Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 15 апреля 2008 г. N Ф09-2360/08-С6
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 21 февраля 2008 г. N Ф09-94/08-С6
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения 201 квартирно-эксплуатационная часть района Министерства обороны Российской Федерации (далее - 201 квартирно-эксплуатационная часть) на постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2007 (резолютивная часть от 12.12.2007) по делу N А47-4830/2006 Арбитражного суда Оренбургской области.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, их представители в судебное заседание не явились.
Комитет по управлению имуществом г. Оренбурга (далее - Комитет по управлению имуществом) обратился в Арбитражный суд Оренбургской области к 201 квартирно-эксплуатационной части с иском об истребовании из чужого незаконного владения нежилых помещений по адресу: г. Оренбург, ул. Челюскинцев, 17, а именно: помещения N 2, комнат N 1-21 общей площадью 446,6 кв.м, расположенных на 1-м этаже трехэтажного здания (литеры Е9, Е10), а также одноэтажного здания (литеры Е6, Е7, Е8).
В соответствии со ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены муниципальное общеобразовательное учреждение "Общеобразовательная школа-интернат с первоначальной летной подготовкой" (далее - школа-интернат), Министерство обороны Российской Федерации, Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Московской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Оренбургской области, Министерство природных ресурсов, земельных и имущественных отношений Оренбургской области, войсковая часть 18380.
Решением арбитражного суда от 02.11.2007 (резолютивная часть от 26.10.2006) исковые требования удовлетворены, на 201 квартирно-эксплуатационную часть г. Клина Московской области возложена обязанность в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу передать Комитету по управлению имуществом по акту приема-передачи помещения, расположенные по адресу: г. Оренбург, ул. Челюскинцев, 17: помещение N 2, комнаты N 1-21 общей площадью 446,6 кв.м, расположенные на 1-м этаже трехэтажного здания (литеры Е9, Е10), и одноэтажное здание общей площадью 185,5 кв.м (литеры Е6, Е7, Е8).
Определением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.04.2007 производство по делу было приостановлено до разрешения спора по делу N А47-2043/2007 (т. 2, л.д. 105, 106).
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2007 (резолютивная часть от 12.12.2007) решение суда изменено в части площади истребуемого одноэтажного здания (литеры Е6, Е7, Е8). Суд апелляционной инстанции указал, что в решении суда общая площадь одноэтажного здания (литеры Е6, Е7, Е8) указана 185,5 кв.м, в то время как площадь данного здания составляет 875,3 кв.м, а также подвальное помещение 185,5 кв.м, в связи с чем обязал государственное учреждение 201 квартирно-эксплуатационную часть г. Клина Московской области передать помещения, расположенные по адресу: г. Оренбург, ул. Челюскинцев, 17: помещение N 2, комнаты N 1-21 общей площадью 446,6 кв.м, расположенные на 1-м этаже трехэтажного здания (литеры Е9, Е10), и одноэтажное здание (литеры Е6, Е7, Е8) общей площадью 875,3 кв.м и подвальное помещение указанного здания общей площадью 185,5 кв.м Комитету по управлению имуществом г. Оренбурга в 10-дневный срок с момента вступления решения суда в законную силу.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, 201 квартирно-эксплуатационная часть просит постановление суда отменить, в удовлетворении исковых требований отказать, ссылаясь на нарушение судом положений ст. 71 Конституции Российской Федерации, п. 12 ст. 1 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне", необоснованное неприменение судом положений постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1, распоряжения Президента Российской Федерации от 18.03.1992 N 114-рп, нарушение положений ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения спора, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам. По мнению заявителя кассационной жалобы, спорное имущество в силу прямого указания закона отнесено к федеральной собственности, в силу чего у органов местного самоуправления отсутствовали правовые основания для включения данного имущества в реестр муниципальной собственности. Кроме того, 201 квартирно-эксплуатационная часть указывает на отсутствие актов приема-передачи спорного имущества в муниципальную собственность.
Как установлено судами, во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 04.12.1995 N 1675-р "О создании кадетского корпуса" 16.04.1996 заключено соглашение между командованием ВТА и ВВС, с одной стороны, и администрациями Оренбургской области и города Оренбурга - с другой стороны, по вопросу предоставления служебных помещений для размещения кадетского корпуса на базе существующих зданий и сооружений войсковой части 06937 в г. Оренбурге, по ул. Челюскинцев, 17 (т. 1, л.д. 74).
Вышеуказанным соглашением, согласованным с главнокомандующим ВВС Российской Федерации, предусматривалось в срок до 01.01.1998 полностью освободить здания и сооружения по ул. Челюскинцев, 17. Со стороны администрации Оренбургской области и администрации города Оренбурга также предусматривались обязательства, в частности, по строительству КДП, предоставлению жилья военнослужащим, финансировании строительства АБК.
Соглашением от декабря 1998, заключенным между командованием ВТА и ВВС и администрациями Оренбургской области и города Оренбурга, было уточнено ранее достигнутое соглашение от 16.04.1996 о поэтапной передаче отдельных объектов недвижимости военного городка N 26 от Министерства обороны Российской Федерации в муниципальную собственность г. Оренбурга при соблюдении определенных условий с обеих сторон, которые оговорены данным соглашением (т. 1, л.д.75).
Главнокомандующим ВВС генералом Армии А. Корнуковым 25.10.2001 был утвержден Перечень объектов, передаваемых в муниципальную собственность города Оренбурга, расположенных по ул. Челюскинцев, 17 (т. 1, л.д. 100).
В письме от 31.01.2002 N 147/3/1/20081, адресованном заместителю Министра имущественных отношений Российской Федерации, заместитель Министра Минобороны Российской Федерации сообщил, что в результате организационно-штатных мероприятий в Военно-воздушных силах с декабря 1998 высвобождены и не используются в интересах Минобороны России здания и сооружения военного городка N 26 (г. Оренбург, ул. Челюскинцев, 17). В указанном письме содержится указание на то, что администрация г. Оренбурга все свои обязательства выполнила, а также просьба заместителя Министра Минобороны Российской Федерации поддержать решение Минобороны России и администрации г. Оренбурга о передаче фондов военного городка в муниципальную собственность (т. 1, л.д. 94).
Постановлением Законодательного Собрания Оренбургской области от 21.08.2002 N 201 утвержден Перечень объектов социально-культурного и коммунального назначения 201 КЭЧ района Минобороны, передаваемых в государственную собственность Оренбургской области, куда вошли учебные корпуса и остальные объекты, расположенные по ул. Челюскинцев, 17 (т. 1, л.д. 103, 104).
Постановлением Законодательного Собрания Оренбургской области от 25.12.2002 N 467 указанные объекты были приняты в государственную собственность Оренбургской области (т. 1, л.д. 106, 107).
Постановлением администрации Оренбургской области от 13.10.03 N 185-п данные объекты недвижимости были переданы в муниципальную собственность г. Оренбурга (т. 1, л.д. 109). Распоряжением главы города Оренбурга от 10.11.2003 N 5113-р объекты приняты в муниципальную собственность (т. 1, л.д. 110).
Распоряжением от 17.02.2005 N 290 Комитет по управлению имуществом передал находящиеся в муниципальной собственности по ул. Челюскинцев, 17 здания и сооружения школе-интернату на праве оперативного управления для использования в целях, предусмотренных уставом (т. 1, л.д. 10).
Территориальное управление указало, что указанный спор не затрагивает его интересы, поскольку спорные помещения переданы в муниципальную собственность в порядке, предусмотренном Распоряжением Президента Российской Федерации от 18.03.1992 N 114-рп, право собственности муниципального образования зарегистрировано в установленном порядке (т. 2, л.д.1).
Поскольку часть помещений, расположенных по адресу: г. Оренбург, ул. Челюскинцев, 17 (помещения N 2, комнаты N 1-21 общей площадью 446,6 кв.м, расположенные на 1-м этаже трехэтажного здания (литеры Е9, Е10), и одноэтажное здание общей площадью 875,3 кв.м, подвальное помещение площадью 185,5 кв.м (литеры Е6, Е7, Е8), были заняты войсковой частью 95846 Минобороны Российской Федерации, Комитет по управлению имуществом, полагая, что тем самым чинятся препятствия в пользовании данными помещениями школе-интернату, обратился в Арбитражный суд Оренбургской области с соответствующим иском.
Удовлетворяя требования истца, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что спорное имущество является муниципальной собственностью г. Оренбурга, поэтому требования Комитета по управлению имуществом об истребовании имущества из чужого незаконного владения соответствуют положениям ст. 12, 301 Гражданского кодекса Российской Федерации и являются обоснованными.
Суд кассационной инстанции считает, что оснований для отмены постановления суда апелляционной инстанции и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Согласно ст. 301 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
Материалами дела подтверждается, что за муниципальным образованием "Город Оренбург Оренбургской области" Учреждением юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Оренбургской области 27.11.2003 зарегистрировано право собственности на спорные объекты, о чем выданы свидетельства о государственной регистрации права серии 56-00 N 660806 и N 660790 (т. 1, л.д. 6, 7).
Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Доказательств того, что право собственности муниципального образования оспорено ответчиком и в установленном порядке признано недействительным, в материалах дела не имеется.
Кроме того, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Оренбургской области от 13.06.2007 по делу N А47-2043/2007 Военному прокурору Приволжско-Уральского военного округа было отказано в удовлетворении требований о признании недействительным постановления Законодательного Собрания Оренбургской области от 25.12.2002 N 467 "О принятии в государственную собственность Оренбургской области объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения 201 Клинской КЭЧ района", заявленных в интересах Федерального агентства по управлению Федеральным имуществом Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, с учетом того, что использование ответчиком спорных нежилых помещений подтверждается имеющимися в материалах дела актами обследования от 01.06.2006 (т. 1, л.д. 114, 115), суды первой и апелляционной инстанции пришли к правильному выводу об обоснованности заявленных Комитетом по управлению имуществом требований.
Кроме того, суд апелляционной инстанции правомерно изменил решение суда в части площади истребуемого одноэтажного здания (литеры Е6, Е7, Е8), поскольку материалами дела подтверждается, что площадь данного помещения составляет 875 кв.м, а площадь подвального помещения указанного здания составляет 185,5 кв.м (т. 1, л.д. 127, 128).
Такие же сведения о площади одноэтажного здания (литеры Е6, Е7, Е8) и подвального помещения данного здания указаны в заявлении школы-интерната об уточнении индивидуальных признаков истребуемого имущества (т. 1, л.д. 170).
Таким образом, заявленные Комитетом по управлению имуществом требования об изъятии спорного имущества из чужого незаконного владения правомерно удовлетворены.
Доводы 201 квартирно-эксплуатационной части о принадлежности спорного имущества Российской Федерации, а также об отсутствии акта приема-передачи спорного имущества муниципальному образованию судом кассационной инстанции отклоняются на основании вышеизложенного.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2007 (резолютивная часть от 12.12.2007) по делу N А47-4830/2006 Арбитражного суда Оренбургской области оставить без изменения, кассационную жалобу государственного учреждения 201 квартирно-эксплуатационная часть района Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
...
Доказательств того, что право собственности муниципального образования оспорено ответчиком и в установленном порядке признано недействительным, в материалах дела не имеется.
Кроме того, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Оренбургской области от 13.06.2007 по делу N А47-2043/2007 Военному прокурору Приволжско-Уральского военного округа было отказано в удовлетворении требований о признании недействительным постановления Законодательного Собрания Оренбургской области от 25.12.2002 N 467 "О принятии в государственную собственность Оренбургской области объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения 201 Клинской КЭЧ района", заявленных в интересах Федерального агентства по управлению Федеральным имуществом Российской Федерации."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 15 апреля 2008 г. N Ф09-2360/08-С6
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника