Решение Арбитражного суда Свердловской области
от 17 июня 2008 г. N А60-11668/2008-С9
Резолютивная часть решения объявлена 17 июня 2008 года
Полный текст решения изготовлен 17 июня 2008 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи, при ведении протокола судебного заседания судьей,
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Уральского межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (УМТУ Ростехрегулирование) к обществу с ограниченной ответственностью Торговый дом "Союз предпринимателей" о привлечении к административной ответственности,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Колтышева Н.А., представитель по доверенности от 09.11.07;
от заинтересованного лица: Рыбалченко А.Г., представитель по доверенности от 12.05.08.
Объявлен состав суда. Лицам, участвующим в деле, разъяснены права и обязанности. Отводов составу суда не заявлено. Заявлений и ходатайств, от лиц участвующих в деле, не поступило.
Уральское межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (далее по тексту - заявитель, УМТУ Ростехрегулирования) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом Союз предпринимателей" (далее - заинтересованное лицо, общество) к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 и ч. 2 ст. 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) за нарушение обязательных требований государственных стандартов и правил обязательной сертификации.
В обоснование заявленных требований заявитель ссылается на наличие в действиях заинтересованного лица составов вменяемых административных правонарушений.
Заинтересованное лицо заявленные требования отклонило, ссылаясь на отсутствие вины.
Рассмотрев материалы, заслушав представителей сторон, арбитражный суд установил:
Государственным инспектором по надзору за государственными стандартами и (или) обеспечением единства измерений Уральского межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Черных Г.Н. на основании распоряжения N 165 от 28.04.2008 проведена проверка ООО Торговый дом "Союз предпринимателей" по вопросам соблюдения последним требований государственных стандартов и правил обязательной сертификации при реализации продукции пищевой промышленности
Проверка проводилась на оптовых складах, принадлежащих проверяемому лицу.
В целях проведения проверки продукции на соответствие требованиям ГОСТ 5284-84, ГОСТ 6292-93, ГОСТ 572-60, ГОСТ Р 21865-2002, ГОСТ Р 51074-2003 согласно составленному в присутствии начальника отдела закупа Ткаченко М.С. акту отбора образцов N 165 от 29.04.2008 были отобраны образцы реализуемой продукции.
Отобранные образцы продукции направлены на экспертизу в ИЦ "Уралтест-Экспертиза" ФГУ "Уралтест".
Результаты проведенных испытаний оформлены протоколами испытаний от 16.05.2008 N 1615/1, от 29.04.2008 N 1615, от 29.04.2008 N 1619 из которых следует, что представленный на анализ образец - консервы мясные "Говядина тушеная" высший сорт, масса нетто 325 г не соответствует требованиям п. 1.6 ГОСТ 5284-84 "Консервы мясные. Говядина тушеная. Технические условия" - по органолептическому показателю "внешний вид" - фактически мясо кусочками с наличием соединительной ткани и сухожилий (по НД мясо кусочками без соединительной ткани и сухожилий) и физико-химическому показателю "массовая доля белка" - фактически содержание белка 14,1% (по НД не менее 15%); образец рис шлифованный сорт первый, масса нетто 800 г не соответствует требованиям п. 1.4 ГОСТ 6292-93 "Крупа рисовая. Технические условия" - значение контролируемого показателя "рис дробленый" превышает норматив, фактически значение контролируемого показателя - 13,6% (по НД не более 9%).
Названные обстоятельства зафиксированы в акте проверки от 21.05.2008 N 165, акт вручен директору проверяемого юридического лица Исакову А.А.(приказ от 01.08.2003 N 41-ЛС).
Выявленные нарушения квалифицированы административным органом как правонарушения, ответственность за которые предусмотрена ч. 1, ч. 2 ст. 19.19 КоАП РФ, на основании чего уполномоченным должностным лицом проверяющего органа в отношении ООО Торговый дом "Союз предпринимателей" в присутствии законного представителя юридического лица Исакова А.А. составлены протокол об административном правонарушении от 21.05.2008 N 165Ю/1 и протокол об административном правонарушении от 21.05.2008 N 165Ю/2.
В порядке пп. 8 ч. 1 ст. 27.1, ст. 27.14 КоАП РФ в присутствии начальника отдела закупа Ткаченко М.С. произведен арест спорной продукции - консервов мясных "Говядина тушеная" высший сорт, масса нетто 325 г, - 170 банок, рис шлифованный сорт первый, масса нетто 800 г - 4 штуки (протокол ареста от 21.05.2008).
В соответствии с ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ УМТУ Ростехрегулирование обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении ООО ТД "Союз предпринимателей" к административной ответственности, предусмотренной ч. 1, 2 ст. 19.19. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Оценив фактические обстоятельства, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, суд полагает, что требования заявителя подлежат удовлетворению. При этом суд исходит из следующего.
Частью 1 ст. 19.19 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение обязательных требований государственных стандартов, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.14, 8.23, 9.4, частью 1 статьи 12.2, частью 2 статьи 13.4, статьей 13.8, частью 1 статьи 14.4, статьей 20.4 настоящего Кодекса, при реализации (поставке, продаже), использовании (эксплуатации), хранении, транспортировании либо утилизации продукции, а равно уклонение от представления продукции, документов или сведений, необходимых для осуществления государственного контроля и надзора, в виде административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения.
Как следует из материалов дела, ООО "Торговый дом "Союз предпринимателей" осуществляет предпринимательскую деятельность, в том числе по хранению и оптовой реализации товаров пищевой промышленности.
В ходе проверки УМТУ Ростехрегулированием установлено, что общество осуществляя оптовую продажу пищевой продукции, а именно: консервы мясные "Говядина тушеная" высший сорт, масса нетто 325 г, рис шлифованный сорт первый, масса нетто 800 г, допустило нарушение требований п. 1.6 ГОСТ 5284-84 "Консервы мясные. Говядина тушеная. Технические условия", п. 1.4 ГОСТ 6292-93 "Крупа рисовая. Технические условия".
Государственные стандарты ГОСТ 5284-84 "Консервы мясные. Говядина тушеная. Технические условия", п. 1.4 ГОСТ 6292-93 "Крупа рисовая. Технические условия" устанавливают технические требования к изготовлению указанной продукции.
Данные требования являются обязательными в силу п. 1 ст. 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" как обеспечивающие защиту жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества, предупреждение действий, вводящих в заблуждение приобретателей.
Поскольку по результатам испытаний установлено несоответствие проверяемого образца консервы мясные "Говядина тушеная" требованиям п. 1.6 ГОСТ 5284-84 "Консервы мясные. Говядина тушеная. Технические условия" - по органолептическому показателю "внешний вид" и физико-химическому показателю "массовая доля белка" и несоответствие проверяемого образца рис шлифованный требованиям п. 1.4 ГОСТ 6292-93 "Крупа рисовая. Технические условия" по значение контролируемого показателя "рис дробленый", УМТУ Ростехрегулированием сделан вывод о наличии в действиях Общества объективной стороны правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 19.19. КоАП РФ.
Согласно ч. 1 ст. 1.5 КоАП Российской Федерации лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно ст. 2.1. КоАП РФ одним из обязательных элементов состава административного правонарушения является виновность действия (бездействия) физического или юридического лица.
На основании ч. 2 названной статьи юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения норм и правил, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
На основании ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
В силу ч. 1, 2 ст. 32 Закона производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг. Производственный контроль осуществляется в порядке, установленном Санитарными правилами и государственными стандартами.
Поскольку общество не являлось производителем реализуемой продукции и осуществляло только ее оптовую продажу, оно обязано было исполнить требования по организации и проведению производственного контроля в отношении данной продукции. Вместе с тем общество не предприняло все зависящие от него меры по соблюдению указанных норм и допустило оптовую реализацию названной продукции, не соответствующей требованиям ГОСТа 6292-93 и ГОСТа5284-84.
Частью 2 статьи 19.19 КоАП РФ предусмотрено, что нарушение правил обязательной сертификации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.6, частями 2 и 4 статьи 13.12, частью 2 статьи 14.4, частью 2 статьи 14.16, статьями 20.4, 20.14 настоящего Кодекса, то есть реализация сертифицированной продукции, не отвечающей требованиям нормативных документов, на соответствие которым она сертифицирована, либо реализация сертифицированной продукции без сертификата соответствия (декларации о соответствии), или без знака соответствия, или без указания в сопроводительной технической документации сведений о сертификации или о нормативных документах, которым должна соответствовать указанная продукция, либо недоведение этих сведений до потребителя (покупателя, заказчика), а равно представление недостоверных результатов испытаний продукции либо необоснованная выдача сертификата соответствия (декларации о соответствии) на продукцию, подлежащую обязательной сертификации, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения.
Порядок проведения сертификации определен Федеральным законом от 27.12.2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон).
Согласно статье 2 Закона сертификация продукции представляет собой форму осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.
Статьей 18 Закона предусмотрено, что сертификация (подтверждение соответствия) осуществляется в целях удостоверения соответствия продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации работ, услуг и иных объектов техническим регламентам, стандартам, условиям договоров, содействия приобретателям в комплектном выборе продукции, работ, услуг.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 г. N 1013 (в редакции от 17.12.2005 г.) утвержден Перечень товаров, подлежащих обязательной сертификации. Пищевая продукция включена в названный перечень, как товар, подлежащий обязательной сертификации.
В ходе проверки УМТУ Ростехрегулирования установлено также, что у Общества на реализации находилась сертифицированная пищевая продукция (консервы мясные "Говядина тушеная" высший сорт, масса нетто 325 г, рис шлифованный сорт первый, масса нетто 800 г), не соответствующая требованиям нормативных документов (ГОСТам), на соответствие которым она сертифицирована.
Факт нарушения обществом правил обязательной сертификации (то есть реализация сертифицированной продукции, не отвечающей требованиям нормативных документов, на соответствие которым она сертифицирована), подтверждается материалами дела, установлен протоколом об административном правонарушении.
Из содержания части 2 статьи 19.19 КоАП РФ следует, что ответственность за нарушение правил обязательной сертификации несет любое лицо (производитель, продавец и т.д.) реализующее сертифицированную продукцию, не отвечающую требованиям нормативных документов, на соответствие которым она сертифицирована. Ограничения по субъектному составу лиц, подлежащих ответственности за нарушение правил обязательной сертификации, названная норма не содержит.
Поскольку общество осуществляло оптовую продажу продукции, оно обязано было исполнить требования по организации и проведению производственного контроля в отношении данной продукции. Вместе с тем общество не предприняло все зависящие от него меры по проверке качества хранящейся и реализуемой продукции, в связи с чем допустило оптовую реализацию пищевой продукции с нарушением обязательных требований ГОСТа 5284-84, ГОСТа 6292-93.
Каких-либо доказательств отсутствия реальной возможности для проведения испытаний продукции до ее реализации потребителю на предмет соответствия требованиям ГОСТа 5284-84, общество не представило.
При таких обстоятельствах суд считает, что заинтересованное лицо подлежит привлечению к административной ответственности по ч. 2 ст. 19.19 КоАП РФ.
Обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии вины заинтересованного лица в совершении административного правонарушения, не имеется.
Порядок привлечения к административной ответственности соблюден, процессуальных нарушений не установлено. На дату рассмотрения дела предусмотренные ст. 4.5 КоАП РФ сроки давности привлечения к административной ответственности не пропущены.
Учитывая, что факт совершения заинтересованным лицом административного правонарушения и наличие в действиях ООО "Торговый дом "Союз предпринимателей" вины по неосторожности, а также принимая во внимание, что ранее к административной ответственности общество не привлекалось (доказательства иного в материалах дела отсутствуют), с учетом ст. 4.4 КоАП РФ суд считает, что заявленные УМТУ Ростехрегулирования требования подлежат удовлетворению и привлекает ООО "Торговый дом "Союз предпринимателей" к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1,2 ст. 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде наложения административного штрафа в сумме 40000 рублей, то есть в пределах минимального размера санкции с конфискацией пищевой продукции - консервов мясных "Говядина тушеная" высший сорт, масса нетто 325 г, - 170 банок, рис шлифованный сорт первый, масса нетто 800 г - 4 штуки согласно протоколу ареста от 21.05.2008.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
1.Требования Уральского межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом Союз предпринимателей" к административной ответственности, предусмотренной ч. ч. 1 и 2 ст. 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, удовлетворить.
Привлечь общество с ограниченной ответственностью "Торговый дом Союз предпринимателей" (место нахождения: 620107, г. Екатеринбург, ул. третьего Интернационала, д. 1А, база "Электроизделия", ИНН 6659058042; ОГРН 1026602963276) к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1, 2 ст. 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде наложения административного штрафа в сумме 40000 рублей, то есть в пределах минимального размера санкции с конфискацией пищевой продукции - консервов мясных "Говядина тушеная" высший сорт, масса нетто 325 г, - 170 банок, рис шлифованный сорт первый, масса нетто 800 г - 4 штуки согласно протоколу ареста от 21.05.2008.
2. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия, а также в кассационном порядке в Федеральный Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу.
3. В соответствии с частью 2 статьи 257 и частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
4. Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной инстанции можно получить соответственно на Интернет-сайтах Семнадцатого арбитражного апелляционного суда - www.17aas.arbitr.ru, или Федерального арбитражного суда Уральского округа - www.fasuo.arbitr.ru.
5. Согласно ст. 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления в законную силу решения суда.
Уплата штрафа должна быть произведена по следующим реквизитам:
ИНН 6672172548
КПП 667201001
Расчетный счет 40101810500000010010 ГРКЦ Банка России по Свердловской области г. Екатеринбург
БИК 046577001
ОКАТО 65401380000
ОКПО 74375951
ОКВЕД 75.11.12
Назначение платежа - 17211601000010000140 - Денежные взыскания (штрафы) за выпуск и реализацию продукции, изготовленной с отступлением от стандартов и технических условий.
Копию документа, свидетельствующего о добровольной уплате административного штрафа лицо, привлеченное к административной ответственности, должно представить суду в течение тридцати дней со дня уплаты штрафа.
При отсутствии такого документа выдать исполнительный лист на взыскание административного штрафа в принудительном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 17 июня 2008 г. N А60-11668/2008-С9
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Свердловской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника