Решение Арбитражного суда Свердловской области
от 29 августа 2008 г. N А60-15897/2008-С5
Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 2 декабря 2008 г. N Ф09-9068/08-С1 настоящее решение оставлено без изменения
Резолютивная часть решения объявлена 26 августа 2008 г.
Полный текст решения изготовлен 29 августа 2008 г.
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи, при ведении протокола судебного заседания судьей,
рассмотрел 26 августа 2008 года в судебном заседании дело по заявлению муниципального учреждения "Служба единого заказчика" МО г. Алапаевск к Управлению Государственной жилищной инспекции Свердловской области об оспаривании постановления о назначении административного наказания,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Н.С.Колядина, представитель по доверенности N 339 от 09.04.08;
от заинтересованного лица: И.В.Стрельцов, представитель по доверенности N 0042-02/178 от 11.03.08.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено. От заявителя поступило ходатайство о приобщении к материалам дела копий документов согласно реестру. Ходатайство судом удовлетворено. Указанные копии документов согласно реестру приобщены к материалам дела. Других заявлений и ходатайств не поступило.
Муниципальное учреждение "Служба единого заказчика" МО г. Алапаевск обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Государственной жилищной инспекции Свердловской области от 26.06.2008 N В-07/47 о назначении административного наказания, предусмотренного ст. 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 40000 рублей за нарушение правил содержания и ремонта жилищного фонда МО г. Алапаевск.
Заинтересованное лицо с требованиями не согласно по мотивам, изложенным в отзыве N 06/639-В от 28.07.08, полагая, что оспариваемое постановление принято Государственной жилищной инспекцией Свердловской области обоснованно.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд установил:
На основании приказа на проведение мероприятий по государственному контролю N 63 от 27.05.08 по требованию Алапаевской городской прокуратуры N 159-ж-08 от 19.04.08 по обращению жителей домов N 26, 28, 30 по ул. Толмачева в г. Алапаевске отделом контроля по Восточному Управленческому округу Управления Государственной жилищной инспекции Свердловской области 28 мая 2008 года проведены внеплановые мероприятия по контролю выполнения МУ "Служба единого заказчика" МО г. Алапаевск обязательных требований законодательства и качества оказания коммунальных услуг по адресам: ул. Чайковская, д. 34б, ул. Толмачева, д. 26, 28, 30.
По результатам проверки Инспекцией 28.05.2008 года составлены акты N В-01/100 от 28.05.08 и N В-01/101 от 28.05.08.
Согласно указанным актам выявлены нарушения правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ N 170 от 27.09.2003, а именно: по ул.Чайковского, 34-б на придомовой территории наблюдается наличие бытового мусора; выгреб из дворового туалета переполнен; штукатурный слой фасада в трещинах, частично разрушен, местами до деревянной обрешетки; цокольная часть дома частично разрушена; наружные входные двери в подъезды отсутствуют; шиферное покрытие кровли в трещинах, деревянная конструкция имеет видимые прогибы, коньковые соединения частично отсутствуют; выходы на кровлю частично разрушены; оголовки дымовых труб не оштукатурены; отсутствует наружное оконное заполнение на 2 этаже лестничной клетки 2 подъезда; наблюдается загрязнение побелочного слоя, частичное отслоение окрасочного слоев в подъездах; электропроводка в местах общего пользования в не удовлетворительном состоянии, в подъезде N 2 со следами горения; в квартире N 16, в комнате наблюдается прогиб пола в сторону печи, зыбкость дощатого пола, оконные рамы имеют следы загнивания и деформации; по адресу: ул. Толмачева, д. 26 наблюдаются местные разрушения и намокание облицовки, штукатурки фактурного слоя, трещины в штукатурке цокольной части дома до фундаментных блоков; выкрашивание раствора из швов межблочных стыков; входы в подвальное помещение во всех подъездах не закрыты на замок; стационарное освещение в подвальном помещении отсутствует; в подвальном помещении под подъездом N 4 наблюдается протечка из инженерных сетей канализации на узел управления; в подвальном помещении под подъездом N 1 ощущается резкий запах канализации и наличие фекальных вод; в подвальном помещении наблюдается наличие бытового мусора; отмостка имеет местные разрушения и заросла травой; в подъездах частично отсутствуют или перегорели лампочки освещения; наблюдается загрязнение и отслоение окрасочного слоя на лестничных клетках; электрощиты в подъезде N 1 не закрыты на замок; в квартире N 4 вентиляция в нерабочем состоянии; в подъезде N 3 наблюдаются следы промочек с кровли по потолку; вход на чердачное помещение не закрыт на замок; на чердачном помещении наблюдается наличие строительного мусора; слуховое окно над подъездом N 3 не оборудовано жалюзийными решетками; оголовки вентиляционных каналов имеют разрушения кирпичной кладки, по адресу: ул. Толмачева д. 28 наблюдаются местные разрушения и намокание облицовки, штукатурки фактурного слоя, трещины в штукатурке цокольной части дома; выкрашивание раствора из швов межблочных стыков; входы в подвальное помещение во всех подъездах не закрыты на замок; стационарное освещение в подвальном помещении отсутствует; отмостка имеет местные разрушения и заросла травой; входная дверь в подвальное помещение в подъезде N 2 в неисправном состоянии; в подвальном помещении наблюдается наличие воды; наблюдается разрушение кирпичной кладки продухов; во втором подъезде наблюдается отсутствие остекления у входных дверей на лестничные клетки; на козырьках подъездов N 2 и N 3 наблюдается наличие мха; в подъездах частично отсутствуют или перегорели лампочки освещения; наблюдается загрязнение и отслоение окрасочного слоя; электрощиты в подъезде N 2 не закрыты на замок; на втором этаже подъезда N 2 наблюдаются следы промочек с кровли; вход на чердачное помещение не закрыт на замок; оголовки вентиляционных каналов имеют разрушения кирпичной кладки; слуховое окно над подъездом N 3 не оборудовано жалюзийными решетками; наблюдается небольшое разрушение шиферного покрытия кровли над подъездом N 3, по адресу: ул. Толмачева, д. 30 наблюдаются местные разрушения и намокание облицовки, штукатурки фактурного слоя, трещины в штукатурке цокольной части дома; выкрашивание раствора из швов межблочных стыков; входы в подвальное помещение во всех подъездах не закрыты на замок; стационарное освещение в подвальном помещении отсутствует; отмостка имеет местные разрушения и заросла травой; распределительный электрощит расположенный на входе в подвальное помещение подъезда N 4 в неудовлетворительном состоянии; в подвальном помещении наблюдается наличие воды; в подъезде N 1 на втором этаже отсутствует остекление второго оконного заполнения; в тамбуре подъезда N 2 наблюдается отслоение штукатурного слоя до кирпичной кладки; козырек над подъездом N 4 частично разрушен; в подъездах частично отсутствуют или перегорели лампочки освещения; наблюдается загрязнение и отслоение окрасочного слоя; на втором этаже подъездов N 2, N 3 наблюдаются следы промочек с кровли; вход на чердачное помещение не закрыт на замок; оголовки вентиляционных каналов имеют разрушения кирпичной кладки; слуховое окно над подъездом N 3 не оборудовано жалюзийными решетками; наблюдается намокание теплоизоляционного слоя около слухового окна; на чердачном помещении наблюдается наличие бытового мусора; наблюдаются продольные трещины на шиферном покрытии кровли.
На основании указанных актов проверки заинтересованным лицом были вынесены предписания об устранении выявленных нарушений от 28.05.2008 N В-02/100 и от 28.05.08 N В-02/101 в отношении МУ "Служба единого заказчика" МО г. Алапаевск.
28 мая 2008 года заинтересованным лицом в отношении МУ "Служба единого заказчика" МО г. Алапаевск был составлен протокол N 02-09/26-В об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о нарушении пунктов 3.2.9, 3.4.5, 3.6, 3.7, 4.1.1, 4.2.3, 4.6, 4.7.1, 5.7 и др. Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170 при содержании жилых домов N 26, 28, 30 расположенных по ул. Толмачева и N 34б по ул. Чайковского в г. Алапаевске Свердловской области.
Постановлением Управления Государственной жилищной инспекции Свердловской области от 26.06.2008 N В-07/47 МУ "Служба единого заказчика" МО г. Алапаевск привлечено к административной ответственности по ст. 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 40000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, МУ "Служба единого заказчика" МО г. Алапаевск обратилось в суд с настоящим заявлением в суд.
Оценив фактические обстоятельства, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, заслушав пояснения представителей сторон, суд полагает, что в удовлетворении заявленных требований следует отказать, исходя из следующего.
Согласно положениям ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения несет бремя содержания помещения.
Собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с п. 6 ст. 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают контроль за исполнением жилищного законодательства, использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170 утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, которые определяют правила по эксплуатации, капитальному ремонту и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечению сохранности и содержанию жилищного фонда, технической инвентаризации, которые являются обязательными для исполнения.
В соответствии со ст. 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переоборудование жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переоборудование существенно изменяет условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Из данной статьи следует, что субъектами рассматриваемого правонарушения являются лица, ответственные за содержание жилых домов, жилых помещений: их собственники; организация, принявшая на себя функции по обслуживанию, содержанию, эксплуатации, ремонту и обеспечению коммунальными услугами жилищного фонда (управляющая организация), а также организации, которым указанные функции переданы управляющей организацией на основании гражданско-правового договора.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона Российской Федерации от 28.08.1995 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления - это выборные и другие органы, наделенные полномочиями на решение вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти.
Статья 34 указанного Закона определяет структуру органов местного самоуправления, который состоит из представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольного органа муниципального образования и иных органов местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования и обладающих собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду статья 34 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
Таким образом, администрация является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования г. Алапаевск.
Судом установлено, что дома, расположенные по указанным адресам относятся к муниципальному жилому фонду.
Согласно постановлению главы администрации МО г. Алапаевск N 504 от 06.02.2001 г. "Об управлении жилищным фондом МО г. Алапаевск" жилищный фонд МО г. Алапаевск" передан в оперативное управление МУ "Служба единого заказчика" МО г. Алапаевск.
В соответствии с п. 2.2 постановления об управлении жилищным фондом МО "Город Алапаевск" N 504 от 06.06.2001 г., МУ "Служба единого заказчика" осуществляет функции по обеспечению текущей технической эксплуатации и проведению капитального ремонта муниципального жилищного фонда в соответствии с правилами и нормативными актами.
Согласно п. 2.2 Устава МУ "Служба единого заказчика г. Алапаевск", функциями Учреждения являются формирование, размещение муниципальных заказов, организация поставок и оплаты товаров, работ и услуг для муниципальных нужд; контроль качества, приемка и оплата поставляемых товаров, работ и услуг; организация технического обслуживания, ремонта, а также сохранности и надлежащего использования объектов жилищной сферы; организация предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в жилищном фонде на территории муниципального образования; взимание платы за жилые помещения и коммунальные услуги, на капитальный ремонт жилых помещений и обеспечение транзитных платежей поставщикам за поставленные жилищно-коммунальные услуги.
Согласно п. 2.2.2 п. 2.2.3 Договора безвозмездного пользования N 8/1 от 06.06.2001 г. МУ "Служба единого заказчика" обязуется содержать переданное имущество в полной исправности и производить за свой счет текущий и капитальный ремонт имущества.
Из указанного следует, что лицом, ответственными за содержание жилых домов МО г. Алапаевск является МУ "Служба единого заказчика".
Факт нарушения требований Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, допущенных при эксплуатации жилых домов, расположенных по адресу Свердловская область, г. Алапаевск, ул. Толмачева, дома N 26, 28, 30 и ул.Чайковского, д.34б подтверждается материалами дела.
Не оспаривая по существу наличие выявленных в ходе проверки нарушений, заявитель поясняет, что он не является субъектом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, так как собственниками жилых помещений домов, расположенных по адресу: ул. Толмачева, д. 26,28,30 было создано ТСЖ "Северное" которое и является лицом ответственным за содержание жилых домов по указанным адресам.
Между тем указанный довод судом не принимается, так как доказательств того, что ТСЖ "Северное" приступило к управлению многоквартирными домами по указанным адресам не представлено, доказательств, подтверждающих передачу технической документации, заявителем также не представлено.
Таким образом, исходя из изложенного, суд считает, что надлежащим лицом, обязанным обеспечить соблюдение правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений является МУ "Служба единого заказчика" МО г. Алапаевск, и, как следствие, именно данное предприятие является субъектом ответственности, предусмотренной ст. 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Суд считает, что заявителем не представлены доказательства принятия всех зависящих от него мер по соблюдению законодательства РФ.
Исходя из изложенного суд считает, что привлечение МУ "Служба единого заказчика" МО г. Алапаевск к административной ответственности является правомерным, поскольку наличие вины в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в его действиях имеется и подтверждено материалами дела.
В силу п. 1 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.
Часть 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает, что при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.
Заинтересованным лицом при назначении наказания принято к сведению и учтено, как обстоятельство смягчающее вину выполнение в жилых домах за период с февраля 2007 г. по апрель 2008 г. текущего ремонта кровли, инженерных сетей в подвале и по домам и назначен минимальный размер штрафа, предусмотренного ст. 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в размере 40000 рублей.
Срок привлечения к административной ответственности заявителем не пропущен.
Таким образом, оспариваемое постановление административного органа является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется, в связи с чем, заявленные требования не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил:
1. В удовлетворении требований Муниципального учреждения "Служба единого заказчика" МО г. Алапаевск о признании незаконным и отмене постановления Управления Государственной жилищной инспекции Свердловской области от 26.06.2008 N В-07/47 о назначении административного наказания, предусмотренного ст. 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 40000 рублей за нарушение правил содержания и ремонта жилищного фонда МО г.Алапаевск отказать.
2. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия, а также в кассационном порядке в Федеральный суд Уральского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу.
В соответствии с частью 2 статьи 257 и частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 29 августа 2008 г. N А60-15897/2008-С5
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Свердловской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 2 декабря 2008 г. N Ф09-9068/08-С1 настоящее решение оставлено без изменения