Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 26 мая 2008 г. N Ф09-3691/08-С1
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Оренбурга (далее - инспекция) на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 09.01.2008 по делу N А47-7477/07 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.03.2008 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Государственное (унитарное) предприятие Учреждение - ЮК - 25/4 Главного Управления исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации по Управлению исполнения наказаний Оренбургской области (далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании незаконным бездействия инспекции, выразившегося в незаконном оставлении в акте сверки от 08.06.2007 N 2914 задолженности по оплате пеней в сумме 112073 руб. 50 коп., в акте сверки от 08.06.2007 N 2915 задолженности по оплате пеней в сумме 33159 руб. 99 коп. и обязании инспекции устранить допущенные нарушения прав и законных интересов.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено государственной учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Оренбурге (далее - управление).
Решением суда от 09.01.2007 (резолютивная часть от 24.12.2007) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.03.2008 решение суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит указанные судебные акты отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права.
Инспекция считает, что акт сверки составляется для сравнения данных инспекции (лицевых счетов налогоплательщика, плательщика сборов), в результате чего выявляются расхождения с данными налогоплательщика (плательщика сборов) и устанавливается причина расхождения. В рассматриваемом случае предназначение акта сверки достигнуто, при этом выявленные расхождения не являются основанием для инспекции изменить его содержание, что соответствует положениям приказа Федеральной налоговой службы от 09.09.2005 N САЭ-3-01/444 "Об утверждении регламента организации работы с налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и налоговыми агентами".
Кроме того, отсутствует установленная законодателем обязанность инспекции совершать определенные действия по "не оставлению в акте сверки от 08.06.07 N 2914 задолженности по пени".
Как следует из материалов дела, 08.06.2007 между учреждением и инспекцией проведена совместная сверка взаимных расчетов по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование по состоянию на 01.06.2007, по результатам которой составлены акты сверки от 08.06.2007 N 2914 в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии и от 08.06.2007 N 2915 в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на накопительную часть трудовой пенсии.
Согласно акту сверки от 08.06.2007 N 2914 у учреждения имеется переплата по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в части, приходящейся на выплату трудовой пенсии, в сумме 73 руб. и задолженность по пени, начисленных за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, направленных на выплату страховой части трудовой пенсии, в сумме 112073 руб. 50 коп.
По акту сверки от 08.06.2007 N 2915 также установлена задолженность учреждения по пени, начисленных за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, направленных на выплату накопительной части трудовой пенсии, в сумме 33153 руб. 99 коп.
Учреждение обратилось в инспекцию с просьбой об исключении из названных актов задолженности по пени (письмо от 06.07.2007 N 54-13-2706), указывая на неверность их расчетов, которая оставлена без удовлетворения (письмо от 06.08.2007 N 07-33/5242).
Считая незаконным бездействие инспекции, нарушающей его права, учреждение обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суды, удовлетворяя заявленные требования, пришли к выводу о том, что учреждением правильно избран способ защиты нарушенных прав и законных интересов, при этом судами указано, что порядок начисления пени за несвоевременную уплату учреждением страховых взносов не соответствует действующему законодательству об обязательном пенсионном страховании, поскольку начисление производится по итогам отчетных периодов, а не по итогам месяца, как это было сделано инспекцией.
Выводы судов являются правильными, соответствуют установленным обстоятельствам, представленным доказательствам и закону.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон) правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом.
В соответствии с п. 1 ст. 25 Закона к компетенции налоговых органов относится осуществление контроля за правильностью исчисления и за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации применительно к страховым взносам на обязательное пенсионное страхование является Федеральная налоговая служба (Приложение N 11.1 к Федеральному закону от 15.08.1996 N 115-ФЗ "О бюджетной классификации в Российской Федерации").
В силу п. 1 ст. 23 Закона под расчетным периодом понимается календарный год. Расчетный период состоит из отчетных периодов. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года. Ежемесячно страхователь уплачивает авансовые платежи, а по итогам отчетного периода рассчитывает разницу между суммой страховых взносов, исчисленных исходя из базы для начисления страховых взносов, определяемой с начала расчетного периода, включая текущий отчетный период, и суммой авансовых платежей, уплаченных за отчетный период.
Сумма страховых взносов исчисляется и уплачивается страхователями отдельно в отношении каждой части страхового взноса и определяется как соответствующая процентная доля базы для начисления страховых взносов, устанавливаемых п. 2 ст. 10 данного Закона (п. 1 ст. 24 Закона).
В соответствии с п. 2 ст. 24 Закона ежемесячно страхователи производят исчисление суммы авансовых платежей по страховым взносам исходя из базы для начисления страховых взносов, исчисленной с начала расчетного периода, и тарифа страхового взноса, предусмотренного ст. 22 Закона. Сумма авансового платежа по страховым взносам, подлежащая уплате за текущий месяц, определяется с учетом ранее уплаченных сумм авансовых платежей. Уплата сумм авансовых платежей производится ежемесячно в срок, установленный для получения в банке средств на оплату труда за истекший месяц, или в день перечисления денежных средств на оплату труда со счетов страхователя на счета работников, но не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который начисляется авансовый платеж по страховым взносам.
Данные об исчисленных и уплаченных суммах авансовых платежей страхователь отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным, в налоговый орган по форме, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации. Разница между суммами авансовых платежей, уплаченными за отчетный (расчетный) период, и суммой страховых взносов, подлежащей уплате в соответствии с расчетом (декларацией), подлежит уплате не позднее 15 дней со дня, установленного для подачи расчета (декларации) за отчетный (расчетный) период, либо зачету в счет предстоящих платежей по страховым взносам или возврату страхователю. Сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование считается поступившей с момента зачисления ее на счет соответствующего органа Пенсионного фонда Российской Федерации.
Исполнение обязанности по уплате страховых взносов обеспечивается пенями (ст. 26 Закона).
В силу п. 4 ст. 26 Закона пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным днем уплаты страховых взносов.
Таким образом, окончательная сумма страховых взносов определяется по итогам отчетного периода, но не месяца, и, следовательно, начисление инспекцией пени исходя из сумм ежемесячных авансовых платежей является неправомерным, что соответствует правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Пленума от 26.07.2007 N 47 "О порядке исчисления суммы пеней за просрочку уплаты авансовых платежей по налогам и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование", письме Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.08.2004 N 79.
Кроме того, судами установлено и материалами дела подтверждается, что сумма пени исчислена исходя из расчетов авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование для лиц, производящих выплаты физическим лицам, складывается из сумм начислений, начиная с 2002 года. При этом факт наличия у учреждения пенеобразующей недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование учреждением в нарушение положений ст. 65, ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не доказан.
Соблюдение учреждением сроков для начисления спорных пени и предъявления их к взысканию согласно положениям ст. 46, 47, 48 Налогового кодекса Российской Федерации в материалы дела не представлено.
Поскольку при начислении пеней и их включении в акт сверки инспекцией вышеперечисленные положения действующего законодательства не соблюдены, никакие действия по заявлению плательщика страховых взносов об урегулировании спорного вопроса не предпринимаются, суды законно и обоснованно признали такие действия (бездействие) инспекции незаконными.
Доводы инспекции, содержащиеся в жалобе, судом кассационной инстанции отклоняются, поскольку направлены на переоценку доказательств, которым суды дали оценку в соответствии с требованиями, установленными ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих в силу ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изменение или отмену судебного акта, судами не допущено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 09.01.2008 по делу N А47-7477/07 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.03.2008 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Оренбурга - без удовлетворения.
Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Оренбурга в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1000 руб. по кассационной жалобе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу п. 4 ст. 26 Закона пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным днем уплаты страховых взносов.
Таким образом, окончательная сумма страховых взносов определяется по итогам отчетного периода, но не месяца, и, следовательно, начисление инспекцией пени исходя из сумм ежемесячных авансовых платежей является неправомерным, что соответствует правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Пленума от 26.07.2007 N 47 "О порядке исчисления суммы пеней за просрочку уплаты авансовых платежей по налогам и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование", письме Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.08.2004 N 79.
...
Соблюдение учреждением сроков для начисления спорных пени и предъявления их к взысканию согласно положениям ст. 46, 47, 48 Налогового кодекса Российской Федерации в материалы дела не представлено."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 26 мая 2008 г. N Ф09-3691/08-С1
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника