Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 11 марта 2008 г. N Ф09-1309/08-С1
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 15 декабря 2008 г. N Ф09-8934/08-С1
Определением Высшего Арбитражного Суда РФ от 14 мая 2008 г. N 5635/08 отказано в передаче настоящего постановления в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании жалобу администрации Романовского сельского поселения Усольского муниципального района (далее - администрация) на решение Арбитражного суда Пермского края от 07.11.2007 по делу N А50-14519/07 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2007 по указанному делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Администрация обратилась в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Северного территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю (далее - управление) от 21.08.2007 N 19-18/1182 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс), в виде взыскания штрафа в сумме 10000 руб.
Решением суда от 07.11.2007 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2007 (резолютивная часть от 19.12.2007) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, администрация просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на то, что администрация не является субъектом вменяемого правонарушения, а также на неправильное применение судами положений ст. 8.2 Кодекса.
Как следует из материалов дела, в период с 18.07.2007 по 09.08.2007 управлением проведена проверка по вопросу соблюдения администрацией санитарного законодательства Российской Федерации.
В ходе проверки управлением установлено, что администрацией не организован сбор и удаление твердых бытовых отходов в п. Солнечный, в результате чего на расстоянии 5 м от трубчатого колодца имеется несанкционированная свалка твердых бытовых отходов, которая может являться источником микробного и химического загрязнения питьевой воды, а также отсутствует документация, подтверждающая организацию сбора и ежедневного вывоза твердых бытовых отходов из населенных пунктов Романовского сельского поселения.
По итогам проверки управлением составлены акт от 09.08.2007, протокол об административном правонарушении от 10.08.2007 и вынесено постановление от 21.08.2007 N 19-18/1182 о привлечении администрации к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.2 Кодекса, в виде взыскания штрафа в сумме 10000 руб.
Считая привлечение к административной ответственности незаконным, администрация обратилась в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из наличия состава вменяемого правонарушения в действиях администрации.
Выводы судов являются недостаточно обоснованными.
В соответствии со ст. 1.6 Кодекса лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
На основании ст. 26.1 Кодекса по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которое настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами предусмотрена ст. 8.2 Кодекса.
Объективной стороной данного правонарушения является действие или бездействие, состоящее в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Субъектом названного административного правонарушения являются граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность по обращению с отходами.
В силу ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон) под обращением с отходами понимается деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
Согласно ст. 8 Закона к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
В Уставе Муниципального образования "Романовское сельское поселение" Усольского муниципального района Пермской области также закреплено, что к вопросам местного значения относится в том числе организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора (л.д. 15-17, 51).
Сбор, складирование, использование, сжигание, переработка, обезвреживание, транспортировка, захоронение и иное обращение с отходами производства и потребления или иными опасными веществами не относятся к компетенции администрации.
Таким образом, выводы судов о том, что необеспечение администрацией удаления бытовых отходов из мест их образования и транспортировки последних для их накопления в установленных (санкционированных) местах образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.2 Кодекса, являются неправильными, противоречат буквальному содержанию указанной нормы Кодекса.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты не могут являться законными и обоснованными и на основании ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отмене.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, судами установлены, однако нормы материального права ими применены неправильно, суд кассационной инстанции в силу п. 2 ч. 1 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь ст. 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Пермского края от 07.11.2007 по делу N А50-14519/07 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2007 по указанному делу отменить.
Заявление администрации Романовского сельского поселения Усольского муниципального района удовлетворить.
Признать незаконным и отменить постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю Северного территориального отдела от 21.08.2007 N 19-18/1182 о привлечении к административной ответственности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон) под обращением с отходами понимается деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
Согласно ст. 8 Закона к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
...
Сбор, складирование, использование, сжигание, переработка, обезвреживание, транспортировка, захоронение и иное обращение с отходами производства и потребления или иными опасными веществами не относятся к компетенции администрации.
Таким образом, выводы судов о том, что необеспечение администрацией удаления бытовых отходов из мест их образования и транспортировки последних для их накопления в установленных (санкционированных) местах образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.2 Кодекса, являются неправильными, противоречат буквальному содержанию указанной нормы Кодекса."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 11 марта 2008 г. N Ф09-1309/08-С1
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника