Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 17 июня 2008 г. N Ф09-4290/08-С3
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Оренбургской области (далее - инспекция, налоговый орган) на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 26.11.2007 по делу N А47-8719/07 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2008 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились.
Общество с ограниченной ответственностью "Авто-1" (далее - общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании недействительным решения инспекции от 20.07.2007 N 11-35 в части привлечения к налоговой ответственности, предусмотренной ст. 123 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде взыскания штрафа в сумме 18785 руб. 40 коп.
Решением суда от 26.11.2007 заявленные требования общества удовлетворены. Признано недействительным решение инспекции от 20.07.2007 N 11-35 в части привлечения к налоговой ответственности, предусмотренной ст. 123 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде взыскания штрафа в сумме 18785 руб. 40 коп.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2008 решение оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами ст. 123 Налогового кодекса Российской Федерации.
Общество отзыв на кассационную жалобу инспекции не представило.
Как следует из материалов дела, инспекцией по результатам выездной налоговой проверки общества по вопросу соблюдения налогового законодательства за период с 01.01.2004 по 16.03.2007 составлен акт от 27.06.2007 N 11-35/43 и принято решение от 20.07.2007 N 11-35 о привлечении к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122, ст. 123, п. 1 ст. 126 Налогового кодекса Российской Федерации, п. 2 ст. 27 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", в виде взыскания штрафов в общей сумме 79408 руб., также данным решением обществу доначислены налоги (сборы) в общей сумме 297362 руб. и пени в общей сумме 81050 руб. 50 коп.
Основанием для привлечения общества к налоговой ответственности, предусмотренной ст. 123 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде взыскания штрафа в сумме 18785 руб. 40 коп. послужили выводы налогового органа о том, что налогоплательщиком необоснованно не перечислен в бюджет удержанный налог на доходы физических лиц.
Считая решение инспекции в указанной части незаконным, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из отсутствия состава налогового правонарушения в действиях общества, поскольку до вынесения оспариваемого решения налогоплательщик уплатил в бюджет задолженность по налогу на доходы физических лиц.
В соответствии с подп. 1 п. 3 ст. 24 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые агенты обязаны правильно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты (внебюджетные фонды) соответствующие налоги.
Согласно п. 1 ст. 226 Налогового кодекса Российской Федерации индивидуальные предприниматели, организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в п. 2 данной статьи, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога на доходы физических лиц, исчисленную в соответствии со ст. 224 Налогового кодекса Российской Федерации.
Ответственность налоговых агентов установлена ст. 123 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которой неправомерное неперечисление (неполное перечисление) налоговым агентом сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению, влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от суммы, подлежащей перечислению.
В силу ст. 108 Налогового кодекса Российской Федерации никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Налоговым кодексом Российской Федерации.
Статьей 106 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое Налоговым кодексом Российской Федерации установлена ответственность.
Объективной стороной правонарушения, предусмотренного ст. 123 Налогового кодекса Российской Федерации, является неправомерное неперечисление налоговым агентом сумм налога.
При этом сам по себе факт несвоевременной уплаты налога не образует состава вменяемого обществу правонарушения.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что на дату принятия налоговым органом решения от 20.07.2007 N 11-35 обществом перечислена в бюджет задолженность по налогу на доходы физических лиц.
Следовательно, в действиях налогоплательщика отсутствует состав правонарушения, предусмотренного ст. 123 Налогового кодекса Российской Федерации.
Таким образом, судами правомерно признано недействительным решение налогового органа в части привлечения общества к ответственности в виде штрафа в сумме 18785 руб. 40 коп.
Доводы инспекции, изложенные в кассационной жалобе, судом кассационной инстанции отклоняются как основанные на неверном толковании законодательства.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 26.11.2007 по делу N А47-8719/07 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2008 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Оренбургской области - без удовлетворения.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Оренбургской области в доход федерального бюджета госпошлину в сумме 1000 руб. по кассационной жалобе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу ст. 108 Налогового кодекса Российской Федерации никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Налоговым кодексом Российской Федерации.
Статьей 106 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое Налоговым кодексом Российской Федерации установлена ответственность.
Объективной стороной правонарушения, предусмотренного ст. 123 Налогового кодекса Российской Федерации, является неправомерное неперечисление налоговым агентом сумм налога.
...
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что на дату принятия налоговым органом решения от 20.07.2007 N 11-35 обществом перечислена в бюджет задолженность по налогу на доходы физических лиц.
Следовательно, в действиях налогоплательщика отсутствует состав правонарушения, предусмотренного ст. 123 Налогового кодекса Российской Федерации."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 17 июня 2008 г. N Ф09-4290/08-С3
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника