Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 21 апреля 2008 г. N Ф09-2586/08-С1
Определением Высшего Арбитражного Суда РФ от 30 июля 2008 г. N 9328/08 отказано в передаче настоящего постановления в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Челябинска (далее - инспекция, административный орган) на постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2007 по делу N А76-23262/07 Арбитражного суда Челябинской области.
В судебном заседании приняли участие представители:
инспекции - Иванова Е.С. (доверенность от 07.07.2007);
общества с ограниченной ответственностью "Дизайн-Кафе" (далее - общество) - Овсянин Е.А. (доверенность от 09.01.2008 N 05-07/117).
Общество обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления административного органа от 20.09.2007 N 110 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс).
Решением суда 06.11.2007 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого апелляционного арбитражного суда от 14.12.2007 решение суда отменено. Указанное постановление административного органа признано незаконным и отменено.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных обществом требований, ссылаясь на несоответствие выводов апелляционного суда фактическим обстоятельствам дела. Инспекция полагает, что ею был соблюден порядок привлечения общества к административной ответственности за вменяемое административное правонарушение.
Как следует из материалов дела, 07.08.2007 инспекцией проведена проверка выполнения обществом требований законодательства в сфере оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции в принадлежащем обществу ресторане, расположенном по адресу: Челябинская область, г. Челябинск, ул. С. Кривой, д. 69а.
В ходе проверки инспекцией установлено, что в указанном ресторане осуществлялась розничная продажа алкогольной продукции без оформленных надлежащим образом товарно-сопроводительных документов, а именно: на водку "Русский стандарт Платинум" отсутствовала справка к товарно-транспортной накладной (раздел Б), а также отсутствовала ее копия, заверенная надлежащим образом; на водку "Финляндия Крэнберри", вермут "Мартини Бьянко" отсутствовали справки к грузовым таможенным декларациям (раздел Б), а также отсутствовали их копии, заверенные надлежащим образом. Кроме того, не был указан в прейскуранте на алкогольную продукцию объем вермута "Мартини Бьянко" в потребительской таре и цена за весь объем этой алкогольной продукции в потребительской таре. Данные обстоятельства зафиксированы в акте проверки от 07.08.2007 N 05-000146-06.
По результатам проверки инспекцией в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении от 06.09.2007 N 105 и вынесено постановление от 20.09.2007 N 110 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.16 Кодекса.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из наличия в действиях общества состава вменяемого ему административного правонарушения и отсутствия нарушений инспекцией порядка привлечения общества к административной ответственности.
Суд апелляционной инстанции, придя к выводу о наличии нарушений инспекцией порядка привлечения общества к административной ответственности, отменил решение суда первой инстанции и удовлетворил заявленные обществом требования.
Вывод суда первой инстанции является правильным исходя из следующего.
Частью 3 ст. 14.16 Кодекса установлена административная ответственность за нарушение иных (кроме указанных в ч. 1 и 2 названной статьи) правил розничной торговли алкогольной и спиртосодержащей продукции. Порядок осуществления розничной торговли спорной продукцией в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2006 N 80 регламентирован Правилами продажи отдельных видов товаров, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55 (далее - Правила).
В силу ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Закон) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещается розничная продажа алкогольной продукции без сопроводительных документов, предусмотренных ст. 10.2 Закона.
В соответствии с п. 141 Правил в организациях общественного питания в прейскурантах на алкогольную продукцию указываются наименование алкогольной продукции, объем алкогольной продукции в потребительской таре, цена за весь объем алкогольной продукции в потребительской таре, а также за 0,1 л или 0,05 л.
Судами установлено, материалами дела подтверждается и обществом не оспаривается, что в прейскуранте ресторана, принадлежащего обществу, не были указаны объем алкогольной продукции (вермута "Мартини Бьянко") в потребительской таре, цена за весь объем этой алкогольной продукции в потребительской таре. Кроме того, на момент проверки в торговой точке общества отсутствовал ряд сопроводительных документов на реализуемую алкогольную продукцию.
В связи с этим суды пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях общества состава вменяемого ему административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 14.16 Кодекса.
Вместе с тем в силу ст. 1.6 Кодекса привлечение к административной ответственности возможно только на основаниях и в порядке, предусмотренном законом.
Из смысла и содержания ст. 28.2 Кодекса следует, что административный орган обязан предоставить привлекаемому к административной ответственности лицу возможность реализовать гарантии защиты, предусмотренные данной статьей Кодекса. В случае неизвещения административным органом лица, привлекаемого к административной ответственности, о факте, месте и времени составления протокола об административном правонарушении названный протокол не может быть составлен в отсутствие этого лица, поскольку это свидетельствует о нарушении предоставленных последнему Кодексом гарантий защиты.
В силу ч. 2 ст. 25.1 Кодекса дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела (уведомление инспекции о времени и месте составления протокола - л.д. 42, почтовое уведомление - л.д. 43, протокол об административном правонарушении от 06.09.2007 N 105 - л.д. 44, протокол судебного заседания от 06.11.2007 - л.д. 140-141) подтверждается, что общество было уведомлено надлежащим образом о дате и времени составления протокола об административном правонарушении. При составлении указанного протокола участвовал представитель общества - Кузнецова И.В., действовавшая на основании доверенности от 20.08.2007, в соответствии с которой у представителя общества имелись полномочия на участие в рассмотрении дел об административных правонарушениях в государственных учреждениях г. Челябинска, в том числе и в рассмотрении дела по настоящему административному правонарушению.
Судом первой инстанции также верно указано на то, что наличие в материалах дела доверенности от 20.08.2007, выданной Кузнецовой И.В. на право участия в делах об административных правонарушениях и подписанной директором общества Шибаевым С.А., свидетельствует о волеизъявлении законного представителя юридического лица (директора) делегировать свои полномочия Кузнецовой И.В., направив ее в налоговый орган для участия в рассмотрении настоящего дела об административном правонарушении.
При таких обстоятельствах, с учетом п. 24 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10, судом первой инстанции правильно установлено то обстоятельство, что административным органом были приняты необходимые и достаточные меры для извещения общества, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.
В связи с этим суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии нарушений инспекцией порядка привлечения общества к административной ответственности.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении требований общества о признании незаконным и отмене оспариваемого постановления административного органа.
С учетом изложенного постановление суда апелляционной инстанции подлежит отмене, решение суда первой инстанции следует оставить в силе.
Руководствуясь ст. 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2007 по делу N А76-23262/07 Арбитражного суда Челябинской области отменить.
Оставить в силе решение Арбитражного суда Челябинской области от 06.11.2007 по тому же делу.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу ч. 2 ст. 25.1 Кодекса дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
...
Судом первой инстанции также верно указано на то, что наличие в материалах дела доверенности от 20.08.2007, выданной Кузнецовой И.В. на право участия в делах об административных правонарушениях и подписанной директором общества Шибаевым С.А., свидетельствует о волеизъявлении законного представителя юридического лица (директора) делегировать свои полномочия Кузнецовой И.В., направив ее в налоговый орган для участия в рассмотрении настоящего дела об административном правонарушении.
При таких обстоятельствах, с учетом п. 24 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10, судом первой инстанции правильно установлено то обстоятельство, что административным органом были приняты необходимые и достаточные меры для извещения общества, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 21 апреля 2008 г. N Ф09-2586/08-С1
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника