Решение Арбитражного суда Свердловской области
от 18 сентября 2008 г. N А60-17820/2008-С9
Резолютивная часть решения объявлена 17 сентября 2008 года.
Полный текст решения изготовлен 18 сентября 2008 года.
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи, при ведении протокола судебного заседания судьей,
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Прокурора Ленинского района г. Екатеринбурга к обществу с ограниченной ответственностью "Эльдорадо"
третьи лица:
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Уральский государственный горный университет",
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Свердловской области
о привлечении к административной ответственности,
при участии в судебном заседании
от заявителя: не явился;
от заинтересованного лица: Лаптева С.В. - представитель по доверенности от 23.01.2008 N 35-юр;
от Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Уральский государственный горный университет": Антропов Л.А. - представитель по доверенности от 01.09.2008 N 61/08;
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Свердловской области: Захарченко А.В. - представитель по доверенности от 05.09.2008 N АЛ-6870.
Объявлен состав суда. Процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов составу суда не заявлено.
Представителем Территориального управления заявлено ходатайство об уточнении наименования, поскольку Территориальное управление Федерального агентства по управлению Федеральным имуществом по Свердловской области в настоящее время переименовано в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Свердловской области
Ходатайство об уточнении судом принято. Иных заявлений и ходатайств не поступало.
Дело рассмотрено без участия представителя заявителя в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заявитель просит привлечь общество с ограниченной ответственностью "Эльдорадо" к административной ответственности по части 2 статьи 7.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за использование находящегося в федеральной собственности объекта нежилого фонда без надлежаще оформленных документов.
Данное заявление было принято к производству Арбитражного суда Свердловской области и назначено судебное заседание на 15.08.2008, в котором объявлен перерыв до 19.08.2008 в целях представления дополнительных доказательств, касающихся вины Общества. После перерыва судебное заседание продолжено.
В судебном заседании 19.08.2008 заявителем заявлено ходатайство о привлечении Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Свердловской области и Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Уральский государственный горный университет" к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
В связи с чем рассмотрение дела было отложено на 17.09.2008.
ООО "Эльдорадо" заявленные требования не признало, ссылаясь на отсутствие события административного правонарушения, поскольку нежилое помещение используется им на основании договора аренды, заключенного в установленном порядке, а также на отсутствие своей вины, поскольку Общество не могло предвидеть нарушений в оформлении этого договора, а получение согласия собственника имущества не может быть возложено на арендатора.
Представитель Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Уральский государственный горный университет" пояснил, что договор на передачу в аренду находящегося в федеральной собственности объекта нежилого фонда был заключен в соответствии с положениями Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10.07.1992 N 3266-1 и Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" от 22.08.1996 N 125-ФЗ.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Свердловской области (далее - Управление) поддерживает требования прокурора.
Рассмотрев материалы дела и заслушав пояснения сторон, арбитражный суд установил:
Частью 2 статьи 7.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) установлена ответственность за использование находящегося в федеральной собственности объекта нежилого фонда без надлежаще оформленных документов либо с нарушением установленных норм и правил эксплуатации и содержания объектов нежилого фонда, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от двадцати до тридцати тысяч рублей.
Прокуратурой Ленинского района г. Екатеринбурга проведена проверка использования расположенного в городе Екатеринбурге по улице 8 Марта д. 84 федерального имущества в виде отдельно стоящего здания общежития литер Б, в ходе которой установлено, что нежилое помещение в этом здании площадью 888.68 кв.метров арендуется обществом с ограниченной ответственностью "Эльдорадо" (далее -ООО "Эльдорадо", Общество) без согласия собственника этого федерального имущества.
По данному факту постановлением от 25.07.2008 прокурором Ленинского района г. Екатеринбурга Дружининым М.В. возбуждено в отношении ООО "Эльдорадо" производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном вышеупомянутой частью 2 статьи 7.24 КоАП РФ.
Как следует из материалов дела, отдельно стоящее здание (литер Б) по адресу: г. Екатеринбург, ул. 8 Марта д.84 внесено в реестр федерального имущества и в настоящее время принадлежит на праве оперативного управления Государственному образовательному учреждению высшего профессионального образования "Уральский государственный горный университет" (далее - Университет) на основании свидетельство о государственной регистрации права серии от 25.01.2005 и Приказа Территориального Управления Министерства имущественных отношений Российской Федерации по Свердловской области от 17.01.2005 N 2.
На основании договора аренды нежилых помещений от 01.02.2008 за N 109 Университет - арендодатель передало часть нежилых помещений в аренду ООО "Эльдорадо" (арендатор).
В соответствии со статьей 608 Гражданского кодекса Российской Федерации право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Арендодателями могут быть также лица, которые в силу закона наделены правом сдавать имущество в аренду.
В силу статьи 296 ГК РФ учреждения в отношении закрепленного за ними имущества владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с настоящим Кодексом.
Согласно статье 422 ГК РФ любой договор, в том числе тот, на основании которого используется федеральное имущество, должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Законодательством предусмотрено, что обязательным условием заключения договора аренды имущества государственной организации является предварительное получение на это согласия собственника.
На основании Указа Президента Российской Федерации от #G009.03.2004 N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" #G федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим деятельность по управлению государственным имуществом, является Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом (Росимущество).
В соответствии с пунктами 4 и 5.3 Положения о Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.11.2004 N 691 (в редакции постановлений от 14.12.2006 N 767, от 19.11.2007 N 792), Федеральное агентство непосредственно и через свои территориальные органы осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, акций (долей) акционерных (хозяйственных) обществ и иного имущества, в том числе составляющего казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества.
Приказом Росимущества от 01.02.2005 N 37 утверждено Положение о Территориальном управлении Росимущества по Свердловской области, в соответствии с которым полномочия собственника по распоряжению федеральным имуществом на территории Свердловской области осуществляет Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Свердловской области.
Обращаясь в арбитражный суд с заявлением о привлечении ООО "Эльдорадо" к административной ответственности, прокуратура исходит из наличия в действиях Общества состава вменяемого ему административного правонарушения, выразившегося в использовании им нежилого помещения без надлежаще оформленных документов в виде отсутствия согласия собственника на сдачу недвижимого имущества в аренду сторонним организациям.
Объективной стороной состава административного правонарушения, предусмотренного вышеупомянутой частью 2 статьи 7.24 КоАП РФ, является использование находящегося в федеральной собственности объекта нежилого фонда без надлежаще оформленных документов, обязанность по оформлению которых лежит на лице, использующем названный объект.
В соответствии с положениями статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вступая в договорные отношения с Государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования "Уральский государственный горный университет" с целью получения в аренду находящегося в федеральной собственности объекта нежилого фонда, ООО "Эльдорадо" обладало достаточными сведениями о правовом статусе помещений.
В связи с этим, действуя с должной степенью осмотрительности, Общество обязано было убедиться, что получает помещение в пользование на законных основаниях, предполагающих наличие согласия собственника на передачу объекта в аренду.
Возражая против привлечения ООО "Эльдорадо" к административной ответственности, представители Общества и Университета ссылаются на Устав Университета и договор между учредителем-собственником и Университетом от 13.08.2001 N 137/м/в, согласно которым отдельное согласие собственника при заключении конкретных договоров не требуется.
Согласно статье 39 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10.07.1992 N 3266-1 объекты собственности, закрепленные учредителем за образовательным учреждением, находятся в оперативном управлении этого учреждения. При этом полномочия собственника имущества, закрепляемого за учреждением на праве оперативного управления, является лицо, которое это учреждение создало, то есть Учредитель.
В соответствии с положениями пункта 11 статьи 39 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10.07.1992 N 3266-1 (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ) и пункта 4 статьи 27 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" от 22.08.1996 N 125-ФЗ (в редакции Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 31.12.2005 N 199-ФЗ) образовательное учреждение вправе выступать в качестве арендатора и арендодателя имущества.
Как следует из Устава ГОУ ВПО "Уральский государственный горный университет" (в редакции изменений и дополнений от 17.11.2004, от 27.03.2005, от 15.02.2008) учредителем Университета является Правительство Российской Федерации, а полномочия учредителя осуществляет Министерство образования Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2004 г. 288 утверждено Положение "О федеральном агентстве по образованию" (в редакции Постановлений Правительства РФ от 08.09.2006 N 552, от 21.04.2008 N 291), согласно которому Федеральное агентство по образованию является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению государственным имуществом, оказанию государственных услуг в сфере образования, воспитания и развития общедоступных образовательных ресурсов.
Агентство в силу пункта 5.2. вышеупомянутого Постановления осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в установленной пунктом 1 настоящего Положения сфере деятельности, в том числе имущества, переданного федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным государственным учреждениям и казенным предприятиям, подведомственным Агентству.
Из изложенного следует, что полномочия собственника в отношении федерального имущества, закрепленного за ГОУ ВПО "Уральский государственный горный университет" на праве оперативного управления, осуществляет Федеральное агентство по образованию.
Таким образом, оценив содержание Устава Университета и договор между учредителем-собственником и Университетом от 13.08.2001 N 137/м/в по правилам, определенным статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу о соблюдении Обществом порядка использования объекта нежилого помещения, находящегося в федеральной собственности, и, следовательно, об отсутствии противоправных действий, состоящих в использовании находящегося в федеральной собственности объекта нежилого фонда без надлежаще оформленных документов.
Ссылка представителя Управления на право осуществлять контроль за использованием и сохранностью имущества в форме согласования договоров аренды судом не принимается, учитывая, что полномочия собственника федерального имущества, закрепленного за образовательным учреждением на праве оперативного управления, осуществляет Федеральное агентство по образованию, которое находится в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации. Как отмечено выше, функции по управлению государственным имуществом, оказанию государственных услуг в сфере образования, воспитания и развития общедоступных образовательных ресурсов осуществляется Федеральным агентством по образованию в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.06.2004 N 288.
При этом суд отмечает, что вопрос о наличии у образовательного учреждения согласия Федерального агентства по образованию на сдачу в аренду федерального имущества, а равно вопрос необходимости подобного согласования, прокуратурой фактически не исследовался.
Кроме того, прокуратурой не была дана правовая оценка проведению Университетом (арендодателем) открытого конкурса на право заключения договора аренды согласно требованиям Постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.1998 N 685 "О мерах по обеспечению поступления в федеральный бюджет доходов от использования федерального имущества (с изменениями и дополнениями Постановлением от 23.03.2006 N 156). Между тем, анализ всех обстоятельств является необходимым элементом производства по делам об административных правонарушениях, поскольку гарантирует соблюдение конституционных прав и охраняемых законом интересов граждан и юридических лиц.
С учетом отмеченного, суд не усматривает оснований для удовлетворения требований Прокурора Ленинского района города Екатеринбурга о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Эльдорадо" к административной ответственности по части 2 статьи 7.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Исходя из вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия, а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу через Арбитражный суд Свердловской области.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 18 сентября 2008 г. N А60-17820/2008-С9
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Свердловской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника