Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 19 мая 2008 г. N Ф09-3453/08-С1
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Свердловской области (далее - инспекция, административный орган) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 07.02.2007 по делу N А60-275/08.
В судебном заседании приняли участие представители:
- инспекции - Андросенко М.Ю. (доверенность от 08.02.2008 N 05-13/3158);
- некоммерческой организации "Фонд по обеспечению безопасности при совершении сделок с недвижимостью "Гарантия и порядок" (далее - организация) - Бучин С.Р. ( решение учредителей от 06.12.2000).
Организация обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления инспекции от 19.12.2007 N 329 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ст. 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс).
Решением суда от 07.02.2007 заявленные требования удовлетворены.
В порядке апелляционного производства решение суда не обжаловалось.
В кассационной жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на необоснованное применение судом ст. 2.9 Кодекса.
Как следует из материалов дела, 30.11.2007 инспекцией проведена проверка организации по соблюдению законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных и (или) расчетов с использованием платежных карт, в принадлежащем организации помещении (офисе N 101), находящемся в здании администрации Ленинского района г. Нижнего Тагила, расположенной по адресу: Свердловская область, г. Нижний Тагил, ул. Горошникова, д. 56.
В ходе указанной проверки было установлено, что организацией оказана услуга по ксерокопированию четырех листов (по цене 2 руб. за один лист) на общую сумму 8 руб. без применения контрольно-кассовой техники (далее - ККТ) и бланков строгой отчетности. Данные обстоятельства были отражены в акте проверки от 30.11.2007 N 0001255.
По результатам проверки инспекцией составлен протокол об административном правонарушении от 05.12.2007 N 819 и вынесено постановление от 19.12.2007 N 329 о привлечении организации к административной ответственности, предусмотренной ст. 14.5 Кодекса.
Считая постановление инспекции незаконным, организация обратилась в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из наличия в действиях организации состава вменяемого административного правонарушения, однако с учетом малозначительности данного правонарушения признал незаконным и отменил оспариваемое постановление инспекции.
Выводы суда являются правильными, основаны на материалах дела и соответствуют действующему законодательству.
В силу ст. 14.5 Кодекса продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, при отсутствии установленной информации об изготовителе или о продавце либо без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин влечет наложение административного штрафа.
Пунктом 1 ст. 2 Федерального закона 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон) установлено, что контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
При этом п. 2 ст. 2 Закона установлено, что организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности.
Судом установлено, материалами дела подтверждается и организацией не оспаривается факт оказания услуг по ксерокопированию в вышеуказанном офисе без применения ККТ и выдачи бланков строгой отчетности.
В связи с этим, вывод суда о наличии в действиях организации состава вменяемого административного правонарушения обоснован.
Вместе с тем согласно ст. 2.9 Кодекса при малозначительности совершенного административного правонарушения судья может освободить лицо, совершившее правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 05.11.2003 N 349-О указал, что норма статьи 14.5 Кодекса не препятствует судам общей и арбитражной юрисдикции избирать в отношении правонарушителя меру наказания с учетом характера правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств деяния. При этом, руководствуясь положениями статьи 2.9 Кодекса, суд вправе при малозначительности административного правонарушения освободить лицо от административной ответственности.
Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 18 Постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в соответствии со ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и положениями Европейской конвенции от 20.03.1952 о разумном балансе публичного и частного интересов, суд сделал вывод о малозначительности административного правонарушения с учетом конкретных обстоятельств дела, отсутствии вредных последствий и в соответствии с конституционными принципами соразмерности и справедливости при назначении наказания.
Суд оценил характер и степень общественной опасности совершенного обществом правонарушения и пришел к выводу, что оно не содержит существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, не причинило вреда интересам граждан, общества и государства, в связи с чем расценил данное правонарушение как малозначительное и счел возможным освободить нарушителя от ответственности.
Данный вывод суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Суд кассационной инстанции в соответствии с положениями, содержащиеся в ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не находит оснований для переоценки выводов суда.
В связи с изложенным обжалуемый акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 07.02.2007 по делу N А60-275/08 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Свердловской области - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 05.11.2003 N 349-О указал, что норма статьи 14.5 Кодекса не препятствует судам общей и арбитражной юрисдикции избирать в отношении правонарушителя меру наказания с учетом характера правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств деяния. При этом, руководствуясь положениями статьи 2.9 Кодекса, суд вправе при малозначительности административного правонарушения освободить лицо от административной ответственности.
Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 18 Постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
...
решение Арбитражного суда Свердловской области от 07.02.2007 по делу N А60-275/08 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Свердловской области - без удовлетворения."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 19 мая 2008 г. N Ф09-3453/08-С1
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника