Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 14 мая 2008 г. N Ф09-3417/08-С1
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Челябинска на решение Арбитражного суда Челябинской области от 15.11.2007 по делу N А76-23374/07 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2008 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Общество с ограниченной ответственностью "Дар" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления инспекции от 02.07.2007 N 311 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс).
Решением суда 15.11.2007 заявленные обществом требования удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2008 решение суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит обжалуемые судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неполное выяснение судами обстоятельств дела, имеющих значение для разрешения настоящего спора, поскольку, по мнению заявителя, им не были допущены существенные нарушения порядка привлечения общества к административной ответственности.
Как следует из материалов дела, 18.05.2007 инспекцией проведена проверка выполнения обществом требований законодательства в сфере оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции в принадлежащем обществу магазине "Продукты", расположенном по адресу: г. Челябинск, ул. Энергетиков, д. 6.
В ходе проверки инспекцией установлено, что в названном магазине осуществлялась розничная продажа алкогольной продукции - водки "Чарка экстра", емк. 0,5 л, дата розлива 21.11.2005, при отсутствии товарно-транспортной накладной (далее - ТТН), справки (раздел "А") к ТТН и сертификата соответствия на указанную продукцию. Данные обстоятельства отражены в акте проверки от 18.05.2007 N 66.
По результатам проверки инспекцией составлен протокол об административном правонарушении от 25.06.2007 N 311 и вынесено постановление от 02.07.2007 N 311 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.16 Кодекса, в виде взыскания штрафа в сумме 30000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные обществом требования, суды исходили из недоказанности инспекцией состава вменяемого обществу административного правонарушения и наличия процессуальных нарушений при привлечении общества к административной ответственности.
Выводы судов о нарушении инспекцией порядка привлечения общества к административной ответственности являются правильными.
Часть 2 ст. 25.1, ст. 28.2 Кодекса регламентируют порядок рассмотрения административным органом дел об административных правонарушениях и составление протокола об административном правонарушении, при этом по смыслу указанных статей Кодекса административный орган обязан представить лицу, привлекаемому к административной ответственности, возможность реализовать гарантии защиты, предусмотренные названными статьями.
В силу правовой позиции, высказанной в п. 24 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными ст. 28.2 Кодекса.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что инспекцией не представлено доказательств получения обществом уведомления (письмо от 14.06.2007 N 13-32/7050), содержащего информацию о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, назначенного на 25.06.2007.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильным выводам о том, что при привлечении общества к административной ответственности были существенно нарушены права данного лица и процессуальные гарантии, предоставленные ст. 25.1, 28.2 Кодекса, что влечет отмену обжалуемого постановления.
Вместе с тем выводы судов о недоказанности инспекцией обстоятельств, свидетельствующих о совершении обществом вменяемого ему административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.16 Кодекса, также являются правильными, поскольку алкогольная продукция - водка "Чарка Экстра" была выставлена обществом на витрину магазина "Продукты" и соответственно была фактически предложена к продаже и могла быть реализована потенциальным покупателям. Указанные обстоятельства обществом не оспариваются.
Доказательств того, что данная продукция использовалась как образец, общество в материалы дела и суду не представило.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что на водку "Чарка Экстра" отсутствовали сопроводительные документы, а именно товарно-транспортная накладная (далее - ТТН), справка к ТТН (раздел "А"), а также сертификат соответствия.
Совокупность представленных в материалы дела доказательств свидетельствуют о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 14.16 Кодекса.
При таких обстоятельствах, поскольку инспекцией действия общества неверно квалифицированы по ч. 3 ст. 14.16 Кодекса, а также инспекцией был существенно нарушен порядок привлечения общества к административной ответственности, суды пришли к обоснованному выводу о наличии правовых оснований для признания оспариваемого постановления инспекции от 02.07.2007 N 311 незаконным и его отмены.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 15.11.2007 по делу N А76-23374/07 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2008 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Челябинска - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судами установлено и материалами дела подтверждается, что инспекцией не представлено доказательств получения обществом уведомления (письмо от 14.06.2007 N 13-32/7050), содержащего информацию о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, назначенного на 25.06.2007.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильным выводам о том, что при привлечении общества к административной ответственности были существенно нарушены права данного лица и процессуальные гарантии, предоставленные ст. 25.1, 28.2 Кодекса, что влечет отмену обжалуемого постановления.
Вместе с тем выводы судов о недоказанности инспекцией обстоятельств, свидетельствующих о совершении обществом вменяемого ему административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.16 Кодекса, также являются правильными, поскольку алкогольная продукция - водка "Чарка Экстра" была выставлена обществом на витрину магазина "Продукты" и соответственно была фактически предложена к продаже и могла быть реализована потенциальным покупателям. Указанные обстоятельства обществом не оспариваются.
...
Совокупность представленных в материалы дела доказательств свидетельствуют о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 14.16 Кодекса.
При таких обстоятельствах, поскольку инспекцией действия общества неверно квалифицированы по ч. 3 ст. 14.16 Кодекса, а также инспекцией был существенно нарушен порядок привлечения общества к административной ответственности, суды пришли к обоснованному выводу о наличии правовых оснований для признания оспариваемого постановления инспекции от 02.07.2007 N 311 незаконным и его отмены."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 14 мая 2008 г. N Ф09-3417/08-С1
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника