Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 30 июня 2008 г. N Ф09-4600/08-С1
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании жалобы общества с ограниченной ответственностью "Лорис" (далее - общество) и Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Свердловской области (далее - инспекция, административный орган) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 19.02.2008 по делу N А60-1803/08 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.04.2008 по тому же делу.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества - Подкорытов А.А. (доверенность от 000003.06.2008);
инспекции - Степанова Т.М. (доверенность от 07.11.2007 N 32).
Общество обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления инспекции от 22.01.2008 N 000003 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс), в виде взыскания штрафа в сумме 35000 руб.
Решением суда от 19.02.2008 (резолютивная часть от 18.02.2008) заявленные требования удовлетворены частично. Постановление инспекции от 22.01.2008 N 000003 признано незаконным и отменено в части наложения административного штрафа в размере 5000 руб. В остальной части заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.04.2008 решение оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, общество просит указанные судебные акты отменить, заявленные требования удовлетворить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, указанных в кассационной жалобе, а также на несоответствие выводов апелляционного суда фактическим обстоятельствам дела. По мнению общества, привлечение к административной ответственности произведено инспекцией с нарушением порядка, установленного Кодексом.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить, в удовлетворении заявленных требований обществу отказать полностью, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела. Административный орган полагает, что отягчающие ответственность общества обстоятельства были им установлены и подтверждаются материалами дела.
Как следует из материалов дела, 27.12.2007 инспекцией на основании поручения от 27.12.2007 N 139 проведена проверка по вопросам соблюдения требований Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Закон) в принадлежащем обществу магазине "Привоз", расположенном по адресу: Свердловская область, Камышловский район, п/о Порошино, ДОС 18.
В ходе проведения проверки инспекцией установлено, что реализация обществом алкогольной продукции: водки "Госплан BLACK" производства общества с ограниченной ответственностью "Серебряно-Прудский ЛВЗ" и вина столового сухого красного "Каберне" производства общества с ограниченной ответственностью "АПК Мильстрим-Черноморские вина" осуществляется при отсутствии сертификатов соответствия, удостоверений о качестве, справок к товарно-транспортной накладной (далее - справка к ТТН) разделы "А" и "Б". Данные обстоятельства отражены в акте проверки от 27.12.2007 N 000141.
По результатам проверки инспекцией составлен протокол от 28.12.2007 N 000667 об административном правонарушении и вынесено постановление от 22.01.2008 N 000003 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.16 Кодекса, в виде взыскания штрафа в сумме 35000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением инспекции, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования в части признания незаконным и отменены оспариваемого постановления в части наложения административного штрафа в размере 5000 руб. (оставив при этом штрафные санкции в размере 30000 руб.) суды исходили из правомерности привлечения общества к административной ответственности за вменяемое административное правонарушение, однако установили то, что административный штраф в размере, превышающем минимальный размер, предусмотренный санкцией ч. 3 ст. 14.16 Кодекса, наложен инспекцией на общество необоснованно.
Выводы судов являются правильными, основаны на материалах дела и соответствуют действующему законодательству.
Частью 3 ст. 14.16 Кодекса установлена административная ответственность за нарушение иных (кроме указанных в ч. 1 и 2 названной статьи) правил розничной торговли алкогольной и спиртосодержащей продукцией.
В силу ч. 1 ст. 26 Закона в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещается розничная продажа алкогольной продукции без сопроводительных документов, предусмотренных ст. 10.2 Закона.
Согласно ст. 10.2 Закона и п. 139 Правил на продаваемую алкогольную продукцию продавец обязан иметь следующие сопроводительные документы: товарно-транспортную накладную; копию справки, прилагаемой к грузовой таможенной декларации для импортируемой алкогольной продукции; копию справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной на алкогольную продукцию, производство которой осуществляется на территории Российской Федерации.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеются в виду Правила продажи отдельных видов товаров, утвержденные постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. N 55
Пунктом 12 Правил установлено, что при продаже товаров продавец доводит до сведения покупателя информацию о подтверждении соответствия товаров установленным требованиям путем ознакомления потребителя по его требованию с сертификатом или декларацией о соответствии, товарно-сопроводительными документами.
Данные документы должны быть у продавца алкогольной продукции (общество в настоящих отношениях) в торговой точке и готовы к предъявлению в момент проверки.
Судами установлено, материалами дела подтверждается и обществом не оспаривается тот факт, что в момент проведения проверки сертификаты соответствия, удостоверения качества, справки к ТТН в магазине отсутствовали. Работник общества (продавец Зырянова С.В.) при проведении проверки данные документы не нашла, что подтверждается объяснением от 27.12.2007 (л.д. 20). Указанные документы были представлены в инспекцию только на следующий день (28.12.2007), при составлении протокола об административном правонарушении.
В связи с этим вывод судов о наличии в действиях общества состава вменяемого административного правонарушения обоснован.
В силу ст. 29.10 Кодекса в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела.
На основании ст. 26.1 Кодекса по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Таким образом, привлечение к административной ответственности выражается в установлении всех элементов состава административного правонарушения, его юридической квалификации и определении меры юридической ответственности, выраженной в санкции соответствующей статьи Кодекса.
Судами установлено, что в постановлении о привлечении к административной ответственности от 22.01.2008 N 000003 не содержит сведений об обстоятельствах, отягчающих административную ответственность.
При таких обстоятельствах суды пришли к выводу о необоснованности размера административного штрафа (35000 руб.), в связи с чем, правомерно признали незаконным и отменили оспариваемое постановление административного органа в части наложения административного штрафа в размере 5000 руб., оставив при этом штрафные санкции в размере 30000 руб.
Доводы кассационных жалоб, судом кассационной инстанции отклоняются, поскольку направлены на переоценку фактических обстоятельств, установленных судами. В силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации у суда кассационной инстанции такие полномочия отсутствуют.
Нарушений норм материального либо процессуального права, являющихся основаниями для отмены судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 19.02.2008 по делу N А60-1803/08 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.04.2008 оставить без изменения, кассационные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Лорис" и Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Свердловской области без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно ст. 10.2 Закона и п. 139 Правил на продаваемую алкогольную продукцию продавец обязан иметь следующие сопроводительные документы: товарно-транспортную накладную; копию справки, прилагаемой к грузовой таможенной декларации для импортируемой алкогольной продукции; копию справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной на алкогольную продукцию, производство которой осуществляется на территории Российской Федерации.
Пунктом 12 Правил установлено, что при продаже товаров продавец доводит до сведения покупателя информацию о подтверждении соответствия товаров установленным требованиям путем ознакомления потребителя по его требованию с сертификатом или декларацией о соответствии, товарно-сопроводительными документами.
...
В силу ст. 29.10 Кодекса в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела.
На основании ст. 26.1 Кодекса по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Таким образом, привлечение к административной ответственности выражается в установлении всех элементов состава административного правонарушения, его юридической квалификации и определении меры юридической ответственности, выраженной в санкции соответствующей статьи Кодекса."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 30 июня 2008 г. N Ф09-4600/08-С1
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника