудоспособности.
Таким образом, законодатель установил специальный механизм возмещения расходов по государственному социальному страхованию, произведенных с нарушением законодательства Российской Федерации, путем предоставления страховщику права не принимать их к зачету. При этом полномочия фонда не принимать к зачету расходы на социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства о государственном социальном страховании, основаны на специальном порядке исполнения страховщиком своих обязательств перед застрахованными лицами при наступлении страхового случая, когда страхователем выступает лицо, являющееся плательщиком единого социального налога.
Судами на основании материалов дела установлено, что учреждение является плательщиком единого социального налога. Следовательно, на него должны распространяться Федеральный закон N 165-ФЗ, Положение и Методические указания.
Из указанных нормативных актов следует, что полномочия фонда по непринятию к зачету расходов на обязательное социальное страхование, произведенных с нарушением законодательства Российской Федерации либо не подтвержденных документами в установленном порядке, заключаются в том, что фонд отказывает в уменьшении подлежащей уплате в Фонд социального страхования Российской Федерации части единого социального налога на сумму произведенных страхователем с нарушением законодательства расходов.
На основании решения о непринятии к зачету расходов, произведенных страхователем-плательщиком единого социального налога, отделение (филиал отделения) фонда предлагает страхователю произвести корректировку суммы расходов на цели обязательного социального страхования путем отражения суммы не принятых к зачету расходов в бухгалтерском учете и расчетной ведомости по средствам фонда и представления в налоговый орган уточненного расчета по авансовым платежам по единому социальному налогу. Решения отделения (филиала отделения) Фонда, принятые по результатам проверок, являются обязательными для исполнения страхователями и служат основанием для внесения ими соответствующих изменений в бухгалтерский учет и отчетность.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации, внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" в отношении плательщиков единого социального налога проведение всех предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации мероприятий налогового контроля, а также осуществление взыскания сумм недоимки, пеней и штрафов по платежам в государственные социальные внебюджетные фонды возложено на налоговые органы.
При неисполнении страхователем решения Фонда социального страхования Российской Федерации о непринятии к зачету произведенных страхователем расходов на социальное страхование предусмотрен иной порядок взыскания со страхователя указанных сумм, а именно: путем взыскания налоговым органом недоимки по единому социальному налогу в размере суммы, не принятой фондом к зачету по страховым взносам.
При таких обстоятельствах у фонда отсутствовали основания для обращения с заявлением в арбитражный суд о возврате не принятых к зачету произведенных страхователем расходов на обязательное социальное страхование.
Довод фонда о применении к данным правоотношениям ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации судом кассационной инстанции отклоняется, поскольку, как правильно указали суды, страховые выплаты, которые произвел Фонд социального страхования в лице его Челябинского филиала N 3, не являются для него убытками, так как осуществлены в рамках деятельности страховщика, а не в результате нарушения его прав и причинения вреда.
Ссылка заявителя жалобы на п. 8 ч. 1 ст. 11 Федерального закона N 165-ФЗ также судом кассационной инстанции не принимается, поскольку названная правовая норма предусматривает право страховщика обращаться с исками о защите своих прав. Какие-либо обстоятельства, указывающие на нарушение прав фонда как страховщика, в материалах дела отсутствуют.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 31.07.2007 (резолютивная часть от 16.07.2007) по делу N А76-6186/07 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.11.2007 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу государственного учреждения - Челябинского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в лице Челябинского филиала N 3 - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации, внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" в отношении плательщиков единого социального налога проведение всех предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации мероприятий налогового контроля, а также осуществление взыскания сумм недоимки, пеней и штрафов по платежам в государственные социальные внебюджетные фонды возложено на налоговые органы.
...
Довод фонда о применении к данным правоотношениям ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации судом кассационной инстанции отклоняется, поскольку, как правильно указали суды, страховые выплаты, которые произвел Фонд социального страхования в лице его Челябинского филиала N 3, не являются для него убытками, так как осуществлены в рамках деятельности страховщика, а не в результате нарушения его прав и причинения вреда.
Ссылка заявителя жалобы на п. 8 ч. 1 ст. 11 Федерального закона N 165-ФЗ также судом кассационной инстанции не принимается, поскольку названная правовая норма предусматривает право страховщика обращаться с исками о защите своих прав. Какие-либо обстоятельства, указывающие на нарушение прав фонда как страховщика, в материалах дела отсутствуют."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 27 февраля 2008 г. N Ф09-734/08-С1
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника