Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 17 июня 2008 г. N Ф09-4306/08-С3
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании жалобы Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Екатеринбурга (далее - инспекция, налоговый орган) и Управления Федеральной налоговой службы по Свердловской области (далее - УФНС) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 21.02.2008 по делу N А60-34747/2007 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.04.2008 по тому же делу.
В судебном заседании приняли участие представители:
УФНС - Коновалова О.С. (доверенность от 05.12.2007 N 09-18/74);
инспекции - Толстиков В.Д. (доверенность от 12.03.2008 N 12-03).
Представители общества с ограниченной ответственностью "Лекарства Урала" (далее - общество, налогоплательщик), надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Общество обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным решения инспекции от 10.10.2007 N 230-13 в части привлечения общества к налоговой ответственности по ст. 123 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в виде штрафа в сумме 16804 руб. 72 коп. и решения УФНС от 22.11.2007 N 885/07.
Решением суда первой инстанции от 21.02.2008 заявленные требования удовлетворены частично: оспариваемое решение инспекции признано недействительным в части привлечения общества к налоговой ответственности по ст. 123 Кодекса в виде штрафа в сумме 10362 руб. 89 коп., решение УФНС от 22.11.2007 N 885/07 признано недействительным в полном объеме. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.04.2008 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить, принять новый судебный акт, отказать в удовлетворении требований налогоплательщика, ссылается на нарушение судами норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
УФНС в своей жалобе просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить, принять новый судебный акт, отказать в удовлетворении требований налогоплательщика, ссылается на нарушение судами норм материального права.
Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена выездная налоговая проверка общества по вопросу правильности исчисления и своевременности перечисления в бюджет налога на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) за период с 01.01.2004 по 31.07.2007.
По результатам проведенной проверки инспекция составила акт от 12.09.2007 N 203-13 и вынесла решение от 10.10.2007 N 230-13 о привлечении общества как налогового агента, к налоговой ответственности по ст. 123 Кодекса в виде штрафа в сумме 16804 руб. 72 коп. и доначислении НДФЛ в сумме 32209 руб. 15 коп. и пени в сумме 16035 руб. 19 коп.
Основанием для названных начислений послужил вывод налогового органа о том, что общество удержало, но не перечислило в бюджет в установленные законом сроки НДФЛ, что является правонарушением, ответственность за которое предусмотрена ст. 123 Кодекса.
Решением УФНС от 22.11.2007 N 885/07 решение инспекции оставлено без изменения.
Полагая, что указанные решения налоговых органов нарушают права и законные интересы налогоплательщика, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании их недействительными.
Удовлетворяя заявленные требования в указанной части, суды исходили из того, что НДФЛ в сумме 135838 руб. 13 коп. был перечислен налоговым агентом в бюджет 11.09.2007, то есть до составления акта проверки, сам же факт несвоевременной уплаты налога не образует состава вменяемого обществу правонарушения.
Суды пришли к выводу о том, что поскольку факт неперечисления налога на момент принятия оспариваемого решения в размере 135838 руб. 13 коп. отсутствовал, то штраф, исчисленный из суммы указанной недоимки, в сумме 16804 руб. 72 коп. исчислен налоговым органом неверно.
Изучив материалы дела и доводы жалобы и отзыва на нее, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены судебных актов.
Согласно ст. 106 Кодекса налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое настоящим Кодексом установлена ответственность.
В соответствии с п. 1 ст. 108 Кодекса никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом.
Положениями ст. 123 Кодекса установлена ответственность за неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм НДФЛ, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом.
Судами установлено, что общество до вынесения акта и решения по результатам выездной налоговой проверки перечислило в бюджет НДФЛ в сумме 135838 руб. 13 коп. Инспекцией данный факт не оспаривается.
Таким образом, на момент составления акта проверки и принятия решения налоговый агент имел задолженность перед бюджетом в сумме 32209 руб. 15 коп. В оспариваемом решении инспекции также указана недоимка по НДФЛ в сумме 32209 руб. 15 коп.
Следовательно, основания для привлечения налогоплательщика к ответственности по ст. 123 Кодекса отсутствовали, штраф по ст. 123 Кодекса должен быть исчислен от суммы, подлежащей перечислению и указанной в оспариваемом решении, то есть от суммы 32209 руб. 15 коп.
При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы у суда кассационной инстанции не имеется.
Руководствуясь ст. 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 21.02.2008 по делу N А60-34747/2007 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.04.2008 по тому же делу оставить без изменения, кассационные жалобы Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Екатеринбурга и Управления Федеральной налоговой службы по Свердловской области - без удовлетворения.
Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Екатеринбурга в доход федерального бюджета государственную пошлину по кассационной жалобе в сумме 1000 руб.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с п. 1 ст. 108 Кодекса никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом.
Положениями ст. 123 Кодекса установлена ответственность за неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм НДФЛ, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом.
Судами установлено, что общество до вынесения акта и решения по результатам выездной налоговой проверки перечислило в бюджет НДФЛ в сумме 135838 руб. 13 коп. Инспекцией данный факт не оспаривается.
Таким образом, на момент составления акта проверки и принятия решения налоговый агент имел задолженность перед бюджетом в сумме 32209 руб. 15 коп. В оспариваемом решении инспекции также указана недоимка по НДФЛ в сумме 32209 руб. 15 коп.
Следовательно, основания для привлечения налогоплательщика к ответственности по ст. 123 Кодекса отсутствовали, штраф по ст. 123 Кодекса должен быть исчислен от суммы, подлежащей перечислению и указанной в оспариваемом решении, то есть от суммы 32209 руб. 15 коп."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 17 июня 2008 г. N Ф09-4306/08-С3
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника