Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 30 апреля 2008 г. N Ф09-2907/08-С1
Определением Высшего Арбитражного Суда РФ от 10 июля 2008 г. N 8639/08 отказано в передаче настоящего постановления в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании жалобу Управления Федеральной миграционной службы по Свердловской области (далее - управление) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 06.03.2008 по делу N А60-1648/08.
В судебном заседании приняли участие представители:
управления - Чудаков В.В. (доверенность от 05.02.2008 N 1/251);
индивидуального предпринимателя Румянцевой Светланы Леонидовны (далее - предприниматель) - Горшечников К.И. (доверенность от 30.01.2008).
Предприниматель обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления управления от 22.01.2008 N 045623/61 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс).
Решением суда от 06.03.2008 (резолютивная часть от 05.03.2008) заявленные требования удовлетворены.
В порядке апелляционного производства решение суда не обжаловалось.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, управление просит указанный судебный акт отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований предпринимателя, ссылаясь на неправильное применение судом положений ст. 1.2, ч. 3 ст. 18.15, п. 9 ст. 13.1, п. 1, 2 ст. 18.1 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон о правовом положении иностранных граждан).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду статья 1.2, часть 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
Как следует из материалов дела, 22.01.2008 управлением проведена внеплановая проверка в кафе "На задворках", расположенном по адресу: г. Екатеринбург, ул. Студенческая, д. 88, по вопросу соблюдения предпринимателем Закона о правовом положении иностранных граждан.
В ходе проверки управлением установлен факт привлечения предпринимателем к трудовой деятельности на территории Российской Федерации (далее - РФ) иностранного гражданина: на должность повара привлечена гражданка Таджикистана - Ходжиева Мохира Икромовна без уведомления территориального органа исполнительной власти по контролю и надзору в сфере миграции о привлечении к трудовой деятельности в РФ иностранного гражданина.
По итогам проверки управлением составлены рапорт от 22.01.2008, протокол об административном правонарушении от 22.01.2008 N 045623 и вынесено постановление о привлечении предпринимателя к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 18.15 Кодекса, в виде взыскания штрафа в сумме 400000 руб.
Считая привлечение к административной ответственности незаконным, предприниматель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из отсутствия события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 18.15 Кодекса, поскольку фактически предпринимателем было направлено уведомление о привлечении к трудовой деятельности иностранного гражданина, хотя это было сделано с нарушением срока.
Вывод суда является ошибочным.
Согласно ч. 3 ст. 18.15 Кодекса неуведомление территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, органа исполнительной власти, ведающего вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации, или налогового органа о привлечении к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом, влечет наложение административного штрафа.
В соответствии с п. 9 ст. 13.1 Закона о правовом положении иностранных граждан работодатели или заказчики работ (услуг) вправе привлекать и использовать для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и имеющих разрешение на работу, без получения разрешения на привлечение и использование иностранных работников, но с обязательным уведомлением о таких привлечении и использовании территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции и органа исполнительной власти, ведающего вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации. Форма и порядок подачи указанного уведомления устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу п. 2, 5 Правил подачи уведомления о привлечении и использовании для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем визы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2006 N 798 (действовавших в период привлечения предпринимателя к административной ответственности, далее - Правила), работодатель и (или) заказчик работ (услуг), заключившие трудовой и (или) гражданско-правовой договор с иностранным гражданином, прибывшим в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, обязаны в срок, не превышающий 10 дней с даты его заключения, уведомить территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции и орган исполнительной власти, ведающий вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации, о привлечении и использовании для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы.
Уведомление представляется работодателем и (или) заказчиком работ (услуг) непосредственно или по почте заказным письмом в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции и в орган исполнительной власти, ведающий вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации, на территории которого иностранному гражданину, прибывшему в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, выдано разрешение на работу.
При рассмотрении дела суд первой инстанции установил, что фактически предпринимателем, хотя и с нарушением срока, но были представлены сведения в уполномоченный орган о привлечении к трудовой деятельности в РФ иностранного гражданина, и с учетом изложенного, а также того, что в диспозиции ч. 3 ст. 18.15 Кодекса не определено в качестве административного правонарушения неправомерное поведение лица, выражающееся в нарушении срока уведомления уполномоченного органа об указанных обстоятельствах, суд пришел к выводу об отсутствии события правонарушения.
Однако исходя из содержания ч. 3 ст. 18.15 Кодекса данная норма является бланкетной и предусматривает обязанность лица уведомить уполномоченный орган о привлечении к трудовой деятельности в РФ иностранца, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом. Следовательно, объективная сторона правонарушения определяется также иными нормативно-правовыми актами, которые подлежали применению в обязательном порядке и должны учитываться судом в их взаимосвязи.
Обязательность уведомления уполномоченного органа исполнительной власти, ведающего вопросами занятости населения, о привлечении для осуществления трудовой деятельности в РФ иностранных граждан предусмотрена п. 9 ст. 13.1 Закона о правовом положении иностранных граждан. В то же время данная правовая норма также носит бланкетный характер и указывает на то, что форма и порядок подачи указанного уведомления устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с изложенным Правительством РФ утверждены Правила, п. 2 которых установлен обязательный для соблюдения десятидневный срок подачи названного уведомления с момента заключения трудового (гражданско-правового) договора в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции и орган исполнительной власти, ведающий вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Поскольку срок предоставления указанного уведомления нормативно установлен, то правонарушение будет считаться оконченным в момент неисполнения обязанности в установленный срок. Дальнейшие действия, направленные на исполнение обязанности, могут быть учтены в качестве смягчающих обстоятельств, но не обстоятельств, исключающих административную ответственность.
Данное обстоятельство судом не учитывалось, в связи с чем привело к недостаточно обоснованному решению.
Следовательно, вывод суда об отсутствии события административного правонарушения в связи с тем, что Кодексом не предусмотрен срок исполнения обязанности по уведомлению уполномоченного органа о привлечении иностранца к трудовой деятельности в РФ, является неправильным, поскольку обязанность предпринимателя уведомить управление о данных обстоятельствах в течение 10 дней с момента заключения трудового или гражданско-правового договора предусмотрена Правилами.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит отмене с вынесением по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь ст. 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 06.03.2008 по делу N А60-1648/08 отменить.
В удовлетворении заявления индивидуального предпринимателя Румянцевой Светланы Леонидовны о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной миграционной службы по Свердловской области от 22.01.2008 N 045623/61 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде взыскания штрафа в сумме 400000 рублей отказать.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Поскольку срок предоставления указанного уведомления нормативно установлен, то правонарушение будет считаться оконченным в момент неисполнения обязанности в установленный срок. Дальнейшие действия, направленные на исполнение обязанности, могут быть учтены в качестве смягчающих обстоятельств, но не обстоятельств, исключающих административную ответственность.
Данное обстоятельство судом не учитывалось, в связи с чем привело к недостаточно обоснованному решению.
Следовательно, вывод суда об отсутствии события административного правонарушения в связи с тем, что Кодексом не предусмотрен срок исполнения обязанности по уведомлению уполномоченного органа о привлечении иностранца к трудовой деятельности в РФ, является неправильным, поскольку обязанность предпринимателя уведомить управление о данных обстоятельствах в течение 10 дней с момента заключения трудового или гражданско-правового договора предусмотрена Правилами.
...
В удовлетворении заявления индивидуального предпринимателя Румянцевой Светланы Леонидовны о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной миграционной службы по Свердловской области от 22.01.2008 N 045623/61 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде взыскания штрафа в сумме 400000 рублей отказать."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 30 апреля 2008 г. N Ф09-2907/08-С1
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника