Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 24 марта 2008 г. N Ф09-1816/08-С1
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании жалобу закрытого акционерного общества "Эдельвейс" (далее - общество) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 20.11.2007 по делу N А76-24956/07 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2007 по тому же делу.
В судебном заседании приняли участие представители:
- общества - директор Янсапов Э.М. (паспорт серии 75 02 N 574835 выдан 03.06.2002 УВД г. Копейска Челябинской области, зарегистрирован по адресу: г. Копейск, пер. Ермака, д. 2);
Инспекции Федеральной налоговой службы по Курчатовскому району г. Челябинска (далее - инспекция, административный орган) - Нурутдинов Н.А. (доверенность от 15.08.2007 N 22541).
Общество обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления инспекции от 29.10.2007 N 375 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ст. 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс).
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 20.11.2007 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2007 решение суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, общество просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, перечисленных в кассационной жалобе. Общество полагает, что в его действиях отсутствует событие вменяемого ему административного правонарушения.
Как следует из материалов дела, инспекцией 25.09.2007 проведена проверка соблюдения обществом положений Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон) при осуществлении деятельности, связанной с использованием принадлежащего обществу терминала по приему денежных платежей, находящегося в крытом торговом комплексе рынка "Северный", расположенном по адресу: Челябинская область, г. Челябинск, ул. Черкасская, д. 26.
В ходе проверки инспекцией установлено, что при расчете за услуги сотовой связи (пополнении лицевого счета абонента мобильной связи) с использованием указанного терминала наличные денежные средства в сумме 50 руб. приняты обществом без применения контрольно-кассовой техники (далее - ККТ) ввиду ее отсутствия. При этом терминал выдал квитанцию (чек), в которой отсутствовали следующие сведения: заводской номер ККТ, порядковый номер чека, индивидуальный идентификационный номер налогоплательщика, признаки фискального режима. Данные обстоятельства отражены в акте проверки от 25.09.2007 N 1975.
По результатам проверки административным органом в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении N 1975 от 16.10.2007 и вынесено постановление от 29.10.2007 N 375 о привлечении его к административной ответственности, предусмотренной ст. 14.5 Кодекса, в виде взыскания штрафа в сумме 30000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из наличия в действиях общества состава вменяемого ему административного правонарушения.
Выводы судов являются ошибочными в связи со следующим.
В силу ст. 14.5 Кодекса административная ответственность наступает за продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин.
Согласно ст. 1 Закона под контрольно-кассовой техникой понимаются контрольно-кассовые машины, оснащенные фискальной памятью, электронно-вычислительные машины, в том числе персональные, программно-технические комплексы.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в п. 2 Постановления от 31.07.2003 N 16 "О некоторых вопросах практики применения административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за неприменение контрольно-кассовых машин" разъяснил, что в случае использования организацией или индивидуальным предпринимателем вместо контрольно-кассовых машин иных указанных в Законе видов ККТ названные лица не могут быть привлечены к ответственности за неприменение контрольно-кассовых машин.
Кроме того, операции по приему денежных средств через терминалы не подпадают под виды деятельности, образующие объективную сторону состава правонарушения, предусмотренного ст. 14.5 Кодекса.
Правильность такой позиции следует из постановлений Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.01.2008 N 11301/07 и N 13007/07.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что общество осуществляло деятельность по приему денежных средств в оплату услуг мобильной связи посредством спорного оборудования (терминала).
В связи с этим действия общества не образуют состав вменяемого ему административного правонарушения, следовательно, отсутствуют основания для привлечения общества к административной ответственности, предусмотренной ст. 14.5 Кодекса.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты не могут являться законными и обоснованными и на основании ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отмене.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, судами установлены, однако нормы материального права применены ими неправильно, суд кассационной инстанции в силу п. 2 ч. 1 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт о признании постановления инспекции незаконным.
С учетом вышеизложенного обжалуемые судебные акты подлежат отмене с вынесением по делу нового судебного решения об удовлетворении заявленных обществом требований.
Руководствуясь ст. 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 20.11.2007 по делу N А76-24956/07 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2007 по тому же делу отменить.
Заявление закрытого акционерного общества "Эдельвейс" удовлетворить.
Признать незаконным и отменить постановление Инспекции Федеральной налоговой службы по Курчатовскому району г. Челябинска от 29.10.2007 N 375 о привлечении закрытого акционерного общества "Эдельвейс" к административной ответственности, предусмотренной ст. 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в сумме 30000 руб.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в п. 2 Постановления от 31.07.2003 N 16 "О некоторых вопросах практики применения административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за неприменение контрольно-кассовых машин" разъяснил, что в случае использования организацией или индивидуальным предпринимателем вместо контрольно-кассовых машин иных указанных в Законе видов ККТ названные лица не могут быть привлечены к ответственности за неприменение контрольно-кассовых машин.
Кроме того, операции по приему денежных средств через терминалы не подпадают под виды деятельности, образующие объективную сторону состава правонарушения, предусмотренного ст. 14.5 Кодекса.
Правильность такой позиции следует из постановлений Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.01.2008 N 11301/07 и N 13007/07.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что общество осуществляло деятельность по приему денежных средств в оплату услуг мобильной связи посредством спорного оборудования (терминала).
В связи с этим действия общества не образуют состав вменяемого ему административного правонарушения, следовательно, отсутствуют основания для привлечения общества к административной ответственности, предусмотренной ст. 14.5 Кодекса."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 24 марта 2008 г. N Ф09-1816/08-С1
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника