Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 9 июля 2008 г. N Ф09-7201/07-С3
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Удмуртской Республике (далее - инспекция) решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 10.12.2007 по делу N А71-9012/06 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.03.2008 по тому же делу.
В судебном заседании принял участие представитель инспекции Вагизов А.В. (доверенность от 09.01.2008 N 4).
Представители муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства г. Можга (далее - предприятие), надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Предприятие обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением (с учетом уточнения требований в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) о признании недействительным решения инспекции от 13.10.2006 N 11-13/38 в части предложения уплатить налог на прибыль в сумме 967387 руб., налог на добавленную стоимость в сумме 42768 руб., транспортный налог в сумме 14105 руб., соответствующих пени и штрафа, предусмотренного п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Решением суда от 28.02.2007 (резолютивная часть от 20.02.2007) заявленные требования удовлетворены частично. Суд признал недействительным оспариваемое решение в части предложения уплатить налог на прибыль в сумме 967387 руб., пени в сумме 80649 руб. 29 коп., привлечения к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 Кодекса, в виде взыскания штрафа в сумме 193477 руб. за неполную уплату налога на прибыль, предложения уплатить транспортный налог в сумме 14105 руб., пени в сумме 5391 руб. 48 коп., привлечения к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 Кодекса, в виде взыскания штрафа в сумме 2821 руб. за неполную уплату транспортного налога. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2007 решение суда оставлено без изменения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 04.09.2007 указанные судебные акты отменены в части удовлетворения требований предприятия о признании недействительным решения инспекции от 13.10.2006 N 11-13/38 о доначислении транспортного налога в сумме 14105 руб., начислении пеней в сумме 5391 руб. 48 коп., привлечении к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 Кодекса, в виде взыскания штрафа в сумме 2821 руб. за неполную уплату транспортного налога. В отмененной части дело направлено на новое рассмотрение.
Решением суда от 10.12.2007 требования предприятия удовлетворены частично. Суд признал недействительным оспариваемое решение в части предложения уплатить транспортный налог в сумме 12168 руб., соответствующие пени и штраф. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.03.2008 (резолютивная часть от 05.03.2008) решение суда отменено в части признания недействительным решения инспекции от 13.10.2006 N 11-13/38 о доначислении и предложении уплатить транспортный налог, соответствующие пени и штраф по автомобилю УАЗ-396201, государственный номер Н 143 ЕА 18. В удовлетворении требований в данной части отказано. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит указанные судебные акты отменить в части признания недействительным решения инспекции от 13.10.2006 N 11-13/38 о доначислении транспортного налога, начислении соответствующих пеней и штрафа по автомобилям УАЗ-39625, УАЗ-3909, УАЗ-3962, в удовлетворении заявленных требований в этой части отказать, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, нарушение норм процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам.
Предприятием представлен отзыв на кассационную жалобу, в котором оно просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Как следует из материалов дела, инспекцией проведена выездная налоговая проверка предприятия по вопросам правильности уплаты налогов, о чем составлен акт проверки от 28.07.2006 N 11/33.
По результатам проверки инспекцией вынесено решение от 13.10.2006 N 11-13/38, которым предприятие привлечено к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 Кодекса, в виде взыскания штрафов, в том числе за неуплату транспортного налога, ему предложено уплатить транспортный налог в сумме 18 625 руб., пени в сумме 5391 руб. 48 коп. за несвоевременную уплату налога.
Управлением Федеральной налоговой службы по Удмуртской Республике по жалобе предприятия решение инспекции от 13.10.2006 N11-13/38 отменено в части доначисления транспортного налога в сумме 4520 руб., начисления пеней в сумме 1277 руб. 09 коп., привлечения к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 Кодекса, в виде взыскания штрафа в сумме 905 руб.
Как видно из материалов дела и установлено судами, основанием для доначисления транспортного налога послужили выводы инспекции о необоснованном применении предприятием налоговых ставок, установленных для легковых автомобилей, при исчислении налога в отношении автомобилей УАЗ 39625, 396201, 3909, 3962, ИЖ 2715, 27156.
Согласно ст. 361 Кодекса ставки по транспортному налогу устанавливаются законами субъектов Российской Федерации, соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства.
В силу ст. 2 Закона Удмуртской Республики от 27.11.2002 N 63-РЗ "О транспортном налоге в Удмуртской Республике" налоговые ставки установлены в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства. При этом налоговые ставки дифференцированы в зависимости от того, к какому наименованию (типу) транспортного средства относится объект налогообложения.
Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 18.05.1993 N 477 Министерству внутренних дел Российской Федерации совместно с Комитетом Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации поручено разработать и утвердить положение о паспорте транспортного средства и его образец.
Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации, Комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации, Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 30.06.1997 N 399/388/195 "О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 07.12.1996 N 1445" утверждено Положение о паспортах транспортных средств и шасси транспортных средств (действующее в спорный период), в котором подлежат указанию наименование (тип транспортного средства), определяемый его конструкторскими особенностями, назначением, и категория транспортного средства.
Частью 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возложена на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии с п. 6 ст. 108 Кодекса обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Судами установлено, что представленные инспекцией доказательства не позволяют сделать вывод о том, что автомобили УАЗ-39625, УАЗ-3909, УАЗ-3962 являются грузовыми автомобилями. С учетом данного обстоятельства суды пришли к правильному выводу об отсутствии у инспекции оснований для доначисления транспортного налога в отношении указанных автомобилей.
У суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется оснований для переоценки выводов, сделанных судами первой и апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции на основании данных, содержащихся в паспорте транспортного средства, сделал правильный вывод о том, что автомобиль УАЗ-396201 является грузовым автомобилем.
Нормы материального права применены судом апелляционной инстанции правильно, выводы суда соответствуют установленным им по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене судебного акта, не выявлено.
Доводы инспекции, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и получили надлежащую правовую оценку.
При таких обстоятельствах постановление суда апелляционной инстанции подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.03.2008 по делу А71-9012/06 Арбитражного суда Удмуртской Республики оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Удмуртской Республике - без удовлетворения.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Удмуртской Республике в доход федерального бюджета госпошлину по кассационной жалобе в сумме 1000 руб.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Согласно п.1 ст. 361 НК РФ ставки по транспортному налогу устанавливаются законами субъектов РФ, соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства.
По мнению налогового органа, налогоплательщик необоснованно применил налоговые ставки, установленные для легковых автомобилей, при исчислении налога в отношении автомобилей УАЗ-39625, УАЗ-3909, УАЗ-3962.
По мнению суда, позиция налогового органа не соответствует нормам налогового законодательства и фактическим обстоятельствам дела.
В силу Закона субъекта РФ налоговые ставки установлены в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства.
При этом налоговые ставки дифференцированы в зависимости от того, к какому наименованию (типу) транспортного средства относится объект налогообложения.
Суд сослался на Постановление Совета Министров - Правительства РФ от 18.05.1993 N 477, согласно которому МВД РФ совместно с Комитетом РФ по стандартизации, метрологии и сертификации поручено разработать и утвердить положение о паспорте транспортного средства и его образец.
Приказом МВД РФ, Комитета РФ по стандартизации, метрологии и сертификации, Государственного таможенного комитета РФ от 30.06.1997 N 399/388/195 утверждено Положение о паспортах транспортных средств и шасси транспортных средств (действующее в спорный период), в котором подлежат указанию наименование (тип транспортного средства), определяемый его конструкторскими особенностями, назначением, и категория транспортного средства.
Таким образом, для определения типа транспортного средства налогоплательщикам необходимо обращаться к паспорту транспортного средства.
Суд отметил, что представленные ИФНС доказательства не позволяют сделать вывод о том, что автомобили УАЗ-39625, УАЗ-3909, УАЗ-3962 являются грузовыми автомобилями.
Учитывая данные обстоятельства, суд кассационной инстанции постановление апелляционной инстанции по делу оставил без изменений, в удовлетворении кассационной жалобы налогового органа отказал.
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 9 июля 2008 г. N Ф09-7201/07-С3
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника