Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 9 июня 2008 г. N Ф09-4076/08-С1
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании жалобу Инспекции федеральной налоговой службы по г. Режу Свердловской области (далее - инспекция, налоговый орган) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 31.01.2008 по делу N А60-32523/07 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.04.2008 по тому же делу.
Инспекцией заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие ее представителей. Ходатайство судом удовлетворено.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Индивидуальный предприниматель Касаткин Дмитрий Михайлович (далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным решения инспекции от 24.10.2007 N 07-10/4295 в части отказа в возврате излишне уплаченной пени в сумме 718 руб. 42 коп., начисленной за просрочку уплаты авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование (с учетом уточнения требования в порядке, установленном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 31.01.2008 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.04.2008 (резолютивная часть от 09.04.2008) решение суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). Налоговый орган полагает, что Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" от 15.12.2001 N 167-ФЗ (далее - Федеральный закон) не определен порядок проведения зачета (возврата) страховых взносов и государственный орган, обязанный производить указанные действия. Кроме того, по мнению инспекции, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не отвечают понятию налога, содержащемуся в ст. 8 Кодекса, поэтому положения главы 12 Кодекса не могут быть применены к зачету названных взносов.
Как видно из материалов дела, 31.08.2007 предприниматель обратился в инспекцию с заявлениями на возврат переплаты пени, начисленной за просрочку уплаты авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, направляемым на финансирование страховой части трудовой пенсии, в сумме 610 руб. 79 коп. и накопительной части трудовой пенсии в сумме 232 руб. 35 коп. В подтверждение переплаты указанных сумм предпринимателем были приложены платежные поручения (л.д. 15-31).
Налоговый орган отказал предпринимателю в проведении возврата излишне уплаченных сумм пени решением, изложенным в письме от 24.10.2007 N 07-10/4295, указав на невозможность осуществления данного возврата, поскольку законодательством Российской Федерации не определен орган федеральной исполнительной власти, уполномоченный проводить эти действия.
Предприниматель, посчитав отказ инспекции незаконным, обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
До рассмотрения дела по существу предприниматель уточнил вышеназванные суммы пени как 526 руб. 09 коп. и 192 руб. 33 коп. соответственно.
Удовлетворяя заявление предпринимателя, суды исходили из неправомерности действий инспекции по отказу в возврате названной суммы.
Выводы судов являются правильными, основаны на материалах дела и соответствует действующему законодательству.
Согласно ст. 2 Федерального закона правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством РФ о налогах и сборах, если иное не предусмотрено данным Законом.
При этом контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговым органом в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов (п. 1 ст. 25 Федерального закона).
В п. 1 ст. 13 Федерального закона установлено право страховщика - Пенсионного фонда Российской Федерации - и его территориальных органов осуществлять возврат (зачет) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование лишь в случае, если невозможно установить, за каких застрахованных лиц указанные платежи уплачены. Иных полномочий по возврату (зачету) страховых взносов законодатель не установил для органов Пенсионного фонда Российской Федерации.
Поскольку Федеральный закон не устанавливает порядок зачета либо возврата сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, то к данным правоотношениям подлежат применению положения главы 12 Кодекса.
В соответствии с п. 7, 9 ст. 78 Кодекса сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату (зачету) налоговым органом по письменному заявлению налогоплательщика. Возврат (зачет) суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в котором произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявлений о возврате.
В п. 13 ст. 78 Кодекса установлено, что правила о зачете или возврате излишне уплаченной суммы налога, предусмотренные данной статьей, применяются также при зачете или возврате излишне уплаченных сумм налога и сбора, поступающих в государственные внебюджетные фонды.
Кроме того, следует отметить, что в п. 18 Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16.12.2004 N 116н (далее - Порядок), установлено, что возврат (возмещение) плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществляется органами Федерального казначейства на основании решений налоговых органов о возврате, распоряжений администраторов поступлений в бюджет о возврате поступлений плательщику.
В соответствии с п. 30 Порядка взаимодействие Федерального казначейства с администраторами поступлений в бюджет заключается в предоставлении Федеральным казначейством администраторам поступлений в бюджет документов о проведенных операциях по учету поступлений в бюджетную систему Российской Федерации, а также в получении Федеральным казначейством от администраторов поступлений в бюджет документов о возврате (зачете) плательщикам излишне (ошибочно) перечисленных в бюджет платежей, документов об уточнении вида и принадлежности поступлений. Документы о поступлениях предоставляются органами Федерального казначейства администраторам поступлений в бюджет в пределах возложенных на администраторов полномочий.
Согласно перечню администраторов поступлений в бюджеты Российской Федерации (Приложение N 11.1 к Федеральному закону от 15.08.1996 N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 23.12.2004 N 174-ФЗ) администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемым на выплату как страховой, так и накопительной части трудовой пенсии, а также страховых взносов в виде фиксированного платежа, зачисляемых на выплату накопительной и страховой частей трудовой пенсии, является Федеральная налоговая служба.
Следовательно, обязанность по возврату (зачету) страхователям излишне (ошибочно) уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование возложена на налоговые органы.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что у предпринимателя имеется переплата по пени, начисленной за просрочку уплаты авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа на страховую и накопительную части трудовой пенсии в сумме 526 руб. 09 коп. и 192 руб. 33 коп. соответственно. Факт наличия у предпринимателя указанной переплаты инспекцией не оспаривается.
Таким образом, требование предпринимателя по возврату излишне уплаченной суммы пени является правомерным и обоснованно удовлетворено судами.
На основании изложенного суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Поскольку инспекцией при подаче кассационной жалобы не была уплачена государственная пошлина за ее подачу, а в соответствии с подп. 12 п. 1 ст. 333.21, ст. 333.37 Кодекса с учетом того, что Кодексом не предусмотрено освобождение государственных органов и иных органов, выступающих в суде от имени публично-правового образования, от уплаты госпошлины при подаче кассационной жалобы по делам, по которым данные органы выступают в качестве ответчика, с инспекции подлежит взысканию госпошлина за подачу кассационной жалобы в сумме 1000 руб. (п. 2 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 N 117).
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 31.01.2008 по делу N А60-32523/07 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.04.2008 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции федеральной налоговой службы по г. Режу Свердловской области - без удовлетворения.
Взыскать с Инспекции федеральной налоговой службы по г. Режу Свердловской области в доход федерального бюджета государственную пошлину по кассационной жалобе в сумме 1000 руб.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно перечню администраторов поступлений в бюджеты Российской Федерации (Приложение N 11.1 к Федеральному закону от 15.08.1996 N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 23.12.2004 N 174-ФЗ) администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемым на выплату как страховой, так и накопительной части трудовой пенсии, а также страховых взносов в виде фиксированного платежа, зачисляемых на выплату накопительной и страховой частей трудовой пенсии, является Федеральная налоговая служба.
...
Поскольку инспекцией при подаче кассационной жалобы не была уплачена государственная пошлина за ее подачу, а в соответствии с подп. 12 п. 1 ст. 333.21, ст. 333.37 Кодекса с учетом того, что Кодексом не предусмотрено освобождение государственных органов и иных органов, выступающих в суде от имени публично-правового образования, от уплаты госпошлины при подаче кассационной жалобы по делам, по которым данные органы выступают в качестве ответчика, с инспекции подлежит взысканию госпошлина за подачу кассационной жалобы в сумме 1000 руб. (п. 2 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 N 117)."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 9 июня 2008 г. N Ф09-4076/08-С1
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника