Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 29 мая 2008 г. N Ф09-7186/07-С3
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Челябинской области (далее - инспекция) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 19.11.2007 по делу N А76-2055/07 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2008 по тому же делу.
В судебном заседании принял участие представитель инспекции - Ремезова О.Б. (доверенность от 26.02.08 N 04-20-172).
Представители закрытого акционерного общества "Троицкая автоколонна 1219" (далее - общество), надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Общество обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании недействительными требования инспекции от 07.11.2006 N 16073, решений от 21.12.2006: N 2899 о взыскании налога, сбора и пени за счет денежных средств общества, N 1869 о приостановлении операций по счетам общества в банках, а также об обязании инспекции возвратить излишне взысканные пени в сумме 86906 руб. 40 коп.
Решением суда от 04.05.2007 заявленные требования удовлетворены. Производство по делу в части оспаривания требования от 07.11.2006 N 16073 прекращено в связи с отказом от заявления. Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 10.09.2007 решение суда отменено в части возврата излишне взысканной суммы пеней - 86906 руб. 40 коп. В отмененной части дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Челябинской области. В остальной части судебный акт оставлен без изменения.
Решением суда от 19.11.2007 заявленные требования удовлетворены. Суд обязал инспекцию возвратить обществу излишне взысканные пени в сумме 86906 руб. 40 коп.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2008 решение суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит указанные судебные акты отменить, в удовлетворении заявления отказать, ссылаясь на неправильное применение судами п. 1, 2 ст. 79 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Как следует из материалов дела, в связи с неисполнением обществом требования от 07.11.2006 N 16073 об уплате пеней по единому социальному налогу и взносам во внебюджетные фонды в сумме 86955 руб. 71 коп. инспекцией 21.12.2006 приняты решения N 2899 о взыскании задолженности по пеням в сумме 86906 руб. 40 коп. за счет денежных средств общества и N 1869 о приостановлении операций по счетам общества в банках. Инкассовые поручения от 21.12.2006 N 6450-6457 на списание спорной суммы банком исполнены. Полагая, что указанные ненормативные акты инспекции незаконны, общество обратилось в арбитражный суд с данным заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из неправомерности начисления и взыскания пеней на недоимку, право на взыскание которой инспекцией утрачено, и из наличия оснований для возврата спорной суммы.
Вывод суда, касающийся незаконности оспариваемых ненормативных актов, основан на материалах дела, исследованных согласно положениям ст. 65, 71, ч. 4, 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и соответствует положениям ст. 46-48, 69, 70, 75, 76 Кодекса.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что спорные пени начислены на недоимку по единому социальному налогу и взносам во внебюджетные фонды, возникшую в 2001-2002 гг., при этом сроки ее принудительного взыскания, предусмотренные ст. 46-48, 70 Кодекса, инспекцией пропущены.
При таких обстоятельствах суд обоснованно признал указанные решения инспекции недействительными.
Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 10.09.2007 решение суда в указанной части оставлено без изменения.
При новом рассмотрении дела в отмененной части суды первой и апелляционной инстанций исходили из наличия оснований для возврата обществу излишне взысканной суммы пеней.
Выводы судов основаны на материалах дела, исследованных согласно положениям ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и соответствуют закону.
В силу ст. 21, 78, 79 Кодекса налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пеней, штрафов.
В соответствии с п. 1 ст. 79 Кодекса сумма излишне взысканного налога подлежит возврату налогоплательщику. В случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, причитающимся тому же бюджету (внебюджетному фонду), возврат налогоплательщику излишне взысканной суммы производится только после зачета в счет погашения недоимки (задолженности).
Таким образом, право налогоплательщика на зачет или возврат из соответствующего бюджета излишне уплаченных либо взысканных сумм налога непосредственно связанно с наличием переплаты сумм налога в этот бюджет и отсутствием задолженности по налогам, зачисляемым в тот же бюджет. Указанные положения применяются и в отношении пеней.
Судами установлены факт излишнего взыскания спорной суммы пеней и отсутствие достоверных доказательств наличия у общества недоимки или задолженности по пеням. Представленные инспекцией справка о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 16.10.2007, акты сверки расчетов от 10.10.2007 судами таковыми не признаны, поскольку указанные документы имеют односторонний характер. Волеизъявление общества на проведение зачета отсутствует.
При таких обстоятельствах суды правомерно удовлетворили заявленные требования, обязав инспекцию возвратить обществу 86906 руб. 40 коп. излишне взысканных пеней.
Оснований для переоценки выводов суда и установления фактических обстоятельств по делу суд кассационной инстанции не имеет в силу ст. 286, ч. 2 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 19.11.2007 по делу N А76-2055/07 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2008 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Челябинской области - без удовлетворения.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Челябинской области в доход федерального бюджета государственную пошлину по кассационной жалобе в сумме 1000 руб.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судом установлено и материалами дела подтверждено, что спорные пени начислены на недоимку по единому социальному налогу и взносам во внебюджетные фонды, возникшую в 2001-2002 гг., при этом сроки ее принудительного взыскания, предусмотренные ст. 46-48, 70 Кодекса, инспекцией пропущены.
...
Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 10.09.2007 решение суда в указанной части оставлено без изменения.
...
В силу ст. 21, 78, 79 Кодекса налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пеней, штрафов.
В соответствии с п. 1 ст. 79 Кодекса сумма излишне взысканного налога подлежит возврату налогоплательщику. В случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, причитающимся тому же бюджету (внебюджетному фонду), возврат налогоплательщику излишне взысканной суммы производится только после зачета в счет погашения недоимки (задолженности)."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 29 мая 2008 г. N Ф09-7186/07-С3
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника