Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 4 июня 2008 г. N Ф09-4053/08-С1
См. также Определение Федерального арбитражного суда Уральского округа от 10 сентября 2008 г. N Ф09-4053/08-С1
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании жалобу Центрального банка Российской Федерации (Банк России) в лице Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Челябинской области (далее - банк) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 29.12.2007 по делу N А76-25753/07 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2008 по тому же делу.
В судебном заседании принял участие представитель государственного учреждения - Челябинского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в лице Кыштымского филиала N 12 (далее - фонд) - Сирик А.А. (доверенность от 28.12.2007 N 3).
Представители банка, извещенного судом надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Банком заявлено ходатайство о рассмотрении дела без участия его представителей. Указанное ходатайство судом удовлетворено.
Банк обратился в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании недействительным решения фонда от 19.10.2007 N 57 н/с о привлечении к ответственности за ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Решением суда от 29.12.2007 (резолютивная часть от 25.12.2007) заявленные требования удовлетворены частично. Оспариваемое решение признано недействительным в части наложения штрафа в сумме 124 руб. 68 коп. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2008 решение суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, банк просит указанные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
Как следует из материалов дела, фондом проведена выездная проверка банка по месту нахождения расчетно-кассового центра г. Кыштым Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Челябинской области (далее - РКЦ) по вопросам начисления, уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за период с 01.01.2004 по 31.12.2006.
В ходе проверки фондом установлено, что банком не включены в облагаемую базу для начисления страховых взносов суммы единовременных выплат и материальной помощи работникам РКЦ в сумме 312142 руб. 46 коп. и не начислены на указанную сумму страховые взносы в сумме 624 руб. 28 коп.
По результатам проверки фондом составлен акт от 26.09.2007 N 57 н/с, на основании которого принято решение от 19.10.2007 N 57 н/с о привлечении РКЦ к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 19 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ), за неуплату (неполную уплату) страховых взносов в результате занижения облагаемой базы для начисления страховых взносов, в виде наложения штрафа в сумме 124 руб. 86 коп, а также направлении РКЦ требования об уплате недоимки по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, пени и штрафов. Кроме того, РКЦ предложено уплатить страховые взносы в сумме 624 руб. 28 коп. и пени в сумме 27 руб. 67 коп.
Оспаривая законность данного решения, банк обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Частично удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из того, что спорные единовременные выплаты должны быть включены в расчетную базу для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, поскольку данные выплаты относятся к выплатам стимулирующего характера и не указаны в Перечне выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 07.07.1999 N 765.
Между тем, судами не учтена позиция Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по данному вопросу, выраженная в постановлении от 25.03.2008 N 13991/07.
В силу ст. 3 Закона N 125-ФЗ страхователем является юридическое лицо любой организационно-правовой формы, либо физическое лицо, нанимающее лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с п. 1 ст. 5 указанного Закона.
Из анализа положений ст. 3 и 19 Закона N 125-ФЗ следует, что решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушений в сфере отношений по обязательному социальному страхованию и о направлении требования об уплате недоимки по страховым взносам и пеней может быть принято только в отношении страхователя - юридического лица.
В соответствии со ст. 84 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" территориальные учреждения Банка России не являются юридическими лицами.
В п. 1 ст. 1 Положения о территориальных учреждениях Банка России от 29.07.1998 N 46-П, утвержденного Советом директоров Банка России (далее - Положение), указано, что территориальное учреждение Банка - это его обособленное подразделение. Территориальными учреждениями Банка являются Главные управления в краях, областях и автономных округах Российской Федерации, городах Москве и Санкт-Петербурге, национальные банки республик в составе Российской Федерации.
Расчетно-кассовые центры действуют в составе территориальных учреждений на правах структурных подразделений (п. 3 ст. 1 Положения и п. 1.1 Типового положения о расчетно-кассовом центре Банка России от 07.10.1996 N 336, утвержденного приказом Банка России от 07.10.1996 N 02-373).
Поскольку расчетно-кассовый центр г. Кыштыма Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Челябинской области не является страхователем - юридическим лицом, то решение фонда от 19.10.2007 N 57 н/с является недействительным в полном объеме, то есть в том числе и в части возложения на РКЦ обязанности уплатить страховые взносы в сумме 624 руб. 28 коп. и пеней в сумме 27 руб. 67 коп.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты подлежат отмене на основании ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, судами установлены в полном объеме, однако нормы материального права ими применены неправильно, суд кассационной инстанции в силу п. 2 ч. 1 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об удовлетворении заявления банка.
В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с фонда в пользу банка подлежит взысканию 1000 руб. в счет возмещения расходов по оплате государственной пошлины за подачу кассационной жалобы.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 29.12.2007 по делу N А76-25753/07 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2008 по тому же делу отменить в части отказа в удовлетворении заявленных требований.
В указанной части заявленные требования удовлетворить.
Признать недействительным решение государственного учреждения - Челябинского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (Кыштымский филиал N 12) от 19.10.2007 N 57 н/с в части начисления недоимки в сумме 624 руб. 28 коп., пени в сумме 27 руб. 67 коп.
Обязать государственное учреждение - Челябинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (Кыштымский филиал N 12) осуществить возврат указанных сумм при подтверждении их уплаты.
В остальной части судебные акты оставить без изменения.
Взыскать с государственного учреждения - Челябинского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (Кыштымский филиал N 12) государственную пошлину по кассационной жалобе в сумме 1000 рублей в пользу Центрального банка Российской Федерации в лице Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Челябинской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из анализа положений ст. 3 и 19 Закона N 125-ФЗ следует, что решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушений в сфере отношений по обязательному социальному страхованию и о направлении требования об уплате недоимки по страховым взносам и пеней может быть принято только в отношении страхователя - юридического лица.
В соответствии со ст. 84 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" территориальные учреждения Банка России не являются юридическими лицами.
В п. 1 ст. 1 Положения о территориальных учреждениях Банка России от 29.07.1998 N 46-П, утвержденного Советом директоров Банка России (далее - Положение), указано, что территориальное учреждение Банка - это его обособленное подразделение. Территориальными учреждениями Банка являются Главные управления в краях, областях и автономных округах Российской Федерации, городах Москве и Санкт-Петербурге, национальные банки республик в составе Российской Федерации.
Расчетно-кассовые центры действуют в составе территориальных учреждений на правах структурных подразделений (п. 3 ст. 1 Положения и п. 1.1 Типового положения о расчетно-кассовом центре Банка России от 07.10.1996 N 336, утвержденного приказом Банка России от 07.10.1996 N 02-373)."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 4 июня 2008 г. N Ф09-4053/08-С1
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника