Решение Арбитражного суда Свердловской области
от 11 августа 2008 г. N А60-7453/2008-С1
Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 4 февраля 2009 г. N Ф09-250/09-С5 настоящее решение оставлено без изменения
Резолютивная часть решения объявлена 08 августа 2008 года
Полный текст решения изготовлен 11 августа 2008 года.
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи, при ведении протокола судебного заседания судьей,
рассмотрел в судебном заседании дело по иску Открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала" (ОАО "МРСК Урала") к Закрытому акционерному обществу "Уральские электрические сети"
третьи лица: Закрытое акционерное общество "Топливно-энергетический комплекс Уральского региона", Администрация Березовского городского округа
о взыскании 19872672 руб. 93 коп.
при участии в судебном заседании:
от истца: О.Ю. Савченко - представитель по доверенности N 95/2008 от 30.04.2008 г.,
от ответчика: А.И. Нехорошков - представитель по доверенности от 10.09.2007 г.,
от третьих лиц: ЗАО "ТЭКУР" - А.И. Нехорошков - представитель по доверенности от 06.09.2007 г., от Администрации - М.М. Колупаева - представитель по доверенности N 122/01-29 от 05.02.2008 г.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено.
ОАО "Свердловэнерго" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском о взыскании с ответчика 19872672 руб. 93 коп., в том числе: 18096973 руб. 40 коп. - неосновательного обогащения по договору оказания услуг по передаче электрической энергии N 139 ПЭ от 24.11.2006 г. за период с 01.01.2007 г. по 14.05.2007 г., 1775699 руб. 53 коп. - процентов за пользование чужими денежными средствами на основании ст. 395, п. 2 ст. 1107 Гражданского Кодекса Российской Федерации за период с 09.03.2007 г. по 01.05.2008 г., а также проценты за пользование чужими денежными средствами с 01.05.2008 г. по день фактической оплаты основного долга.
Исковые требования мотивированы ссылкой на ст.ст. 1102, 1107, 395 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Определением арбитражного суда от 16.05.2008 г. произведена замена первоначального истца - ОАО "Свердловэнерго" по настоящему делу на правопреемника - ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала" на основании ч. 1 ст. 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании, состоявшемся 10.07.2008 г., истец представил письменное ходатайство об уточнении исковых требований в части процентов за пользование чужими денежными средствами, согласно которому размер последних уменьшен истцом до суммы 1504645 руб. 07 коп. в связи с тем, что первоначальный расчет процентов был составлен на сумму долга с НДС.
Ходатайство истца удовлетворено судом на основании ст. 49 АПК РФ.
Кроме того, истцом были представлены письменные дополнения к исковому заявлению (определение суда от 10.07.2008 г.).
Определением арбитражного суда от 10.07.2008 г. судебное разбирательство было отложено в связи с удовлетворением ходатайства ответчика об отложении рассмотрения дела.
Ответчик возражает против исковых требований по мотивам, изложенным в ранее представленных суду письменных отзывах (подробно позиция ответчика изложена в определениях суда от 16.05.2008 г., 10.07.2008 г., 17.07.2008 г.).
В судебном заседании - 08.08.2008 г. истец представил ходатайство об уточнении (уменьшении) исковых требований до суммы 14644740 руб. 12 коп., в том числе 13447843 руб. 03 коп. составляет сумма неосновательного обогащения за период с 01.01.2007 г. по 11.04.2007 г., 1196897 руб. 09 коп. - проценты за указанный ранее период.
Истец настаивает, что взысканию с ответчика подлежит сумма неосновательного обогащения в виде разницы между фактически оплаченными истцом денежными средствами и денежными средствами, причитающимися ответчику за услуги по передаче электрической энергии в спорный период, рассчитанные на основании нормативного тарифа.
Кроме того, в судебном заседании истец пояснил, что в спорный период услуги по передаче ему электроэнергии оказывал ответчик, по электрическим сетям, находящимся в фактическом владении последнего (отметка в протоколе судебного заседания)
Ходатайство истца об уменьшении исковых требований рассмотрено судом и удовлетворено на основании ст. 49 АПК РФ.
Третье лицо пояснило, что электрические сети Березовского городского округа, переданные в аренду ЗАО "ТЭКУР", а затем в субаренду ответчику, находились в фактическом владении последнего с 01.01.2007 г.
Рассмотрев материалы дела, суд установил, что 24.11.2006 г. между ОАО "Свердловэнерго" (заказчиком) и ответчиком (исполнителем) был подписан договор оказания услуг по передаче электрической энергии N 139-ПЭ, в соответствии с условиями которого исполнитель обязался оказывать услуги по передаче электрической энергии от точек приема и до точек отпуска путем осуществления комплекса организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей, принадлежащих исполнителю на праве собственности или на ином предусмотренном федеральными законами основаниями, а заказчик обязался оплачивать эти услуги.
В соответствии с п. 3 ст. 26 Федерального закона "Об электроэнергетике" правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии устанавливаются Правительством Российской Федерации и включают в себя в том числе правила заключения и исполнения договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, включающие в себя существенные условия указанных договоров.
Согласно Правилам недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 г. N 861 (далее - Правила), услуги по передаче электрической энергии предоставляются сетевой организацией на основании договора о возмездном оказании услуг по передаче электрической энергии (п. 6 Правил в редакции постановления Правительства РФ от 31.08.2006 г. N 530, действующей на момент заключения договора оказания услуг по передаче электрической энергии N 139 ПЭ от 24.11.2006 г.).
Согласно п. 2 Правил, сетевые организации - организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физически лиц к электрическим сетям.
Исходя из анализа приведенных выше норм права основанием для отнесения организации к сетевой является наличие в законном владении у такой организации объектов электросетевого хозяйства, с использованием которых осуществляется оказание услуг по передаче электрической энергии.
04.10.2006 г. между Комитетом по управлению имуществом Березовского городского округа, именуемым в дальнейшем "арендодатель", и ЗАО "Топливно-энергетический комплекс Уральского региона", именуемым в дальнейшем "арендатор", был подписан договор аренды муниципальных объектов электрических сетей N 71, в соответствии с условиями которого арендодатель передает, а арендатор принимает в аренду (владение и пользование) муниципальные объекты электрических сетей и оборудование, необходимое для его использования (перечень имущества приведен в п. 1.1. указанного договора).
В силу п. 4.1.3. договора N 71 от 04.10.2006 г. арендатор имеет право по согласованию с арендодателем передавать имущество в субаренду для целевого использования.
Муниципальные объекты электрических сетей и оборудование, необходимое для его использования согласно перечню переданы 01.01.2007 г. Комитетом по управлению имуществом Березовского городского округа ЗАО "Топливно-энергетический комплекс Уральского региона" по акту приема-передачи к договору аренды муниципальных объектов электрических сетей N 71 от 04.10.2006 г.
01.03.2007 г. между ЗАО "Топливно-энергетический комплекс Уральского региона", именуемым в дальнейшем "арендатор", и ЗАО "Уральские электрические сети", именуемым в дальнейшем "субарендатор", подписан договор субаренды муниципальных объектов электрических сетей N 1, в соответствии с которым арендатор передает, а субарендатор принимает в аренду (владение и пользование) муниципальные объекты электрических сетей и оборудование, необходимое для его использования (перечень имущества указан в п. 1.1. договора).
Пунктом 1.4. договора N 1 от 01.03.2007 г. установлено, что последний вступает в силу с момента его государственной регистрации и действует в течение двух лет и десяти месяцев.
14.05.2007 г. Управлением Федеральной регистрационной службы по Свердловской области произведена государственная регистрация данного договора.
В материалы дела представлен акт приема-передачи к договору субаренды муниципальных объектов электрических сетей N 1 от 01.03.2007 г., по которому 02.03.2007 г. муниципальные объекты электрических сетей и оборудование, необходимое для его использования, согласно перечню переданы ЗАО "Топливно-энергетический комплекс Уральского региона" ЗАО "Уральские электрические сети".
Впоследствии ответчик представил дополнительного соглашения N 1 от 09.01.2008 г. к договору субаренды, согласно которому фактическая передача имущества субарендатору состоялась 01.01.2007 г. без оформления акта приемки-передачи (дополнительное соглашение зарегистрировано 14.03.2008 г.). Данные обстоятельства подтверждаются представителем собственника - Администрацией Березовского городского округа, что следует из представленного суду отзыва N 136 от 07.08.2008 г.
Таким образом, материалами дела подтверждается и сторонами не оспаривается тот факт, что электрические сети находились в фактическом владении ответчика с 01.01.2007 г., т.е. в спорный период.
Более того, в судебном заседании (с учетом представленного в дело ходатайства об увеличении исковых требований) суд установил, что в спорный период услуги по передаче электрической энергии оказывались ответчиком по муниципальным электросетям, находящимся в его фактическом владении.
В спорный период договор оказания услуг по передаче электрической энергии N 139-ПЭ от 24.11.2006 г. являлся незаключенным.
До 14 мая 2007 г., т.е. до момента государственной регистрации договора субаренды муниципальных объектов электрических сетей N 1 от 01.03.2007 г., ответчик не являлся сетевой организацией (не обладал законными имущественными правами в отношении объектов электросетевого хозяйства).
Согласно п. 12 Правил (в редакции от 31.08.2006 г., действующей на момент подписания договора) существенным условием договора является ответственность приобретателя услуг и сетевой организации за состояние и обслуживание объектов электросетевого хозяйства, которая определяется их балансовой принадлежностью и фиксируется в прилагаемом к договору акте разграничения балансовой принадлежности электросетей и эксплуатационной ответственности сторон.
При этом под границей балансовой принадлежности понимается линия раздела объектов электросетевого хозяйства между владельцами по признаку собственности или владения на ином законном основании (п. 2 Правил).
Таким образом, подписание сторонами акта разграничения балансовой принадлежности электросетей и эксплуатационной ответственности сторон является необходимым условием, предшествующим заключению договора оказания услуг по передаче электрической энергии.
Акты разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности электроустановок филиала Западные электрические сети ОАО "Свердловэнерго" и ЗАО "Уральские электрические сети" составлены 17 и 19 сентября 2007 г.
Таким образом, договор N 139-ПЭ от 24.11.2006 г. являлся незаключенным до момента государственной регистрации договора субаренды, а также до момента подписания актов разграничения балансовой принадлежности, т.е. 19.09.2007 г.
Однако признание договора в спорный период незаключенным не освобождало истца от оплаты фактически оказанных ему услуг по передаче электрической энергии (информационное письмо от 17.02.1998 г. N 30).
Данное обстоятельство признается истцом в связи с тем, что последним в судебное заседание представлен уточненный расчет неосновательного обогащения на сумму 13447843 руб. 03 коп., что составляет разницу между фактически оплаченными истцом денежными средствами и денежными средствами, причитающимися ответчику за услуги по передаче электроэнергии (по нормативному тарифу).
Собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства вправе оказывать услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства после установления для них тарифа на услуги по передаче электрической энергии (п. 6 Правил).
Тариф на услуги по передаче электрической энергии для ответчика был установлен Постановлением РЭК Свердловской области от 27.12.2006 г. N 227-ПК. Данное постановление было опубликовано в "Собрании законодательства Свердловской области" 12.04.2007 г. N 12-2 (2006).
Региональная энергетическая комиссия Свердловской области является исполнительным органом государственной власти Свердловской области в сфере государственного регулирования цен.
Согласно Положению о РЭК по Свердловской области, утвержденному Указом Губернатора Свердловской области от 11.03.2005 г. N 114-ГУ, от 29.08.2005 г. N 682-ГУ, от 13.02.2006 г. N 130-ГУ, одной из задач комиссии является государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию, отпускаемую энергоснабжающими организациями потребителям, расположенным на территории Свердловской области.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Положение о Региональной энергетической комиссии Свердловской области утверждено Указом Губернатора Свердловской области от 31 августа 2004 г. N 619-УГ, от 11.03.2005 г. N 114-УГ, от 29.08.2005 г. N 682-УГ, от 13.02.2006 г. N 130-УГ"
В силу ст. 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Аналогичное правило содержится Законе Свердловской области N 4-ОЗ от 10.03.1999 г. "О правовых актах в Свердловской области", в соответствии с которым неопубликованные нормативные правовые акты Свердловской области применению не подлежат.
Согласно ст. 6 ФЗ от 14.04.1995 г. N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую энергию в Российской Федерации" органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают тарифы на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям, а также устанавливают тарифы на услуги по передаче тепловой энергии.
Регулирование указанных тарифов осуществляется в соответствии с основами ценообразования на электрическую и тепловую энергию на территории Российской Федерации, правилами государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию и иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утверждаемыми Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов. Решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов об утверждении им тарифов, устанавливаемых на уровне выше максимального или ниже минимального уровня, установленного Правительством Российской Федерации или уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, подлежит согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов, осуществляемому в порядке, устанавливаемом правилами государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию, до принятия указанного решения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Согласование федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов указанного выше решения осуществляется не позднее 30 календарных дней с даты обращения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов действует в соответствии с положениями об органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, утверждаемыми органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, составленными на основании типового положения, утвержденного Правительством Российской Федерации. Решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, принятое им с превышением полномочий, установленных указанными нормативными правовыми актами, подлежит отмене в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 21 Правил государственного регулирования и применения тарифов (цен) на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 226 от 02.04.2002 г. "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии", установлено, что решения регулирующих органов по установлению тарифов (цен) подлежат официальному опубликованию в печати в 10-дневный срок, а также на официальном сайте в сети Интернет. Неопубликованные решения применению не подлежат.
Как уже было указано ранее, тариф на услуги по передаче электрической энергии для ЗАО "УЭС" был установлен Постановлением РЭК Свердловской области от 27.12.2006 г. N 227-ПК, постановление было опубликовано в установленном законом порядке - 12.04.2007 г.
Согласно п. 25 Правил государственного регулирования и применения тарифов (цен) на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации действие тарифа обратной силы не имеет. Данная позиция подтверждается Постановлением Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 10.04.2007 г. N 14158/06.
С 01.01.2005 г. Постановлением РЭК Свердловской области от 22.12.2004 г. N 228-ПК для организаций, осуществляющих деятельность по передаче электрической энергии, которым не установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии, были установлены нормативные тарифы, в которых учтены затраты при осуществлении данными организациями деятельности по передаче электрической энергии.
Таким образом, учитывая, что стоимость услуг по передаче электрической энергии подлежит обязательному государственному регулированию и не может быть рассчитана иным образом, суд считает обоснованным расчет истца на сумму 13447843 руб. 03 коп. (за период с 01.01.07 г. по 11.04.2007 г.), составленный на основании единственного действовавшего в спорный период постановления РЭК Свердловской области от 22.12.2004 г. N 228-ПК.
В соответствии с п. 1 ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащении), за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 ГК РФ (упомянутых исключений не имеется).
Поскольку материалами дела подтверждено и сторонами не оспаривается тот факт, что в спорный период ответчик без установленных законом или договором выставлял истцу счета-фактуры за услуги по передаче электрической энергии по индивидуальному тарифу, а истец их оплачивал, на ответчике лежит обязанность по возмещению суммы неосновательного приобретения в размере 13447843 руб. 03 коп. (разница между фактически оплаченными истцом денежными средствами и денежными средствами, причитающимися ответчику за услуги по передаче электрической энергии, рассчитанные на основании нормативного тарифа).
Доводы ответчика, мотивированные ссылкой на ст. 1105 ГК РФ, относительно того, что лицо, неосновательно временно пользовавшееся чужим имуществом без намерения его приобрести либо чужими услугами, должно возместить потерпевшему то, что оно сберегло вследствие такого пользования, по цене, существовавшей во время, когда закончилось пользование, и в том месте, где оно происходило, рассмотрены и отклонены за необоснованностью.
Ответчик ссылается на то, что на момент подписания актов разграничения (на момент заключения договора - 17, 19 сентября 2007 г.) Постановление РЭК Свердловской области от 27.12.2006 г. N 227-ПК было опубликовано, следовательно, во время окончания неосновательного пользования услугами действовала цена на них, установленная данным постановлением и обоснованным тарифом.
Однако, как уже было указано ранее (подтверждено практикой), решение об установлении тарифов обратной силы не имеет.
Таким образом, требование истца о взыскании с ответчика неосновательного обогащения в сумме 13447843 руб. 03 коп. за период с 01.01.2007 г. по 11.04.2007 г. заявлено обоснованно и подлежит удовлетворению в полном объеме (расчет приведен в уточнениях от 07.08.2008 г., возражений по расчету ответчиком не заявлено).
Кроме того, истцом предъявлено требование о взыскании с ответчика процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 1196897 руб. 09 коп. за период с 09.03.2007 г. по 01.05.2008 г.
Расчет процентов составлен истцом следующим образом, фактически произведенная оплата за вычетом оплаты за фактически оказанные услуги на основании нормативного тарифа (за вычетом НДС) х 10,25% х количество дней просрочки: 360.
Расчет процентов произведен истцом верно. Возражений по расчету ответчик не заявил.
Данное требование истца рассмотрено, признано обоснованным и подлежащим удовлетворению (ст. 395, 1107 ГК РФ).
Расходы по оплате госпошлины относятся на ответчика (ст. 110 АПК РФ). В связи с уменьшением исковых требований сумма излишне оплаченной госпошлины подлежит возврату истцу из доходов федерального бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 110, 167-170, 171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
1. Исковые требования удовлетворить.
2. Взыскать с Закрытого акционерного общества "Уральские электрические сети" в пользу Открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала" (ОАО "МРСК Урала") 14644740 руб. 12 коп., в том числе: сумму неосновательного обогащения в размере 13447843 руб. 03 коп. за период с 01.01.2007 г. по 11.04.2007 г. и проценты за пользование чужими денежными средствами, начисленные за период с 09.03.2007 г. по 01.05.2008 г. в сумме 1196897 руб. 09 коп.
3. Взыскать с Закрытого акционерного общества "Уральские электрические сети" в пользу Открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала" (ОАО "МРСК Урала") в возмещение расходов по уплате государственной пошлины, понесенных при подаче иска, денежные средства в сумме 84723 руб. 70 коп.
Возвратить Открытому акционерному обществу "Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала" (ОАО "МРСК Урала") из доходов федерального бюджета Российской Федерации государственную пошлину в сумме 15276 руб. 30 коп., излишне оплаченную по платежному поручению N 4809 от 07.04.2008 г. Подлинное платежное поручение остается в материалах дела, поскольку возврат госпошлины производится частично.
4 Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 11 августа 2008 г. N А60-7453/2008-С1
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Свердловской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 4 февраля 2009 г. N Ф09-250/09-С5 настоящее решение оставлено без изменения